На недавно завершившемся 45-м Международном фестивале в Карловых Варах главный приз — «Хрустальный глобус» — снискал испанский фильм «Москитная сетка». Звездными гостями престижного чешского кинофорума были… Джуд Лоу, которого едва не «задушили», Никита Михалков, публично заявивший о смерти кинокритики… Но все-таки главный эффект фестиваля — насыщенная и многогранная программа, в разных ракурсах исследовавшая семейные ценности и семейные ужасы начала XXI века.
ГОРОД
В знаменитом чешском городке (согласно легенде, он возник благодаря Карлу IV — тот случайно наткнулся на горячий источник, и ахнул от восторга!), праздник кино действительно получился. По всем пунктам — организационным, художественным, зрительским.
Такого рода фестивали — прекрасный пример для многих наших украинских организаторов. И открытый урок на тему: как создать прекрасную фестивальную ауру (причем не на словах, а на деле).
Сразу же по прибытии замечаешь, как курортный город (всего лишь 50 тыс. населения), прославившийся целебными водами (12 источников), загодя подготовился к кинопразднику. И культура праздника не только в программах — она начинается с создания необходимых условий быта, комфорта — и для гостей, и для местных жителей.
Поражает удивительная чистота Карловых Вар… (Это вам не Крещатик во время наших массовых гуляний.) При том, что в чешский город съезжается много молодежи. И отдыхают, как правило, в парках на траве. Однако и в этом случае культура побеждает «трэш».
Наружной рекламы фестиваля более чем достаточно. Куда ни глянь — везде «45th Karlovy Vary International Film Festival». Гостей с оранжевыми ленточками (аккредитация) здесь не меньше чем курортников.
Старинный кинофестиваль разделил такой же старинный город на две условные части. На одной стороне (вдоль реки Тепла) — крутые Ауди, они транспортируют знаменитостей «туда-сюда» по их же первому желанию. А другая часть города — для всех… Впрочем, это не дискриминация по звездному признаку, а скорее элемент создания престижа.
Старожилы говорят, что организационный уровень фестиваля совершенствуется год от года. Звезды, гости, журналисты имеют возможность увидеть фильмы, которые не успели посмотреть на большом экране, в специально оборудованных видеорумах. Четко работает пресс-центр. Всегда доступен Интернет, другие виды связи.
На просмотрах заметны зрители в инвалидных колясках. И здесь все для них предусмотрено — специальные подъезды, подходы.
Это ведь тоже показатель культуры европейского общества.
Карловарский фестиваль, находящийся на «границе» востока и запада, привлекает продюсеров и дистрибьюторов со всей Европы. А публика, стекающаяся на этот же фест (много студенчества), действительно любит искусство кино и невероятно доброжелательна к его создателям.
Стоит сказать также о выносливости публики. Ведь в этом году в разных программах представлено в общей сложности 204 картины (более чем 400 просмотров). В их числе 15 мировых премьер.
Однако, несмотря на насыщенность программ, залы переполнены. Организаторы фестиваля одним из главных своих достижений считают как раз зрительский феномен — интерес к форуму.
Аудитория фестиваля часто спит даже в палатках, под мостами.
Зритель платит посильные для студенческого кармана деньги за возможность просмотра того или иного фильма. И это придает карловарскому кинофоруму шарм эдакого «чешского Голливуда».
На фестивале чешское пиво льется рекой. Множество палаток со знаменитым местным напитком самых популярных сортов. Некоторые фестивальщики, кстати, не считают пиво алкоголем. (Да и немало местных уважаемых «панов» заряжается этим напитком с самого утра…)
Но во главе угла здесь все равно искусство кино, а не киноярмарка тщеславия (как на иных подобных мероприятиях), о чем и говорят многие гости, приезжающие в Карловы Вары.
При этом чехи довольно самоироничны. Подверждение тому — их киноролики перед фильмами. В сюжете оных — разные знаменитости, ранее получившие главные призы этого смотра. И как же они распоряжаются «Хрустальным глобусом»? Например, Дэнни де Вито разбивает своим трофеем телефон, который мешает ему уснуть. А режиссер Милош Форман дробит призом прописанные врачом таблетки.
ФИЛЬМЫ
Категория «А», закрепленная за этим фестивалем, предполагает в основных программах только эксклюзив.
А член основного жюри, российский кинорежиссер Алексей Попогребский поделился с «ЗН» некоторыми наблюдениями о форуме:
— В Карловых Варах атмосфера — сверхдемократичная. Считаю верным направлением то, что большой кинофорум проходит в небольшом городе. И это залог того, что фестивальная машина вертится только вокруг кино.
В основном конкурсе значилось 12 картин. Это ленты разного уровня и художественных направлений. Во многих из них поднимается тема сложных (порою даже извращенных) семейных отношений.
В итоге жюри во главе с американским продюсером Роном Йерксом решило отдать Гран-при картине «Москитная сетка» испанского режиссера Агусти Вилы. (Он и получил «Хрустальный глобус» и денежный приз в 30 тыс. долл.)
В «Москитной сетке» под прицелом большая сборная семья. Отец соблазняет служанку, мать спит с другом сына-школьника и просит его называть себя «шлюхой» (что он с радостью и делает), а сам сын собирает повсюду бездомных кошек и собак… Подруга семьи весьма необычно воспитывает свою дочь: насильно запихивает ей в рот недоеденное мороженое и остригает малышке волосы…
Бабушку в ленте играет дочь великого Чарли Чаплина Джеральдин Чаплин. Ее героиня страдает болезнью Альцгеймера и все время норовит… засунуть голову в духовку.
В общем, семейка Адамсов на новый лад. Повсеместная шизофрения. Финал картины показателен. Вся семья в сборе, вроде бы надумали помириться… Но неизвестно, к чему приведет это временное перемирие.
Трудно ответить, почему жюри предпочло этот фильм. Может быть потому что «Москитная сетка» — яркий пример и зрелищного, и артхаузного кино…
Специальный приз жюри и 20 тыс. долл. достались картине, которой доверили открывать фестиваль — «Куки» Яна Сверака (Чехия—Дания, 2010). У этого режиссера есть знаменитый фильм «Коля» (снискавший «Оскар» и «Золотой глобус» в 1996-м). Главную роль в новой истории играет сын режиссера Ондра Сверак. В фильме любимую игрушку мальчика, медвежонка Куки, пришлось выбросить, так как он превратился в рассадника вредной пыли, а у ребенка — астма. После этого малыш постоянно представляет, как плохо живется Куки на свалке и как его обижают… пластиковые бутылки, пакеты, прочий мусор. В этой притчевой картине Добро побеждает Зло, и Куки возвращается к своему герою. Анимационный язык режиссера Сверака далек от современных технологий. У его кукол нет мимики Шрека: они довольно просты. Но образность и выразительность в ленте впечатляют.
Приз за лучшую режиссуру достался Райко Грличу: «Только между нами» (Хорватия—Сербия—Словения, 2010). Фильм соткан из юмористических ситуаций, но речь идет о серьезных вещах.
Лучшая женская роль — Анаис Демустье за работу в фильме «Милое зло» (Оливье Куссмак, Франция, 2009). Это дебют режиссера в большом кино. Жанр — психологический триллер (рассказ о маленькой 15-летней прелестнице, которая давит на жалость, обманывая пожилую супружескую пару).
А вот приз за лучшую мужскую роль разделили Матеуш Косцюкевич и Филипп Гарбач за роли в фильме «Мать Тереза котов» (Павел Сала, Польша, 2010).
Довольно интересна и остроумна, хоть и не удосужившаяся приза, трагикомедия «Брат и сестра» от модного режиссера Даниэля Бурмана. В центре — пожилые брат и сестра, так и не научившиеся жить друг без друга. Сусанна пытается молодиться при помощи «инъекций» красоты, чем вызывает откровенное отвращение. Брат-гей у нее под каблуком. Он позволяет вить из себя веревки, время от времени впадая в аутизм. Примирение наступает, когда личная жизнь каждого из них «устаканивается».
Наконец, единственный русский фильм в главной программе — «Другое небо» Дмитрия Мамулии —удостоен Специального упоминания большого жюри и Приза Экуменического жюри.
В своей киноистории Мамулия предлагает зрителю своеобразный «рисунок»… Человек в поисках
чего-то дорогого и ценного попадает в лабиринт, где ему приходится видеть вещи, которые он не намеревался увидеть ранее. Все у него плохо: гибнут овцы, исчезла жена. Сын, с которым он приехал в Москву, тоже гибнет. Этого персонажа — гражданина некой среднеазиатской республики — органично изображает алжирец-непрофессионал Хабиб Буфарес. Режиссер приоткрывает агрессивность Москвы — безжалостно, физиологически. Показана во всех нюансах принудительная дезинфекция эмигрантов в бане, а также бесконечные мешки, которые герой подвязался таскать в Москве, еще реалии больниц и моргов. Физиология, натурализм… В одной из сцен гость столицы сбивает на дороге собаку. И режиссер вглядывается в глаза страдающего животного так же, как он «любовался» агонирующими овцами. Иногда к этому герою возникает откровенная неприязнь. Этот персонаж без психологических свойств, у него только намерения. Он ищет. Ищет жену… Ищет себя. Что касается «мусульманских традиций», то, наверняка, можно спорить с режиссером. Вряд ли повсеместной практикой является то, что мусульманская женщина оставляет мужа и ребенка, а сама устремляется в Москву «на работу». Г-н Мамулия признался, что в его картине изначально был снят эпизод, в котором герой убивает свою жену. Но… финал оказался иным. Сцена обретенной короткой семейной идиллии: супруги в салоне машины… Достаточно сдержанная карловарская публика встретила этот финал восторженными аплодисментами.
— Эта работа была для меня весьма интересной, — рассказывает «ЗН» Дмитрий Мамулия. — Тема гастарбайтеров сегодня модная, но мне хотелось снять философичную и притчевую картину. Моя лента в парадигме современной режиссуры. Это использование неких «кодов». Никаких политических и даже эстетических характеристик. Здесь культура существования персонажа — за пределами определенного «круга». Мы пытались избегать четких социальных контекстов. По той причине, чтобы это не имело ассоциаций со злободневностью. Натурализм — лишь мембрана фильма и его внешняя сторона. Ведь иными способами нельзя выражать мысли и «рисовать» картины. Я хотел, чтобы мой неприспособленный к московской жизни герой передвигался как по шахматной доске жизни. Чтобы он был абсолютно чужим заданной среде.
…Многие гости на фестивале делились впечатлениями о фильме. Дескать, у него диагноз один — депрессия. На что режиссер отвечал: «Лелейте свою депрессию и пронесите ее за пределы этого фильма!»
Тема заробитчан не ограничилась картиной Мамулии. В конкурсе «К востоку от запада» был показан фильм Юсупа Разыкова «Гастарбайтер», в котором «смена декораций» — не муж ищет жену, а дедушка из Узбекистана ищет внука, пропавшего в Москве (тот тоже подался на заработки). Киноязык Разыкова иной — более походящий на «телемуви», лишенный «фестивального» почерка. В секции «К востоку от запада» победителем признан (10 тыс. долл.) фильм «Аврора» Кристи Пуйю (Румыния—Франция—Швейцария—Германия, 2010).
А в программе документального кино лучшие документальные фильмы (5 тыс. долл.) — «Семья» Микаэля Вистрема и Альберто Херсковица (Швеция, 2010) и «Река» Юлии Груодиене и Римантаса Груодиса (Литва, 2009).
Четкая структурированность внеконкурсных программ позволяла любителям кино сориентироваться в своем выборе среди параллельных показов — «Горизонты» (участвовал фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом»), «Форум независимых» («Я» Игоря Волошина).
Любопытна секция «Открытые глаза»: среди одиннадцати фильмов сразу пять — участники основного конкурса Каннского кинофестиваля 2010 года.
В этой программе остался и украинский след… Естественно, это «Счастье мое» режиссера Сергея Лозницы (фильм уже проехался по многим фестивалям и совсем недавно получил награды в Сочи и Вологде). В Чехии на украинском фильме зал был переполнен, попасть невозможно. И снова, как и в Каннах, «Счастье…» Лозницы схлестнулось с «Утомленными солнцем-2» Михалкова. Причем в одной программе.
Кстати, сам Никита Сергеевич таки сжалился над фестивальной публикой и «отрезал» от своего блокбастера полчаса экранного времени.
ЗВЕЗДЫ
В этом году кинофестиваль посетили многие селебрити. Из самых звездных — актер Джуд Лоу («Талантливый мистер Рипли», «Шерлок Холмс»). Мировую звезду едва не задушили в объятиях многочисленные поклонники. Но «работает» актер профессионально: голливудская улыбка и неутомимость в раздаче автографов.
Джуду вручили президентскую награду за выдающиеся актерские достижения. Чтобы отметить это дело, Лоу отобедал с президентом фестиваля, актером Иржи Бартошка, а чуть позже взял в руки микрофон и исполнил классический хит Чака Бэрри Johnny B. Goode. Публика была в восторге.
«Хрустальный глобус»… но не за «Утомленных солнцем-2», а за общий, «выдающийся вклад в мировое киноискусство» получил Никита Михалков. Может, это и стало своеобразным утешением для мэтра, чей дорогостоящий фильм с треском провалился в нашем прокате.
В Карловых Варах Никита Сергеевич заявил: «Кинокритика для меня умерла! Если отождествляется фильм с тем человеком, кто его делал, с его родителями и так далее… Почему-то сам фильм не обсуждают, а обсуждают меня и мою семью… Такая критика для меня перестает существовать! Она мне по сути просто неинтересна…»
Отвечая на вопрос «ЗН», почему хронометраж «Утомленных-2» не был сокращен изначально (а только к фестивалям), с учетом того, что в картине много натуралистических сцен и не каждый пожилой ветеран выдержит эти испытания, киномэтр пустился в пространные рассуждения о Великой Отечественной…
— В моей картине есть метафизика, к которой многие не привыкли! Я получал невероятно интересные письма от людей, попавших в магнетическую сферу моей картины. Ведь психология войны неоднозначна… Сидит, например, в окопе солдат и думает: вот лежит немец и надо с него снять сапоги, а если вылезешь, то убьют, но ночью этот немец замерзнет и его придется тащить к огню, чтобы отогреть ноги и снять сапоги… Это совершенно иной взгляд на войну. Ведь у историка своя правда, а у художника — своя.
…Никита Сергеевич так увлекся пространными рассуждениями о «психологии войны», что даже не заметил как пролетели отведенные ему полчаса на встречу со СМИ. «Вот это демократия!» — с удивлением воскликнул мастер.