Николай Гобдыч |
Выступления камерного хора «Киев», руководимого Николаем Гобдычем, неизменно привлекают повышенное внимание слушателей. Аншлаги на концертах «киевлян» настолько же привычны, как и объяснимы: хор сегодня — без преувеличения лучший коллектив Украины и один из лучших в Европе. Речь не о высоких регалиях и солидном послужном списке (к слову, того и другого у «Киева» столько, что с лихвой хватило бы на несколько «творческих единиц»). Речь об ином — о высочайшем качестве буквально каждого выступления; об эталонных интерпретациях; о стильных и концептуально продуманных программах; о точнейшей драматургической выстроенности и выверенности, «необходимости и достаточности» каждого нюанса, штриха, жеста, номера, выхода…
«Киев» сегодня воспринимается не как «первый среди равных», не как «равный среди лучших», не как «один из прекраснейших хоров», а как уникальный бренд, своеобразная торговая марка, гарантирующая аудитории качество, эксклюзивность и неповторимость. Все сказанное тем более удивительно, что работает «Киев», по большому счету, на ограниченной территории. С одной стороны, она ограничена в жанрово-исполнительском измерении масштабами и составом камерного хора. С другой — территория творчества «Киева» довольно четко очерчена в национально-стилевом плане: это преимущественно музыка украинских авторов. Но отсутствие исполнительской «всеядности» (и в этом, на мой взгляд, одно из привлекательнейших качеств хора) стимулирует не столько экстенсивность, сколько интенсивность развития коллектива. В исполнении отечественной средневековой монодии, украинских барокковых партесов, европеизированных классицистских концертов, эмоционально-кордоцентричных романтических полотен, переполненных техническими экспериментами современных опусов и разностилевых обработок украинского фольклора «Киеву» сегодня равных нет. Если к сказанному добавить недавний грандиозный проект хора — крупнейшее в истории независимой Украины гастрольное турне (три десятка концертов во всех регионах страны) и с завидной регулярностью осуществляемые традиционные акции коллектива (фестиваль «Золотоверхий Київ» и рождественские концерты), то интерес слушателей к выступлению хора в Колонном зале им.Лысенко и ажиотаж вокруг концерта окажутся вполне понятными.
В этом году рождественская программа хора также была уникальной. Называясь «Рождество с камерным хором «Киев»», она включала не только украинские рождественские мелодии (колядки и щедривки), но и рождественские песнопения народов мира.
«Размыкание» национальных границ рождественского концерта за счет включения в православный контекст католических и протестантских песнопений могло бы показаться эклектичным и пестрым. Судите сами: в одной программе объединялись латинский гимн «Приидите, верные» и леонтовичевский «Щедрик», хорально-балладная композиция Away in a Manger, первоначальный немецкий текст которой приписывается Мартину Лютеру, и знаменитые Jingle Bells, беспощадно эксплуатируемые в рождественских рекламных роликах, украинская народная «Спи, Ісусе, спи» и традиционный для Нового Света рождественский хит «Святая ночь» (O holy Night). Но при диаметрально разведенных интонационных истоках весь концерт воспринимался как грандиозная праздничная сюита, исполненная чувства благости, умиротворения, светлой радости и неизъяснимого очарования. И в этом особое мастерство Виктора Степурко, тонко обработавшего и аранжировавшего рождественские мелодии для хора и оркестра, а также исполнителей, воплотивших замысел композитора (кроме хора «Киев», это — Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины, руководимый Владимиром Сиренко).
Можно было бы усмотреть в этом влияние глобализационных процессов, нивелирующих национальные отличия, подводящих под единый знаменатель различные традиции. Можно — но нужно ли? Ведь музыка, не знающая границ по определению, в который раз подтвердила: «Несть ни еллина, ни иудея»…
И наконец, о приятном для тех, кто не смог в этот вечер попасть в Колонный зал им.Лысенко. Рождественские песни народов мира, аранжированные Виктором Степурко, в исполнении камерного хора «Киев» и Национального симфонического оркестра Украины, зафиксированы на кассетах и компакт-диске. Мировой стандарт — концерт только что состоялся, а любители и коллекционеры уже могут приобрести запись.