СЧАСТЛИВОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ «ЧЕРТОВОЙ ДЮЖИНЫ»

Поделиться
Бури и грозы, прохлада мутного моря, свойственные началу июня в Сочи, равно как и жаркие фестивальн...

Бури и грозы, прохлада мутного моря, свойственные началу июня в Сочи, равно как и жаркие фестивальные дискуссии после просмотров, определяющие параллельно с жюри претендентов на призы, стали уже историей «Кинотавра-2002». (Замечу в скобках, что в материал прошлого номера вкралась досадная опечатка — вместо «2002» было напечатано «2001»). В день, когда гости и участники фестиваля покидали гостеприимные Сочи, сияло солнце, голубело чистое, без единого бело-серого мазка небо, а прозрачное, спокойное море прощально плескалось у берега, заставляя еще больше сожалеть о расставании и словно тихо улыбаясь несовпадению личных пристрастий с выбором жюри.

Кино предпочитает молодежную тематику

Во всех трех конкурсах ОРКФ — основном, дебютном и зрительском — основная часть фильмов была посвящена молодежи. Видимо, именно через юных героев, с их максималистским неприятием отцовских ошибок, кинематограф осмысляет прошлое, препарирует настоящее, пытаясь спроецировать картину будущего.

Можно быть абсолютно раскованным в общении и умудренным в сексе, а можно идти на любые ухищрения, дабы приобрести славу секс-символа и занять достойное место среди соплеменников, но на самом деле главным оказывается старое как мир чувство — любовь. Все происходящее является тебе тогда в ином свете. Об этом идет речь в новом фильме Дениса Евстигнеева «Займемся любовью», который тактично, очень современно, по-доброму и с долей хорошего юмора прослеживает путь к первой любви героя картины — незадачливого Тюленя. Режиссер продолжает интересующую его с первой удачной работы (фильм «Лимита») тему адаптации молодого героя в современном, часто жестком по отношению к нему мире. Мы еще вернемся к разговору о нем и о многих других лентах, отмеченных «Кинотавром-2002», т.к. с сентября продюсерская компания «Альянс Шатро», имеющая добрую славу после удачно реализованных проектов с Мариинским и Большим театрами, будет ежемесячно знакомить киевских зрителей с новым кино в программе «Кинотавр» представляет «наше кино». Там можно будет увидеть не только самые «свежие» работы российских кинотворцов, познакомиться с актерами, посмотреть на знакомые любимые лица и открыть для себя звезд новой генерации. Каждая встреча с новым кино будет сопровождаться личным знакомством с многоликим «Кинотавром», умеющим шутить и быть серьезным, петь и устраивать капустники.

Совершенно необычный для себя фильм представил Игорь Масленников. Мастер бытовых историй обратился к притче. В основу «Письма к Эльзе» лег оригинальный сценарий сына Владимира Высоцкого — Аркадия. Образованный романтизм, витая в облаках, не видит мирских изъянов — такова героиня картины, которую играет дебютантка Юлия Маврина. Если романтизм внешне привлекателен, привязанные к быту люди используют его для своих утех. За ненадобностью — выбрасывают. Себе подобных — неземных и мечтательных, мудрых, свободно изъясняющихся на иностранных языках и слагающих стихи, — эти неземные существа находят лишь в спецзаведении для душевнобольных. Страшен мир, где добро и вера осквернены и не востребованы. Во время просмотра картины я не могла избавиться от аналогий с известной в свое время повестью болгарского писателя «Барьер» — уж очень похожа ее героиня, умеющая летать, на героиню Высоцкого-Масленникова.

Отметив самыми высокими наградами«Войну» Алексея Балабанова, стимулирующую крушить все вокруг себя на площадях, жюри оставило за рамками внимания фильм Николая Лебедева «Звезда». Если не считать приза за лучшую музыку к фильму. Картину эту мне удалось посмотреть еще до фестиваля на единичном просмотре в киевском кинотеатре «Жовтень». Хотя картина сделана по давней одноименной повести Эммануила Казакевича, режиссер, не претендуя на кинонаходки, снял грамотно-добротное, на современном уровне кино о самой страшной для нас войне. И сумел вместе с отличным молодым актерским ансамблем, в котором даже трудно кого-то выделить, рассказать историю любви и смерти рядовых мальчишек-разведчиков. Я наблюдала: людей старшего поколения фильм трогает до слез, а молодых заставляет задуматься и вспомнить историю в ее непереписанном виде. Ведь сегодня многие школьники, отвечая на вопрос о победителе в той страшной войне, не задумываясь, называют триумфаторами американцев.

Милую, с легко узнаваемыми персонажами лирическую, грустную комедию о большом кинематографе представил Валерий Рубинчик. На экран вынесены и сложные «закадровые» отношения в съемочной группе, снимающей детектив в подмосковном пансионате «РодНик», и зависимость от никчемного продюсера (его роль со вкусом сыграл Федор Бондарчук), и готовность к мгновенным переменам маститого автора сценария (Евгений Стеблов), и «уходящая натура» (Татьяна Лаврова). Тут и прямые ассоциации, и полунамеки на сегодняшних столпов кино и телевидения, и беззаветная преданность синема.

Воистину порадовал привезенный на фестиваль «с пылу, с жару» «Любовник» Валерия Тодоровского. Потеря любимого человека всегда трагедия, и не каждый в состоянии выйти из тьмы одиночества в нормальный быт. Герой картины — великолепный, как всегда, и новый Олег Янковский — испытывает двойной стресс: после похорон жены находит в ее бумагах письмо к безымянному любовнику. Вся предыдущая жизнь — крах. Чувствуя себя обманутым, герой находит его — очень тонкая работа Сергея Гармаша, — настоящего или придуманного (ведь в конце нет ни письма, ни самого любовника, съехавшего невесть куда), проживает с ним вместе трагедию семейного недопонимания и, окончательно теряя смысл земного существования, тихо уходит выяснять отношения с неверной женой. Необычный взгляд на жизнь, странный ракурс человеческих взаимоотношений и филигрань актерских работ делают картину захватывающе интересной.

Огорчил явной социальной ангажированностью и явными кинематографическими «проколами» фильм признанного мастера российского кино Александра Митты «Раскаленная суббота». Жанрово он обозначен модно и претенциозно — психологический триллер. В основе сюжета — классический треугольник, стороны которого ультрасовременны: депутат думы (Владимир Симонов), его неверная, а впоследствии верная, жена (Виктория Толстоганова) и друг семьи — террорист (актерский талисман режиссера и сопродюсер картины Алексей Гуськов). Фильм полон сюжетных несоответствий, вытекающей отсюда алогичности поступков и присущей жанру жестокости. Плох и несовершенен этот мир, жестоки и дурны люди в нем, но есть, слава Богу, честные и смелые депутаты. Гуськов, на мой взгляд, повторяет себя «раннего», демонстрируя те же приемы и манеру игры, что и в предыдущей картине Митты «Таежный роман».

Вторая попытка в художественном кино Александра Атанесяна явно уступает первой. Хотя и жанры в обоих случаях выбраны безошибочно: в первом случае триллер («24 часа»), во втором — lovestory («Летний дождь). Сюжет вял и надуман, а постерно-рекламная декларативность видеоряда заставляет скучать, выпадая из перипетий киноповествования. Героиня (Евгения Трофимова) хороша собой, как и положено фотомодели, но слабовата актерски. Правда, надо отметить явную актерскую удачу и украшение картины — Игоря Золотовицкого, играющего друга героя фильма. Не исключаю, что зритель воспримет эту ленту с тихой радостью, уж больно велика усталость от чернухи. Тем более что сам режиссер так сказал о своей работе: «Мы снимали о том, как хотели бы жить, каких женщин хотели бы встречать, каких друзей хотели бы иметь, какими красивыми хотели бы быть».

В категории «Дебют» было два явных лидера: фильм Андрея Прошкина «Спартак и Калашников» — милая история приключений детдомовца Шурки Калашникова и овчарки Спартак, и работа Алексея Мурадова «Змей» — неторопливый и подробный рассказ об одном дне жизни офицера по исполнению приговоров. Непростое кино, но киевские зрители, вероятно, увидят его осенью в программе МКФ «Молодость». Остальные работы, включая отмеченный призом Президентского совета фестиваля фильм «Смеситель» Александра Штейна, посвящены в основном молодежной теме. Но они не продемонстрировали, на мой взгляд, никаких кинематографических находок и открытий, а похожи скорее на ученические экзерсисы, дорогостоящие, правда.

После приличного перерыва в «конкурсную обойму» возвращен конкурс «Зрительский взгляд». В нем, в частности, участвовала работа «украинского происхождения», сделанная по заказу телеканала «Интер», — музыкальная комедия по мотивам повести Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», которую большинство зрителей видело в новогоднюю ночь. А так как картину представлял Филипп Киркоров собственной персоной, то пятитысячная аудитория у большого экрана на площади возле Зимнего театра приняла его «на ура». Картины, отмеченные жюри в этой номинации, безусловно, достойны зрительского внимания, хоть и грешат отдельными дешевыми эффектами. Отмечен спецпризом фильм «Атлантида». Но по непонятным причинам ни в каталоге, ни на своих встречах со зрителями не были упомянуты украинские исполнители, сыгравшие в картине не самые последние, а главное — удачные роли, — Татьяна Шелига и Хостикоев-младший.

Насыщенная фестивальная программа не отклонялась от графика. Правда, к сожалению, фестивальной публике не удалось посмотреть новую работу Александра Сокурова «Русский ковчег» и фильм Егора Кончаловского «Антикиллер», которые по разным причинам в последний момент не попали на фестиваль.

Планы группы компаний «Кинотавр»

Кроме фестиваля, о котором сейчас идет речь, группа компаний «Кинотавр» проводит традиционный зимний кинофорум «Лики любви», осеннюю «Неделю «Кинотавра» в Нью-Йорке, «Эхо «Кинотавра» во многих городах России и СНГ, Международный фестиваль детского кино «Кинотаврик», о котором так давно мечтал Марк Рудинштейн. В ноябре этого года он пройдет в Сочи уже второй раз. Прошлогодний имел ошеломляющий успех среди участников и зрителей.

Но неутомимый Рудинштейн решил пойти дальше. В один из фестивальных дней был презентован Детский благотворительный фонд «Кинотаврик» — президент Марк Рудинштейн, генеральный директор Борис Кобзев. Учредителями стали вышеупомянутая группа компаний «Кинотавр» и ООО РКТ «ИнтерЮнион». В правлении фонда — крупные общественно-политические деятели, представители бизнеса и культуры. Кроме реализации проектов, направленных на содействие духовного развития ребенка в сферах образования, культуры и искусства, фонд начинает строительство типовых детских домов в Московской области и по регионам России, рассчитанных на проживание 24—30 человек. Закладка фундамента первого из этих домов уже состоялась в Тамбовской области, о чем ее губернатор сообщил телеграммой. Девиз фонда — «Россия без потерянных поколений», и похоже, забота, пусть пока о части бездомных детей, которые стали бичом нашего времени, станет не декларативной, а подлинной. Об этом свидетельствуют реальные планы фонда — от строительства домов, подготовки персонала, решения переводить определенные суммы на личный счет каждого ребенка ежемесячно вплоть до совершеннолетия и т.д. до благотворительного концерта в пользу фонда, который во время «Кинотавра» дал Александр Розенбаум в зале «Фестивальный». Огромный зал был полон, а сумма, поступившая в фонд, тут же была объявлена. И в будущем руководство фонда обещает делать свою работу, поступления и траты абсолютно прозрачными.

Ну а рассказы о других фестивальных событиях и встречах с его звездами — в ближайших номерах «ЗН».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме