У Цунь (I премия) |
Один популярный одесский журнал недавно опубликовал список имен двадцати самых известных одесситов ХХ века. Среди них имя гениального скрипача Давида Ойстраха, но вот его современник, фортепианный виртуоз Эмиль Гилельс — блистательно отсутствовал. Музыканты живо обсуждали эту обидевшую их публикацию, тем более что в Одессе была объявлена подготовка к Первому международному конкурсу пианистов памяти Эмиля Гилельса. Директор конкурса, ректор Одесской государственной консерватории имени А.Неждановой академик Александр Сокол принялся за дело с огромным энтузиазмом. В составе жюри, которое возглавил бывший одессит, ныне живущий и работающий в Бельгии известный пианист Борис Могилевский, — музыкант с мировым именем Дина Иоффе, профессор Борис Блох, заведующие фортепианными кафедрами всех консерваторий Украины. Около сорока молодых конкурсантов из России, Белоруссии, Китая, Германии и Украины собрались в Одессе, и процесс пошел…
Буквально накануне конкурса был зарегистрирован Благотворительный фонд имени Эмиля Гилельса, призванный помогать молодым исполнителям, создавать условия для их участия во всеукраинских конкурсах. Поскольку сам Гилельс уделял большое внимание исполнению фортепианных транскрипций, участникам конкурса на первом туре в качестве обязательных было предложено исполнение двух виртуозных пьес, а на втором — транскрипций. В кулуарах бродила идея на следующий год предложить как обязательное какое-нибудь достойное того произведение современного композитора (ведь Гилельс в свое время пропагандировал сочинения Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна). Но, к сожалению, не всякий молодой музыкант сегодня научен не только исполнять, но даже читать с листа так называемую «новую музыку».
И это не основная проблема. Многие специалисты и просто искушенные слушатели заметили, что даже исполнение классической сонаты Гайдна, Моцарта или Бетховена становилось камнем преткновения для конкурсантов, не умеющих подать трех- или четырехчастный цикл как цельное произведение, обладающее определенной драматургией. Да и о виртуозности молодых музыкантов можно говорить лишь с некоторой натяжкой, в большинстве случаев вниманию публики и жюри предлагалось откровенно ученическое исполнение, хотя и отмеченное печатью несомненной одаренности.
Но справедливости ради следует отметить, что достойных поощрения конкурсантов оказалось гораздо больше, чем ожидалось, разница в баллах колебалась в пределах сотых и тысячных долей. Соответственно, поощрить удалось не каждого из числа тех, кто проявил примерно равные возможности. Итоги работы жюри таковы. В категории «А» (учащиеся специальных музыкальных школ) первая премия не была присуждена. Вторую разделили десятиклассник Одесской средней специальной музыкальной школы имени П.Столярского Олег Королев (класс педагога Т.Фоминой) и Роберт Уманский, ученик ЦМШ при Московской консерватории (класс профессора Л.Рощиной). Третья премия досталась Лиане Паниевой, одиннадцатикласснице музыкальной школы при Донецкой консерватории (класс профессора В.Бойкова) и воспитаннику Киевской ССМШ имени Н.Лысенко Андрею Ярошинскому (класс педагога Н.Гридневой).
В категории «Б» (студенты вузов) первую премию завоевал У Цунь (Китай), который обучается в Одесской консерватории (класс и. о. профессора Г.Поповой). Вторую разделили пятикурсник Одесской консерватории Тимур Гасратов (класс и. о. профессора А.Кардашова) и Зварта Багдасарян (Россия), студент четвертого курса Ростовской консерватории (класс профессора В.Дайча). Третья — у студента четвертого курса Одесской консерватории Игоря Парады (класс профессора А.Бугаевского) и второкурсницы Харьковского государственного института искусств имени И.Котляревского (класс профессора Н.Мельниковой). Звание дипломанта конкурса завоевал студент Национальной музыкальной академии Украины Александр Гринюк (класс педагога Б.Федорова).
В дни конкурса в зале филармонии во время прослушивания участников безвременно ушел из жизни профессор Одесской консерватории, член жюри конкурса Александр Бугаевский — не выдержало сердце. Жюри учредило специальный приз его памяти, которого удостоены Валерия Кучеренко, Ольга Иваненко, Олеся Шутко и Кирилл Нечаев. Поистине самоотверженность проявил Одесский филармонический оркестр, всего за две репетиции «подхвативший» юных лауреатов, ведь многие ребята впервые выступали с настоящим оркестром… В процессе преодоления множества организационных сложностей (к счастью, филармония предоставляла зал бесплатно) одесситы не упустили главное — музыку. Неурядицы забудутся, а исполнение У Цунем
26-й сонаты Бетховена — вряд ли. Предположительно конкурс памяти Эмиля Гилельса будет проводиться по нечетным годам осенью, и одесскому форуму фортепианного искусства еще предстоит занять свою нишу…