Двадцатое февраля для художественной Украины, для Киева и особенно для Андреевского спуска, улицылегенды, останется печальной датой. Мастерскую, любимые холсты, родных и друзей покинул большой мастер — живописец Валентин Реунов, по уровню мастерства стоящий в одном ряду с Н.Глущенко, А.Эрдели, Т.Яблонской. Он был художником безупречного вкуса, уникальным знатоком историкохудожественных раритетов, человеком высокой образованности.
Валентин Реунов останется в числе редких подвижников, которые в середине 80-х годов ХХ века вдохнули новую жизнь в запущенный, обветшавший Андреевский спуск. Бизнесмены, которые теперь мечтают о том, как бы изгнать художников с «киевского Монмартра», пришли сюда много позже. А тридцать лет тому назад дома с прогнившими стенами, полами и перекрытиями художники изо дня в день превращали в светлые студии. Когда в мастерской В. Реунова запылал камин, согревая друзей и душу мастера, часто вспоминалось, как в течение десяти лет он отвоевывал у хаоса часть пространства, создавая даже не дом, а «художественный космос». Когда отворялась дверь, всех поражала небудничная красота интерьера, наполненного аурой времен Людовика XIV. С порога забывалось, «какое… у нас тысячелетье на дворе» (Б.Пастернак).
Мастерски владея уникальными ремеслами — реставратора, краснодеревщика, позолотчика, чеканщика, В.Реунов создал среду, сравнимую разве что с домом-музеем Богдана и Варвары Ханенко. Как универсал ренессансного типа, владея забытыми ремеслами, В.Реунов спас от гибели предметы историко-материальной культуры XVI—XX столетий, собрал уникальную библиотеку по вопросам старинных ремесел, но главное — стал живописцем наивысшего мастерства. Не случайно эта «идеальная мастерская» всегда была полна друзей и учеников — здесь молодежь прикасалась к высокому стилю и вкусу. Подтверждение тому натюрморты В.Реунова. «Здесь пустых мест не осталось, все обитаемо красотой» — эти слова Бориса Пастернака справедливы, когда речь идет о произведениях, созданных признанным мастером натюрморта. Они украшают музеи и частные коллекции Украины, престижные собрания Швейцарии, Великобритании, Германии, России. В натюрмортах фантазия живописца неисчерпаема. Антикварный реквизит для В.Реунова не был экзотикой. В культурном пространстве он чувствовал себя как дома. Каждая написанная ваза, подсвечник, драпировка, любая вещь согрета теплотой влюбленного взгляда.
Валентин Реунов принадлежит к поколению, которое входило в искусство на рубеже 60-х—70-х годов ХХ века. Первые опыты, и весьма успешные, были сделаны в жанре тематической картины. Но вскоре он понял, что в условиях советского идеологического диктата заказная тематическая картина уничтожит его творческую свободу. В. Реунов, решительно, поставив заслон нравственному и художественному компромиссу, избрал жанр натюрморта. Он-то и стал, по признанию мастера, стартовой площадкой для духовного раскрепощения. В одном из интервью Валентин Амплиевич сказал: «Серые, убогие люди, которые почему-то всегда оказывались кормчими и демиургами в искусстве Украины, у меня и моего поколения вырвали из жизни десятилетия. Своим диктатом они убивали наш интеллект, волю к победе, умерщвляя смысл нашего ремесла. Они зорко следили за тем, чтобы молодые, созревая, не дозревали и как можно скорее свой талант обменивали на хлеб материального преуспевания. Натюрморту я обязан спасением своей чести и индивидуальности».
Живопись В.Реунова связана со стилем барокко как в его европейском, так и отечественном, украинском, варианте. Это живопись роскошная, бурная, своевольная. Она замешана на могучей эмоциональности мастера, на его тревогах и напряжении. Натюрморты В.Реунова до предела обостряют наши способности к тончайшим переживаниям, делают счастливым каждого, кто неравнодушен к прекрасному. Каскады цвета, бликов, будто брызги фонтана, одаряют озорным весельем, безудержной радостью оттого, что ты сопричастен этой красоте.
Для киевлян и гостей Андреевского спуска так важно, чтобы «идеальная мастерская», этот уникальный шедевр, созданный великим мастером, был сохранен в статусе музея.