Руководители европейского телеканала ARTE: «Политической цензуры на ТВ не существует ни во Франции, ни в Германии!»

Поделиться
В столицу в рамках программы «Уик-энд с ARTE» (в кинотеатре «Киев») прибыли очень важные гости — руководители популярнейшего в Европе телеканала ARTE.

В столицу в рамках программы «Уик-энд с ARTE» (в кинотеатре «Киев») прибыли очень важные гости - руководители популярнейшего в Европе телеканала ARTE.

Знаменитый канал представляет собой пример «общественного телевидения». Контент ARTE - это, в основном, программы о культуре и искусстве, а также темы, связанные с Европой и Евросоюзом. В программе ARTE также и документальные проекты, и информационные программы.

Кстати, много фильмов, снятых при участии ARTE, снискали на крупнейших кинофорумах награды - «Оскар», «Золотой Глобус» и др.

Как известно, этот канал служит мостом дружбы между Францией и Германией. У истоков его создания стояли Франсуа Миттеран и Хельмут Коль. А разные программы создаются совместными усилиями телекомпаний ARTE France и ARTE Deutschland GmbH.

В эксклюзивном интервью ZN.UA Жером Клеман (президент ARTE France) и Готтфрид Лангенштайн (вице-президент ARTE) рассказали об опыте «строительства» европейского культурного канала… И такой опыт, конечно же, пригодился бы и Украине, где, к сожалению, давно существующий канал «Культура» пребывает на задворках внимания власти и общества.

- Сколько стран в мире имеют сегодня возможность доступа к вашему каналу? Какова его мировая аудитория, помимо Франции и Германии?

Готтфрид Лангенштайн: - Телеканал ARTE можно принимать во многих странах Европы. И даже за ее пределами. По нашим оценкам, около 190 миллионов телезрителей (примерно 80 миллионов домашних хозяйств) смотрят ARTE через спутники Atlantic Bird, ASTRA 1 или Hot Bird в цифровом формате… Либо через кабельные сети, которые распространяют сигнал, получаемый со спутников.

Нас смотрят даже в Африке - в двадцати франкоговорящих странах, благодаря цифровому букету CANALSATELLITE HORIZONS.

- В таком случае, какие проекты в рамках канала, на ваш взгляд, оказались наиболее резонансными за последнее время?

Готтфрид Лангенштайн: - ARTE только-только отметил свой двадцатилетний юбилей. И было бы слишком долго перечислять значимые программы.

Отмечу, мы очень гордимся тем, что наши совместно реализованные передачи, как документальные, так и телевизионные, или кинофильмы ежегодно выигрывают многочисленные призы во всем мире, присуждаемые профессиональным жюри.

Из множества примеров среди недавно вышедших фильмов назову лишь «Жизнь других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, ставший в 2007 году обладателем премии «Оскар» за лучший иностранный фильм, и «Дядя Бунми» таиландского режиссера Апичатпонга Вирасетакуна, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 2010 году. Еще - «Побережья Аньес» Аньес Варда, завоевавший во Франции премию «Сезар» как лучший документальный фильм и удостоенный большой премии Национального общества кинокритиков США; «Карлос» Оливье Ассаяса, только что удостоенны «Золотого Глобуса», так же, как и «Вальс с Баширом» Ари Фольмана, ставший обладателем «Золотого Глобуса» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в Голливуде и премии «Сезар» за лучший иностранный фильм.

- Канал ARTE преимущественно акцентирует свое внимание на вопросах культуры, искусства. Что в большей степени интересует вашего зрителя - кинематограф, живопись, театр, музыка? Проводились такие исследования?

Жером Клеман: - Естественно, проводим измерения аудитории наших программ. И знаем, что большой успех у телезрителей имеют кино- и телефильмы.

Но сильные документальные передачи на исторические темы или остросюжетные расследования по проблемам, вызывающим озабоченность наших сограждан, как, например, качество продуктов питания, воды и воздуха, или же перекосы общества потребления, пользуются огромным успехом - как с точки зрения количества телезрителей, так и резонанса в СМИ.

Передаем также оперные спектакли в прямой трансляции из крупнейших оперных театров во всем мире как, например, «Кармен» - прямо из миланского Ла Скала. Или же делаем передачи, посвященные великим артистам, таким как Мария Каллас, Пласидо Доминго, Рудольф Нуриев.

В таких случаях мы уверены: зрители у нас будут.

- Что бы вы сказали о перспективах развития канала АРТЕ во втором десятилетии XXI века. Какие цели в этом плане ставит перед собой руководство канала? Расширить объем вещания? Повысить рейтинги?

Готтфрид Лангенштайн: - Вы задали чрезвычайно важный вопрос. С момента возникновения Интернета мы столкнулись с беспрецедентной технической революцией, когда видеоматериалы распространяются повсеместно - в глобальном масштабе.

Линейный формат телевидения, в котором мы работали 20 лет назад, в начале существования ARTE окончательно ушел в прошлое. Отныне мы должны, а под «мы» я подразумеваю не только ARTE, но и всех профессионалов данной области в целом, предпринимать усилия, чтобы увязать достижения телевидения с современными интерактивными средствами Интернета и присутствовать на многочисленных вновь возникающих устройствах передачи-приема телевизионного контента: планшетах типа iPad, смартфонах, интернет-модемах ADSL, интернет-телевизорах и т.д. и т.п.

Что касается ARTE, независимо от того, какие бы технологии вещания ни использовались, чрезвычайно важно, чтобы наш телеканал был верен своему призванию, предполагающему творческий подход и оригинальность.

Поэтому хотим поддержать уровень или даже повысить качество и новаторский дух контента, который предлагаем зрителям, телезрителям или пользователям Интернета сегодняшнего и завтрашнего дня.

И мы уже продвинулись в данном направлении. Например, только что запустили в Сети ARTE Creative - платформу обменов между участниками на тему цифрового искусства, которая объединит стрит-арт, фотоискусство, интернет-искусство и т.д.

- Что, на ваш взгляд, могло быть интересно зрителям Франции, Германии из мира украинской культуры? Какие направления в украинской культуре интересуют лично вас? Знаете ли вы непосредственно кого-нибудь из здешних культурных деятелей?

Готтфрид Лангенштайн: - Приезжая в Украину, мы стремимся познакомиться со страной, культура которой недостаточно известна широкой публике западноевропейских стран. Безусловно, знаем, что Украина является колыбелью славянской культуры… Знаем о богатом архитектурном наследии Киева и его окрестностей. И, конечно, знаем Крым и Одессу.

Но современная украинская культура нам еще мало знакома. Поэтому, пользуясь предоставляемой возможностью, будем рады познакомиться с современными творческими деятелями. По крайней мере, в нашей области - телевидении и кинематографе.

- Сталкивались ли вы в своей телевизионной и вообще творческой практике с моментами цензурирования? И существуют ли во Франции какие-либо институции, которые ограничивают вашу творческую свободу? Страдаете ли вы от этого?

Жером Клеман: - За двадцать лет своего существования ни разу не подвергались цензуре в какой бы то ни было форме… По очень простой причине: политическая цензура не существует как таковая ни во Франции, ни в Германии!

В Западной Европе - абсолютная свобода слова. Конечно, бывает, что после выхода в эфир той или иной критической передачи нам дают понять, что она вызвала неодобрение каких-либо политических деятелей. Но это никоим образом не влияет на нашу полную свободу слова.

- Ваш канал в свое время поддержал Франсуа Миттеран… Общались лично с этим человеком? Если да, то какие впечатления остались у вас от сотрудничества с этим политиком?

Жером Клеман: - Создание ARTE, действительно, является плодом совместной политической воли Хельмута Коля и Франсуа Миттерана. И, конечно, в свое время я неоднократно имел возможность беседовать с Франсуа Миттераном.

Для обоих лидеров, в особенности для Франсуа Миттерана, создание Францией и Германией такого культурного телеканала было прежде всего актом европейского значения. Создание ARTE было призвано дать мощный сигнал того, что через год после падения Берлинской стены Европа идет по пути интеграции, и культура должна играть главнейшую роль в этом процессе.

На мой взгляд, по крайней мере, в том, что касается ARTE, их чаяния были даже перевыполнены… Поскольку ARTE быстро завоевала всеобщую поддержку. В том числе и со стороны прессы, которая всегда давала мощную огласку нашим инициативам.

- А связывают ли вас ныне деловые отношения с Николя Саркози?

Жером Клеман: - Конечно, мне случается встречаться с президентом Франции. И наш разговор всегда открытый. Мы обсуждаем общеполитические вопросы, развитие СМИ или отношения с Германией. Он очень интересуется кинематографом…

Редакция ZN.UA благодарит за помощь в организации интервью Французский институт в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме