Рожки да ножки. О «Евровидении» — с любовью

26 мая, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 26 мая-2 июня 2006г.
Отправить
Отправить

Популярный афоризм о том, что музыка объединяет всех, кроме соседей на различных исторических этапах конкурсах «Евровидения», подвергался корректировке...

Украинская команда в Греции на конкурсе «Евровидение-2006»
Украинская команда в Греции на конкурсе «Евровидение-2006»
Украинская команда в Греции на конкурсе «Евровидение-2006»

Популярный афоризм о том, что музыка объединяет всех, кроме соседей на различных исторических этапах конкурсах «Евровидения», подвергался корректировке. Но нынешняя коррекция (зрения) для многих оказалась офтальмологической операцией без скальпеля и лазера. «В нашем доме поселился замечательный сосед!» Даже самые мужественные «соседи» затаились бы от ужаса, не столько услышав, сколько увидев «лучших» исполнителей в «Песне-2006» (по-европейски) — финскую группу Lordi с их китч-хард-роковой композицией «Hallylujah». Что говорить о террариуме песенных единомышленников, которые после фанфарного оглашения результатов сразу поникли, растерялись. Некоторые даже начали суетно оправдываться: «Если определять победу среди людей, а не среди монстров, то она за нами!» (так заявили продюсеры российского поп-исполнителя Д.Билана — второе место).

Тем временем финская группа-чемпион возвращается на родину монстром-героем. На их исторической родине в городе Рованиеми уже принято решение о переименовании площади в честь чудо-талантов. Финское политруководство, оцепенев от катарсиса, наверное, готовит музыкантам прижизненную маску «национальных героев», а аналитики-букмекеры, сетуя, рвут на себе волосы «как же мы их сразу не разглядели?» (совсем незаметные...).

По доброй традиции уже неделю эта тема остается «топовой» и у нас на уровне упражнений в риторике «кто виноват?» (в седьмом месте) и «что делать?» (в будущем году), исходя из опыта — сына ошибок трудных. Если тезисно, то…

Наверное, действительно «Евровидению» у нас уделяют больше времени и общественного внимания, нежели он того заслуживает; некоторые европейские страны относятся к конкурсу спокойнее, иногда даже с сардонической снисходительностью, отправляя на конкурс песни (и артистов) по меньшей мере удивительных.

Наверное (уже зная итоги), можно было бы обойтись и без затянутого местного отборочного «турне» «Ти — зірка». А бойким составом жюри обсудить и утвердить кандидатуру конкурсанта (как в России). И денег бы сэкономили, и девушке осталось бы больше времени на пропаганду себя в странах ЕС.

Наверное, седьмое место — не триумф, но и не позор, скорее — нестыдное участие. Хотя и постановочные издержки номера очевидны (подрядчик Копперфильд подвел, поломав сцензамысел и заставив певицу порой бессмысленно топтаться на одном месте), и синтетическая попытка создания продукта «руслано-папаризо» слишком откровенна; и артистке перспективной несомненно нужно еще немало работать, поскольку природные данные (тембр голоса, внешность и даже энергетический напор) у нее действительно есть.

Наверное, шокирующая группа из миролюбивой страны еще больше запутала музполиттехнологов, которым будет непросто просчитать конъюнктуру конкурса грядущего. Букмекерские ставки на глянец-гламур и девичьи ножки в 2006-м рухнули, а демократический выбор оказался в пользу «рожек» (или «рожиц»), что музыкальных ценителей переполошило не на шутку, а в эфире «Эры» в связи с Lordi даже прозвучало предположение о скором пришествии на наши головы и экраны Антихриста, потому что «Код да Винчи» с ними за компанию.

Наверное, из конкурса для домохозяек, эдакой «музыкальной мыльной оперы» (уже 51-я серия), «Евровидение» мало-помалу перетекает в иные «форматы», поскольку жанровые особенности последних по времени номеров-чемпионов навеяны, если хотите, кинематографическими особенностями; два года назад «сняли» «этнический боевик» (Руслана), год назад показали «греческую смоковницу» (Папаризу), теперь же спродюсировали «фильм ужасов» (Lordi) на стыке китча, трэша, экшна и нафталина. И если разрыхлять эту киноборозду дальше, то в Хельсинки через год могут оказаться востребованными либо «фильм-катастрофа», либо «комедия положений» (комедианты останутся, даже ести сгорят все «цирки» на земле).

А об остальном — о прошлом и грядущем (конкурсах) — в нижеследующих комментариях…

Алена МОЗГОВАЯ (музыкальный продюсер Первого Национального канала) финальную десятку «Евровидения-2006» заранее определила с точностью до ста процентов:

— Победа финской группы для меня не удивительна. Сразу было понятно, что они окажутся на лидирующих позициях, и дело тут не в музыке, а в образах. Сами образы тоже нужно воспринимать с юмором, с иронией. Мы же смотрим фильмы ужасов — и ничего, принимаем игру в заданный жанр. Во «Властелине колец» — столько чудовищ, и как-то протестов не наблюдалось. К тому же есть такой популярный «монстр», как Шрэк, возведенный в ранг едва ли не кумира миллионов — и ничего… Если калькулировать возможный успех, отталкиваясь от принципа «наперекор всем», то и это не всегда может помочь. Есть просто случай, непредсказуемые зрительские ожидания. В одном «Евровидение» стабильно — в традиции «голосуй за соседа». И всегда Греция будет поддерживать Кипр (и наоборот), а Белоруссия — Россию (и наоборот). Но тут уж ничего не поделаешь. Прошлогодний песенный конкурс в Киеве, по-моему, был ярче, сильнее. Самая яркая песня этого года, на мой взгляд, представлена Боснией и Герцеговиной. На будущий год мы пока еще с руководством телекомпании не обсуждали детали проведения отборочных туров. Как только обсудим — сразу же сообщу.

Павел ШИЛЬКО (в эфирах — DJ Паша — феерический комментатор музмарафона, которого цитирует страна, особенно про «Монстробачення»), потрясенный греческими итогами, собирается писать открытое письмо директору «Евровидения» г-ну Стокселиусу с рациональными предложениями модифицировать будущий конкурс:

— Я действительно огорошен итогами. Выиграла не музыка, а маски. Сними они эти личины и дай послушать аудитории их композицию — не уверен, что группа Lordi попала бы даже в десятку. С седьмым местом Тины и Украины я вообще не вижу никакой проблемы, не говоря уж о «трагедии». Это норма. Достойный результат. Безусловно, если бы украинский отборочный конкурс закончился, скажем, в ноябре и у Тины было больше времени и возможностей промоутировать себя в Европе, не сомневаюсь, ее позиция подскочила бы выше. Ведь у тех исполнителей, которые оказались выше песни «Show me your love», было гораздо больше времени на промо-туры. Но на дискотеках в Греции и вправду чаще всего звучала именно наша композиция — ее там полюбили, раскрутили. Сам тому свидетель. Относительно прогнозов на будущий год… Я бы скорее дал прогноз по футболу. Какой? Бразилия… Но вообще в связи с «Евровидением» в Финляндии хочу писать письмо директору конкурса г-ну Стокселиусу. Нужно думать об альтернативном профессиональном жюри, если на конкурсе нивелируется собственно музыка. На «Евровидении» нужно сохранить именно музыкальную составляющую, а не маскарад. Да, даже мои знакомые говорили, что голосовали за финнов «по приколу». Вот и победил прикол. А разговоры о том, что этот конкурс многие европейские страны почти не воспринимают — не более чем разговоры. В некоторых странах, особенно скандинавских, к нему еще больший интерес, нежели у нас (что объяснимо после победы Русланы). Да, возможно с некоторым юмором «Евровидение» смотрят англичане. Но на Би-би-си у этого шоу очень большая аудитория. Да и нет в Европе другого аналогичного музыкального проекта, который бы как-то «консолидировал». «Угадывать» будущего претендента от нашей страны на «Евровидении-2007» бессмысленно. У старой гвардии, по-моему, нет на это дело амбиций. А новая наша звезда, возможно, загорится, как это случилось год назад в Юрмале. Относительно того, нужны ли «народные выборы» посланника на конкурс, — в первую очередь они нужны для канала, как телевизионное шоу. Но и Россия правильно поступила, просто назначив (без волеизъявления «электората») интересного исполнителя.

Андрей ДАНИЛКО (заслуженный артист Украины) уверен, что на «Евровидении-2007» выиграла бы Сердючка при условии ее участия в конкурсе и с учетом нынешней моды на «маски-шоу»:

— Финал «Евровидения», кто бы и как бы ни относился к этому конкурсу, опять подтвердил в общем-то всем известную истину — выигрывает оригинальность. Не важно, много или мало было хороших песен, но очевидно, что победил нарочитый и откровенный «маскарад». Не сомневаюсь, что если бы мой образ — Сердючка — представлял Украину (или Россию) на нынешнем «Евровидении», то победа была бы за нами. Тем более что у меня даже песня специальная припасена. Буду ли участвовать в «Евровидении-2007»? Пока не хочется. Во-первых, не хочется самостоятельно тащить груз организационных проблем, ведь нынешний опыт той же Тины Кароль показал, что ребята все делали сами. Во-вторых, само «Евровидение» уже вызывает меньше драйва — как-то все привычно, даже буднично. И даже этот результат не что иное, как желание людей просто приколоться над многими участниками, их песнями… И потом, я не понимаю разговоров наподобие «Сердючка представляет (позорит, презентует и т.д.) Украину». Сердючка представляет определенный жанр. Как и ребята из финской Lordi. А Украину представляет президент Ющенко. Не надо путать святое с грешным. Думаю, в следующем году будет «мода» не только на определенный жанр, но в первую очередь на хит. Хотя, разумеется, уже давно все лучшие песни спеты, многократно использованы одни и те же песенные «технологии»… И все равно аудитория будет ждать хорошей, яркой, популярной песни. Насколько такая композиция удалась Тине, судить не мне, а критикам. Но если в прошлом году было откровенно стыдно за наше участие в конкурсе, то в этом году было приятно и смотреть, и слушать.

Александр ЗЫРИН (автор книги «Бачення Євро. Хроніки українського Євробачення») предполагает, что Тину Кароль подвели телевизионщики:

— Позиция Украины в итоговом хит-параде «Евровидение-2006» абсолютно обоснованна. И для этого есть несколько весомых причин. Поскольку я телевизионщик, могу сказать, что в команде у нашей участницы не было профессиональных телевизионщиков. Как стало понятно после провальной в плане зрелищности юбилейной церемонии, посвященной 50-летию «Евровидения» в Копенгагене (Дания), нужно было обратить внимание именно на этот аспект восприятия. И в Греции основной упор был сделан именно на зрелищность номеров, а не на песню. Причем эта зрелищность была сугубо телевизионной. То есть действие на сцене было рассчитано на восприятие зрителями не в зале, а перед телеэкраном. Кроме того, нашей команде надо ставить свои условия организаторам по поводу телепоказа номера. Считаю, что Кароль фактически провалили именно телевизионные съемки. Таким же образом телевизионщики год назад поступили и с молдавской группой «Здоб Ши Здуб» в Киеве. Нынешнее «Евровидение» продемонстрировало, что зрители голосуют глазами, а не ушами.

Как готовиться к «Евровидению-2007» с учетом того, что сито полуфинала мы минуем? Как раз этот вопрос очень важен. И самое главное — какими методами будет определен представитель от Украины для участия в конкурсе. Абсолютно корректная, понятная и очень нужная система отбора для украинского шоу-бизнеса была продемонстрирована в 2005 году. Нужно было только внести жесткие и профессиональные коррективы в два основных пункта: состав жюри и критерии профессионализма, которые ставились перед участниками отбора и перед их песнями. Это дало бы возможность увидеть и услышать несколько сотен новых отечественных песен. То есть зрители получили бы возможность выбора. Не сомневаюсь в том, что в такого рода конкурсе приняли бы участие все наиболее профессиональные исполнители страны. Еще одним важным критерием нужно было бы назвать абсолютную прозрачность и честность проведения будущего конкурса. Украине нечего бояться, у нас много профессионалов, им просто не дают возможность показать, на что они способны.

Сергей БЕДУСЕНКО (композитор, заслуженный деятель искусств Украины) поддерживает идею через год послать на конкурс знаменитого ректора, чтобы порвать Европу на куски:

— Господа музыканты, почтим вставанием профессионалов, невинно оттесненных в «хвост» «Евровидения»: Грецию, Израиль, Швейцарию, Великобританию. А главное — бесподобную латвийскую группу «Космос» (шестнадцатое место)! Да не сотрутся их светлые образы в памяти компакт-дисков и тех, для кого слово «душа» — не пустой звук. Создалось такое впечатление, что девизом конкурса отныне и навеки стала перефразированная поговорка: «Чем дальше в шоу-бизнес, тем меньше музыки!» В прошлом году я был невольным свидетелем того, как один «поющий угодник» по какому-то там телеканалу настоятельно советовал своему благодетелю — «поющему ректору» заявиться на данный конкурс. «С вашим суперхитом «Сало», Михаил Михайлович, вы легко порвете Европу на куски!» — авторитетно завершил «угодник» свою тираду. А может, в свете вышеоглашенных результатов и в самом деле стоит попробовать? Только представьте: «куски порванной Европы» разлетятся в разные стороны — глядишь и нам что-нибудь достанется! Все лучше, чем долговременная и проблемная интеграция. К тому же тратить время на повышение культурного и жизненного уровня не придется: как «кусок» свалится — так уровень сам собой и повысится!..

Очевидно одно: на данном этапе наш мир не только не летит к свету, а совсем наоборот — катится в тартарары. Во всяком случае — в духовном отношении… Так что, нет-нет, да и вспомнишь милое словечко «апокалипсис».

Продюсер Олег Черный (как «центр управления полетов» певицы Тины Кароль на «Евровидении-2006»), комментируя для «ЗН» результаты конкурса в Афинах, заметил, что альтернативное голосование оказалось более оптимистичным для Украины в целом и нашей певицы в частности.

— Насколько, по-вашему, объективна седьмая позиция Украины в итоговом чарте «Евровидения»?

— Считаю, что это нормальный результат. Единственное, чего хотелось, — чтобы о нас узнали в других странах. Но учтите, у нас же было всего два месяца на подготовку! Чтобы хватило времени на промокомпанию в Европе, в будущем отбор конкурсантов должен заканчиваться в ноябре-декабре. С другой стороны, каждого участника «Евровидения» всегда поддерживает государство. Мы, увы, не смогли получить никакой поддержки. Разумеется, страна жила выборами, и было не до музыки. Но показательно следующее: за день до самого конкурса проходило альтернативное голосование (на тот случай, если возникнут технические проблемы с прямой трансляцией). Так вот, почти все страны нам давали по 10 баллов (а это в основном оценки специалистов). Главными фаворитами этого голосования оказались Греция, Украина и Россия. А то, что победят финны, представлялось нонсенсом. Даже когда финская группа общалась с Тиной, то ребята сказали: мол, у вас так прошла репетиция: и переживать-то нечего. По ТВ все выглядело по-другому. Многие говорят, что «телекартинка» выступления Кароль якобы была не очень яркая. «Монстры» же действительно выглядели жуткими. Даже перепугали нашу девочку из балета, и она один час просто не разговаривала. Таким результатом, мне кажется, мы все же вытащили Украину из прошлогодней неудачи. И на следующем конкурсе наша страна имеет право быть в финале.

— Кто из участников выделялся наиболее впечатляющей промокампанией в Греции?

— Поверьте, промокампании не всегда все решают. Филипп Киркоров как-то вышел в Афинах купить газету, чтобы посмотреть, как реагирует греческая пресса на Диму Билана, а потом нам сказал, что везде фотографии в основном только Тины Кароль. Греки, кстати, очень тепло нас приняли, многие писали, что это на 100% греческий стиль. Да, финская группа Lordi была несколько нестандартной. Но и здесь был четкий просчет. Должно быть, на несколько лет вперед существуют определенные договоренности, какая из стран может одержать победу.

— Попадет ли песня Тины Кароль в европейские чарты, каковы оценки этой композиции у западных продюсеров?

— Эта песня уже попала во многие западные чарты. И на дискотеках она звучит примерно по четыре раза в час. Когда мы улетали из аэропорта, то по какому-то местному каналу шел клип Тины. Мы же специально выпустили англоязычный альбом, чтобы европейцы ближе познакомились с нашими песнями. Многое решает ротация. Мы за столь короткое время подготовки «изощрялись» как могли: знакомили европейцев с Тиной через музыкальные сайты.

— Можете сказать, во сколько обошлось участие Тины Кароль в «Евровидении» (то есть бюджет)?

— Мы еще даже сами для себя это не подсчитали. Могу сказать, что больше чем 100 тыс. долл., но меньше 250 тыс. Единственное, что хотели получить из всего — это европейское признание, и мы его получили. Получили даже предложение от менеджера Демиса Русоса — они предлагают дуэт в их мировом турне, и мы надеемся подписать контракт на 60 концертов. К нам подходило много людей как от американских, так и от европейских рекординговых компаний.

— Почему все-таки Европа так активно поддержала хард-роковый китч, представленный финской группой?

— Думаю, прикола ради. Да, финны выделялись, но скорее агрессивным негативом. Мне кажется, люди дошли до такой степени упадка духовности, что им уже не важно, какой это несет заряд. Самое главное — нестандартность! Уверен, что следующее «Евровидение» будет полностью в гротескном стиле. Учтите, что в этом году еще и разрешили использовать пиротехнику, так что ожидайте вскоре на финской сцене уже готовые «клипы».

— Почему вы не взяли на «Евровидение» в качестве конкурсной песни довольно успешную лирическую композицию Кароль «Выше облаков» того же композитора Некрасова?

— Это хорошая песня. Но ее больше воспринимают славяне. Европа вряд ли ее бы оценила. Притом, если бы мы рассчитывали только на голосование славянских народов, и к тому же это было бы профессиональное жюри… А так это все довольно относительно. Еще у нас на сцене во время выступления Тины должно было появиться радиоуправляемое сердце, которое бы могло перемещаться свободно по зрительному залу, но, увы, Копперфилд нам его так и не сделал, чем подвел нас.

— Насколько серьезно воспринимают конкурс «Евровидение» крупные западные продюсерские компании? Ведь состав участников, среди которых даже «пенсионеры» поп-музыки, довольно разношерстный, порой аматорский?

— В общем, воспринимают всерьез. Так как смотрят на профессиональный уровень артистов, ищут новые имена. Бывает даже, что менеджеры круглые сутки дежурят у гостиниц и «вылавливают» нужных им исполнителей.

— Оправдались ли ставки букмекеров в связи с вашим результатом?

— Не оправдались. Потому что в основном ставили на Грецию. Ей отводили первое место. Затем на Швейцарию. А Анна Висси из Греции едва попала в десятку. Результат финнов многих обескуражил. Никто ведь не имеет даже фотографии этой группы в «человеческом обличье». Их гримерка была рядом с нашей, и они постоянно перебрасывались шутками с Тиной. Я, например, знаю, что лидер группы Lordi сделал эти маски своими собственными руками.

— Кто, на ваш взгляд, из уже известных украинских исполнителей мог бы представлять «песню-2007» на грядущем «Евровидении» уже в Хельсинки?

— Полагаю, Андрей Данилко. Из уже известных наших команд, может быть, «ВВ» Олега Скрипки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК