На днях в рамках своего европейского турне в Киеве даст концерт французская певица Эмма Шаплин. Это имя, скорее, больше известно любителям электронной музыки: несколько лет назад, после выхода дебютного альбома красавицы-парижанки Carmine Meo, композиции из него крутили все радиостанции мира. Сегодня, когда Эмма Шаплин записала новую пластинку Etterna, стало окончательно ясно, что в современной музыке появилось новое, абсолютно самобытное явление.
Оно одновременно чрезвычайно оригинально и вместе с тем очень характерно для эпохи глобализации, стремящейся к стиранию каких бы то ни было границ — культурных, этнических, религиозных, гендерных. Это эпоха поиска новых связей, новых синтезов. Один из самых парадоксальных из них — синтез аристократического и массового, классики и поп-культуры. Именно на этом пересечении и возник феномен Эммы Шаплин. Критики, теряясь в поиске определений того, что она делает в музыке, в конце концов согласились называть жанр, в котором она работает, classic crossover, смешение классической оперы и поп-музыки. Действительно, обладая уникальной красоты колоратурным сопрано и вполне имея возможности выступать прежде всего на оперных подмостках, певица, однако, избрала сольную карьеру на эстраде. При этом она не пожертвовала своим голосом для исполнения популярных непритязательных песенок, но попыталась выработать совершенно исключительный стиль: сочиняя — сама или с композитором Жаном-Патриком Капдвиелле новые произведения, она стилизует их под классические итальянские арии. А тексты к ним пишет на староитальянском языке, — на котором писали Петрарка, Данте, Ариосто. В соединении с современными электронными ритмами это дает потрясающий эффект.
Когда, описывая выступления Эммы Шаплин, музыкальные журналисты используют эпитеты «колдовская», «волшебная», «неземная», это не кажется преувеличением. Действительно, в композициях и самом удивительном, мерцающем, как бриллиант, голосе певицы есть отзвук казалось бы давно минувших галантных времен. И все же этот голос звучит сегодня, словно утверждая, что красота неистребима, она возвращается снова и снова, украдкой, застенчиво пронося в загрубевшие современные души любовь и целомудрие. Интонация эта для времени, когда насилие, занимая первые страницы газет и телевыпусков новостей, воспринимается как привычный фон жизни, поистине уникальна. Но главный секрет певицы в том, что она несет эту красоту без всякого чванства; она не снисходит к публике с Олимпа классики, а, наоборот, увлекает ее за собой к вершинам. Она сама — дитя парижских мостовых, дочь секретарши и полицейского, впервые открыла для себя величие оперы в 11 лет, услышав арию Царицы ночи из моцартовской «Волшебной флейты». Потрясение девочки было столь велико, что в тот вечер она поклялась себе, что станет певицей. Но, конечно, тогда она и не подозревала, что ей суждено приобщать к красоте классического вокала миллионы, выпускать с романтическими ариями платиновые диски и выступать в гала-концертах с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, как это случилось накануне нынешнего года в Москве. Кстати, в Киев Эмма Шаплин прилетает именно из Москвы.