СЕЗОН ФИЛАРМОНИИ: ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Поделиться
Пришла осень — и афишные стенды Киева привычно зажелтели: на них появились филармонические афиши...

Пришла осень — и афишные стенды Киева привычно зажелтели: на них появились филармонические афиши. Что ожидает поклонников академической музыки в будущем сезоне? Насколько оригинальным и интересным он будет?

Само открытие сезона обещает быть незаурядным: завтра, 17 сентября, Евгений Ржанов сыграет Второй фортепианный концерт Л.Ревуцкого, а Н.Дядюра продирижирует «Фантастической симфонией» Берлиоза. Оба произведения нечасто исполняются; оба — в золотом фонде мирового искусства. Компоновка программы по принципу «фифти-фифти» — также в традициях филармонии. В этом плане концерт-открытие во многом является моделью всего будущего сезона.

Во-первых, в нем пропорционально будет представлена западноевропейская классика и отечественная музыка. Так, Марко Комонько в декабре сыграет целый концерт из произведений Мирослава Скорика, а Ольга Ривняк — из сочинений Евгения Станковича (январь); опусы Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса включил в свою апрельскую программу Сергей Стадлер; в планах также — рахманиновские клавирабенды Владимира Мищука (Санкт-Петербург) и Владимира Виардо (США).

Во-вторых, грядущий сезон во многом будет ориентирован на юбилеи. 250-летию со дня смерти И. С.Баха приурочен концерт камерного оркестра «Музыка вива» под руководством Александра Рудина и выступление Владимира Крайнева. К 190-летию со дня рождения Фридерика Шопена и Роберта Шумана Наум Штаркман исполнит «Карнавал» и шопеновские миниатюры. Паскаль Годар к 125-летию Мориса Равеля предложит программу из сочинений французского композитора. Знаменитая Пятая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит к 25-летию со дня смерти композитора в интерпретации московского дирижера Александра Дмитриева. Планируются и концерты к юбилею А.Скрябина.

В-третьих, «опорными конструкциями» сезона традиционно выступят поддерживаемые Фондом содействия развитию искусств филармонические абонементы («Искусство фортепианной игры» и «Скрипичная музыка») — именно в рамках названных абонементов предполагаются гастроли наиболее именитых музыкантов.

Наконец, гастролерами чаще всего выступают наши бывшие соотечественники, живущие и работающие ныне в дальнем зарубежье. Посудите сами: «киевляне» Евгений Ржанов и Вадим Гладков приезжают, соответственно, из Германии и Испании, «москвичи» Наталья Корсакова и Дмитрий Башкиров — из Амстердама и Мадрида, «львовянин» Марк Комонько, «киевлянин» Алексей Гринюк и «москвич» Григорий Жислин — из Лондона... Ближайший (19 сентября) концерт Виктории Лукьянец из планируемой серии «Золотые голоса Украины» также напоминает о нынешней зарубежной, австрийской, «прописке» киевской примадонны (в программе — сочинения Беллини, Доницетти, Рахманинова).

Поневоле задумаешься: насколько же мощной является наша исполнительская школа, насколько она фундаментальна, раз, инвестируя музыкальную культуру развитых стран такими именами, все еще остается жизнеспособной!

Впрочем, а не обольщаемся ли мы, утверждая это? Не выдаем ли желаемое за действительное? И не в прошлом ли уже все — и школа, и традиции, и собственно академическая музыкальная культура?

Столь грустная нота в размышлениях о будущем сезоне вполне объяснима и оправдана. Варясь в собственном соку, часто даже не задумываемся о том, какими филармонические сезоны бывают в принципе, постепенно забывая и то, какими они были у нас раньше. За примерами далеко ходить не нужно — московские критики сетуют, что чересчур много одинаковых программ предлагают в наступающем сезоне москвичам их коллективы и дирижеры. К бетховенскому юбилею трижды (в разных интерпретациях!) должна прозвучать в Москве Девятая симфония; а Четвертый фортепианный концерт — шесть раз. Нам бы такого однообразия...

А пока — удовольствуемся тем, что имеем. Тем более что, несмотря на традиционность и отсутствие принципиальных новаций (нынешний сезон подчас выглядит как слепок предыдущего), здесь есть что послушать. Если будет продолжен малеровский цикл Владимира Сиренко (по словам генерального директора филармонии Дмитрия Остапенко, филармония готова продолжить сотрудничество над этим проектом, вызвавшим живой интерес киевской публики), если состоится запланированный на октябрь концерт Гидона Кремера (программа еще уточняется, но, по предварительным сведениям, это будет музыка Альфреда Шнитке; дирижировать будет Роман Кофман), если приедет с запланированными гастролями Юрий Башмет, если удастся-таки завершить ведущиеся не первый год переговоры с Мстиславом Ростроповичем — филармонический сезон заиграет дополнительными красками.

Что ж, поживем — увидим.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме