Сергей Швыдкий: «СТРЕМЛЮСЬ БЫТЬ МНОГОГРАННЫМ»

24 января, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 4, 24 января-31 января 1997г.
Отправить
Отправить

Родился в 1962 г. в Киеве. По гороскопу Скорпион. Балетом начал заниматься с 10 лет. Своими учителями считает Л.Ю.Цветкову, Т.И.Лазарчук, Е.В.Зайцева, Д.Подвысоцкого, М.П.Моткова, Н.И.Трегубова.....

Родился в 1962 г. в Киеве. По гороскопу Скорпион.

Балетом начал заниматься с 10 лет.

Своими учителями считает Л.Ю.Цветкову, Т.И.Лазарчук, Е.В.Зайцева, Д.Подвысоцкого, М.П.Моткова, Н.И.Трегубова...

Занимался классическим балетом, народными танцами, увлекался джаз-танцем...

Психология и мировосприятие артиста балета.

Окончил Киевский институт культуры (кафедра хореографии).

После окончания учебы уехал в Москву. Работал в «Независимой труппе» Аллы Сигаловой...

Последнее время вел класс мастерства актера в Киевском институте театрального искусства им.К.-Карого. Сейчас не работает - попал под сокращение.

Любимые цвета: черный и белый. Противник пестрых коллажей.

Его хореографический стиль, почерк - узнаваемы.

Мечтает создать свой театр.

Больше всего его отпугивают проторенные дороги. Не боится экспериментировать, ошибаться. Смело бросается преодолевать любые трудности. Без борьбы ему скучно.

Творческое кредо: «Искусство не есть только форма, это прежде всего содержание».

Интервью с Сергеем Швыдким, дипломантом конкурса артистов балета им.Сержа Лифаря, танцовщиком и балетмейстером, удостоенным внимания самой Плисецкой, состоялось накануне его поездки на конкурс «Майя'96» в Санкт-Петербург, куда его любезно пригласила сама хозяйка - блистательная королева балета XX века.

- Когда и как вы пришли в балет, стали балетмейстером?

- В балет я пришел поздно. Честно говоря, я с детства классический балет недолюбливал, хотя и занимался им. Меня отталкивала прямолинейность выражения чувств в балете, в этом для меня было что-то неестественное, примитивное и смешное. Есть в этом веками принятом, традиционном ограничении некая конкретность, которой не должно быть, на мой взгляд, в современном балете - искусстве, построенном прежде всего на условности. Иначе нет пищи для ума и фантазии. А если нет возможности додумывать, мне неинтересно. Ведь даже при чтении книги у нас больше возможности фантазировать. Балет умирает от конкретики...

- Когда вы почувствовали, что отходите от эстетики классического танца?

- Точно сказать не могу. Но я всегда стремился сделать что-то иное, чтобы любой зритель (прежде всего я сам!), сообразно своему уровню развития, находил в балете пищу для размышлений, широкое поле деятельности для собственной фантазии. Вот, скажем, фильмы Тарковского или Параджанова (там ведь общепринятой конкретики нет!) - это и есть, на мой взгляд, настоящие арт-фильмы. Арт-сочинение должно будить воображение зрителя. Именно в этом его предназначение. На Западе давно пришли к тому, что само движение уже есть искусство...

- Есть ли у вас лейттема творчества? Устоялись ли свои видение, почерк, стиль?

- Не знаю. Я сознательно пытаюсь не повторяться, забыть то, что уже сделал, уйти от самого себя... Стремлюсь достичь многогранности, расширить диапазон своего собственного видения, стиля... Вот, к примеру, «Кармен» - это мое, а «Каренина» и «Ностальгия» - уже поиск себя другого... «Несбывшееся танго» - тоже моя удача. Это рассказ о жажде встречи, поиске друг друга. Один лишь раз происходит краткая и дорогая встреча, миг соприкосновения - и вновь пути расходятся, у каждого своя дорога... И в этом философия жизни.

- Случались ли у вас встречи, яркие впечатления, которые изменили впоследствии вашу жизнь?

-Меня «открыла» Алла Сигалова. Я ей безмерно благодарен. Сигалова - яркая, сильная и неординарная личность. Четыре года работы в ее театре стали уникальной школой для меня. После института я уехал из Киева в Москву. Мне хотелось чего-то необыкновенного, я метался, искал... Какое-то время работал в труппе «Братья и сестры», однако эстетика чистого шоу меня не удовлетворяла. Несмотря на высокие на то время гонорары (по 100 рублей за выход) я перешел в театр Сигаловой на ставку 140 руб. в месяц, ибо почувствовал: это мое! В тот момент я остро нуждался в духовной пище, жаждал общения с коллегами, которые были профессионально выше, опытнее, умелее меня. Четыре года жизни впроголодь... Но я стал актером первоклассного коллектива, работал рядом с Олегом Борисовым, Сергеем Вихаревым, Аллой Сигаловой... И были дивные моменты сотворчества, а именно это для меня неоценимо важно. Я учился у драматических актеров игре, они же у меня - пластике, искусству движения... Думаю, мы принесли пользу друг другу и расстались друзьями...

- Присутствовали ли в вашей жизни этапы преодоления себя, жесткой ломки?

- В труппе Аллы Сигаловой все актеры - выпускники ГИТИСа. Я был единственным профессиональным танцовщиком, кроме нее самой, конечно. Долгое время я удивлялся тому, что ее выбор пал на меня. Однажды в спектакле мне пришлось даже говорить текст. Это для меня было настоящим испытанием. Как я мучился, не передать! Я не спал, думал об этом и день и ночь, искал, пробовал, старался - все не то. Будучи уже на грани истерики, я отказался... Тогда Сигалова подошла и сказала: «Теперь ты знаешь, что ты - бездарь, ноль?..» Я ушел в угол зала, собрался, и... прорыв состоялся, дело пошло. Позже за кулисы пришла Маргарита Терехова и объяснила мне, что я сделал за один месяц то, чего люди порой достигают в течение долгих лет. Я был горд собой...

- На первом конкурсе «Майя-94» хореографическая миниатюра «Кармен» Сергея Швыдкого помогла Елене Филипьевой выйти в лидеры. Исполнительница завоевала золотую медаль, а доселе не известный киевский балетмейстер привлек внимание самой Плисецкой...

-В последний свой приезд в Киев Майя Михайловна пригласила меня к себе для беседы. Она выразила пожелание, чтобы я создал свою версию «Кармен-сюиты». Я ей объяснил, что в Киеве у меня нет никакой возможности осуществить этот проект. Плисецкая предложила мне приехать в Санкт-Петербург, представить на конкурс «Майя-96» свои работы и там продолжить переговоры. Кстати, на прошлом конкурсе приз за лучшую хореографию на музыку Бизе-Щедрина получил Джон Ноймайер. И поговаривали, будто был спор, кому отдать предпочтение - ему или мне...

- Ваше впечатление о прошедшем конкурсе им.Сержа Лифаря. Каково, на ваш взгляд, состояние киевской балетной школы?

-Все педагоги стараются что-то делать. Мне же в наших танцовщиках не хватает прорыва в другую эстетику. Я видел Нуреева, Барышникова, Макарову - эти танцовщики в свое время прошли великолепную школу классического танца, но они ее как бы забыли, хотя навыки этой школы остались жить у них как в сознании, так и в мышцах. Они «прорвались» дальше... А у нас этого прорыва пока не происходит. Мы топчемся на одном месте, на уровне элементарной школы. Нет искусства, а есть балетный спорт и его достижения. Это меня печалит.

- Ваши планы, идеи, задумки...

-Вынашиваю композицию о жизни Ван-Гога на музыку А.Вивальди. Почти готов одноактный балет на музыку Н.Паганини, рассказывающий о нем самом. Я «вижу» своих главных исполнителей - Татьяну Боровик и Анну Денисенко. Меня всегда привлекали балерины яркого драматического плана, а в актере - его индивидуальность. В спектакле есть четыре персонажа, олицетворяющие четыре знаменитые скрипичные струны Паганини. Я вижу весь балет, как наяву, чувствую его нерв...

- О чем вы мечтаете?

- Моя мечта - создать театр «Арт-балет», в котором полноправно сосуществовали бы художественный танец, драма, слово, костюм, музыка, цвет, свет... Я живу этой мечтой, болею этим... Хотелось бы родить нечто свое собственное - воспитать своих актеров, напитать их своими идеями, чтобы дышали в унисон, понимали друг друга с полуслова... Могу сказать, что мой дом - это балетный зал. Я могу там находиться вечно. Люблю пустоту зала, звучащую в нем музыку, и всех моих исполнителей - не выходил бы оттуда!

- Чего вам не хватает для осуществления своей заветной мечты?

-Мы остро нуждаемся в репетиционном помещении. Найти сцену для выступления не проблема! Есть идеи, есть исполнители, т. е существует уже свой мир. Я очень сожалею, что не остался в свое время работать в Америке. Прожив месяц в шикарных условиях (комфорт, все есть!), я страшно затосковал, ощутил ужасную пустоту. Казалось бы, никаких проблем, а у меня пропали даже идеи!!! Мне не за что и не с чем было бороться! Я не выдержал и возвратился домой... Сейчас-то я понимаю, что надо было остаться, заработать денег и только потом вернуться, купить подвальчик и начать здесь работать!

- Не пугает ли вас мысль: «Ничто не ново под луной?»

- Абсолютно не пугает. Жизнь многогранна. Каждый человек - новая, неповторимая грань. В этом вечный процесс обновления. Я в это твердо верю, и мне ничего не страшно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК