РОД — ЗЕМЛЯНЕ

Поделиться
Недавний ХХIV ММКФ не таясь позиционировал себя как своего рода гиперфестиваль, где не столько соб...

Недавний ХХIV ММКФ не таясь позиционировал себя как своего рода гиперфестиваль, где не столько собственный конкурс, сколько внеконкурсные «сливки» мирового кинопроцесса, снятые с последних смотров в Венеции, Канне, Берлине, Сандэнсе и др., должны были обрисовать пути мирового кино. Скажу только о трёх глобалистичных сюжетах, которые, на мой субъективный взгляд, выделялись в такой панораме.

Цивилизация пернатых

Орнитологические мотивы витали над ХХIV ММКФ изначально. Так, в программе акций была заявлена помпезная презентация новой национальной кинопремии «Золотой орёл». В конкурсе триумфально прошла российская «Кукушка», а вне конкурса, не сомневаюсь, многих поразили франко-германо-испанские «Птицы (Кочевники)» (премия «Сезар» 2001 г.). Режиссер и продюсер фильма Жак Перрен всем нам хорошо известен как популярный французский актёр. В собственной работе ему играть решительно нечего.

Вообще-то лента называется «Le Peuple Migrateur», что точнее переводится как «Кочевой народ». Так и к содержанию ближе. Ибо это вовсе не научно-популярный очерк, а философское киноэссе. Главные герои — перелётные птицы — поданы как вполне индивидуализированное и чуть ли не одухотворённое население планеты. Род землян. Они иногда до смешного схожи с человеческими типажами и оказываются в аналогичных критических ситуациях, но живут особым образом (летая) и внутри особого, воистину культового хронотопа. Каждый год «кочевники» совершают по воздуху гигантский замкнутый тур — до 20 тыс. км (половина окружности Земли!). В одном пределе — «частное» гнездо, которое нередко локализовано конкретным сельским подворьем. В другом — общая для всего крылатого «народа» земля обетованная, родина-рай, расположенная в приполярных районах, где только эти виды и способны размножаться. Гуси, журавли, утки, аисты, ласточки и другие. Некоторые, движимые абсолютным императивом, способны быть в воздухе безостановочно круглые сутки. Множество на пути к цели гибнет. Неудачников вмиг разрывают плотоядные враги. По-настоящему трагично, когда невероятные усилия во исполнение бытийной миссии прерывает пуля-дура праздного дурака-охотника. Особые отношения с «оседлым» птичьим и нептичьим населением разных континентов и с продуктами людской цивилизации. Известно: как и люди-кочевники, они ориентируются по звёздам и магнитным полюсам. Тайна: новое потомство, лишившись родителей, за тысячи километров точно находит родовое гнездо у конкретной «хаты», хотя почтовые адреса в генах не записываются.

Загадка всей картины: как всё это можно было снять? Никаких комбинированных съёмок ни на земле, ни в полётах. Только мальчик Нильс из сказки мог так неотрывно фиксировать на плёнке жизнь птиц изнутри их сообщества. Зрителю передаётся прямо-таки телесно переживаемое счастье вольного полёта — над океаном, джунглями, льдами, пустынями и Нью-Йорком. Плюс тревога пребывания в новых, неведомых природных средах. Место действия — весь неизъяснимо прекрасный и вполне обозримый земной шар. Смысл действия в точности совпадает со смыслом нашего общего существования на нем. Темы: свобода и предназначение, «дом» и «рай», особь и стая, жизнь и страдание, потомство и самопожертвование…

Три года фильм снимали пятнадцать операторов. С воздушного шара, лодок, кранов, тележек, платформ в болотах, 37-метровой башни в амазонском лесу и, главное, со специальных сверхлёгких летательных аппаратов (СЛА). Люди завоевали доверие парящих рядом птиц, влияли на момент их взлёта, а иногда даже становились вожаками их стай. И пернатые передали им чувство планетарного родства. Вышло воистину глобалистичное по мироощущению произведение, которое наглядно доказывает, что глобализм — не тупик цивилизации, как считают его противники, а скорее новообретение исходных основ земного бытия.

Известно, украинской ментальности не меньше французской свойственна вековая тоска о свободе, символизированной в уподоблении птицам. После «Кочевников» вопрос «чому я не сокіл?» французы попросту сняли с повестки дня. Практически доказали — ничем не хуже. Увы, наше кино с упорством, заслуживающим лучшего применения, следует иным путём: ищет вовне виновников своей бескрылости.

Ревизия боен

Было бы странно, если бы пересечение рубежа веков не вызвало в мировом кино волны ностальгии по уходящей эпохе и желания вновь разобраться в ключевых пунктах былого. Скажем, кино США по обыкновению отреагировало практически однотипными ретро-этнографическими криминальными драмами корифеев — «Кошачье мяуканье» Питера Богдановича и «Госфорд-парком» Роберта Олтмена. Первый безумно скучен. Второй, явно использующий опыт классического шедевра «Правила игры» Жана Ренуара (1939), тоже мастерски воссоздаёт атмосферу предчувствия мировой бойни (премия Британской академии, Берлинале, «Золотой глобус» и др.). А массовые бойни современности — Югославия, Чечня, Нью-Йорк и др. — в разных странах, видимо, ещё больше сориентировали этакий «ретрополитен» на исторические национальные прецеденты.

В таком духе на ХХIV ММКФ была устроена даже специальная акция — ретроспектива «Афганский узел», где были показаны старые и новые фильмы об этой болевой точке планеты: «Миссия в Кабуле» Леонида Квинихидзе (1970), «Жаркое лето в Кабуле» Али Хамраева (1983), «Нога» Никиты Тягунова (1991), «Пешаварский вальс» Тимура Бекмамбетова и Геннадия Каюмова (1993) и «Путешествие в Кафиристан» Фоско и Донателло Дубини (2001, ФРГ—Швейцария—Нидерланды). Но и без того тема витала над экранами. Например, так — перелетев в Москву из Канна. Там, как говорят, в этом году было два лидера программы — неформальный и официальный — и оба о массовых уничтожениях невинных. Внеконкурсный «Арарат» канадца Атома Эгояна об армянском геноциде руками турецких войск в канун Первой мировой войны. А «Золотую пальмовую ветвь» получил «Пианист» Романа Поланского — об уничтожении еврейского гетто в Варшаве и отчаянной борьбе за выживание реального лица — пианиста-виртуоза Шпильмана. Обе картины были показаны на ММКФ и обе… разочаровали. «Арарат» — манерной театральностью. А искусный в воссоздании атмосферы ужаса «Пианист» — элементарностью концепции (спасать свою шкуру — священное право гения) и плакатным антисоветизмом финала (и среди «исполнителей» холокоста, немцев, находится возвышенная натура, освободители-русские — смертоносное быдло).

Полагаю, если уж «ревизовать» кошмары массового человеческого самоуничтожения, то имея в виду гуманизацию выводов из них. Как в израильском фильме «Кедма» Амоса Гитая (тоже участник Канна-2002). Это — реквием по первым переселенцам в новообразованную страну, тут же погибшим в мясорубке конфликта с палестинцами. Или как в новой ленте классика венгерского кино Иштвана Сабо «Мнения сторон» (программа Берлинале-2002). В этом своеобразном идейном антиподе «Пианиста». У Сабо речь идёт тоже о реальном выдающемся музыканте — дирижере Фуртвенглере, меру сотрудничества которого с нацизмом следует определить предвзятому американскому следствию. Изумительная находка мастера венчает ленту: увеличенный документальный кинокадр, показывающий артиста, вытирающего на сцене платком руку, которую только что пожал Геббельс. Интересен конкурсный греческий фильм «Седьмое солнце любви» Вангелиса Сердариса. В нем трагедия греко-турецкой войны 20-х годов по-фасбиндеровски дана аллегорически через интимные взаимоотношения персонажей. Наконец, яблоко раздора российской кинокритики — «Война» Алексея Балабанова — оказалась, на мой взгляд, вовсе не таким однозначно одиозным явлением, как о том многие кричали. Как бы то ни было, ясно: есть проблема МОРАЛЬНОГО права при обращении художника к подобным темам. Вот почему я с тревогой жду осенней премьеры в Киеве нашего «Бабьего Яра» в постановке Николая Засеева-Руденко.

Потолки полов

Ещё один сверхсюжет — взаимоотношения современных мужчин и женщин — в сборной солянке ХХIV ММКФ были поданы с исключительной полнотой и нюансированностью. Такое впечатление, что человечество на заре новой эпохи как бы заново впало в увлеченное исследование своей сексуальной дифференцированности. Тут были творенья идеологически изощрённого феминизма вроде «Узкого пролива» Катрин Брейя (из программы Канна-2002), где хладнокровно утверждалось женское право на сексуально-утилитарное отношение к самому романтичному мужскому влечению. Американская дебютантка Кася Адамик (дочь известной постановщицы Агнешки Холланд), видимо, продолжит династию фильмом «Лай!» (из программы МКФ в Сандэнсе). Здесь загадочная женская душа выражает себя во внезапном переходе героини от слов к лаю. Муж(чина) встревожен аномалией, но ещё неведомо, кто из супругов рехнулся… Было много профеминистски ориентированного «голубого» и «розового» кино, увенчанного сенегальским мюзиклом «Кармен Гей» Джозефа Гай Рамака, где чернокожая Кармен ориентирована лесбийски. Как полная американо-европейская антология типов, вкусов, аргументов и творчества «женщин наоборот» выглядят «Мальчики Венеры» швейцарки Габриэлле Баур (приз критики на МКФ в Локарно). Ничего особенного: девчата, завидующие парням, бинтуют бюсты, пристёгивают пенисы и играются с гендерными протезами в среде своих глобально — Лондон, Берлин, Нью-Йорк… Тоска!

Новости с другой стороны сексуальных баррикад: в кино явно зреет маскулинный отпор женскому нарциссизму. И сопротивление творчески интереснее. Самобытно талантливый, но исключительно брутальный баловень МКФ кореец Ким Ки Дук последнюю работу назвал вызывающе — «Плохой парень». Это воистину гиперболическая визия мужского господства над слабо сопротивляющейся, но обреченной женственностью. Приставания наглого мафиози отвергает милая студенточка. Коварно построив ловушку, он превращает строптивицу в проститутку. Финальная аллегория гармонии полов: он возит её в фургоне по побережью и продает местным мужикам, остальное время они неразлучны.

Ещё жестче условия счастливого сосуществования сформулированы в совсем свежей работе Педро Альмодовара «Поговори с ней». Санитар и писатель полюбили навек соответственно балерину и матадоршу. Но дамы сердца своенравны и в чувствах ответных ненадежны. Пока не попадают в беду. Первая — под авто, вторая — под рога и копыта быка. Оказавшись в коме, женщины наконец-то в полной мере реализовали мечту мужчин: в любое время безропотно, без ссылок на головную боль и т.п., они принимают ласки, молча выслушивают речи друга и позволяют ему в ответ что угодно домысливать за себя, парализованных и бессознательных. И против беременности на грани смерти не возражают. Гротескная аллегория абсолютного мужского доминирования сбалансирована симметрично противоположной. Стилизованная под немой фильм вставная новелла повествует о «карманном любовнике», которого некая дева носит в дамской сумочке. В любой момент по желанию она может с ним пообщаться, а в часы отдыха выпускает порезвиться на своё нагое и необозримое тело. Мужичок с ноготок по-альпинистски восходит на бюст дорогой подруги к «пику» Неудержимых Поцелуев, но кончает трагически: Ущелье Высшей Радости проглатывает его целиком и безвозвратно.

Также льстив и лукав Франсуа Озон в картине «Восемь женщин» («Серебряный медведь», Берлинале-2002 г.). Мужчины в кадре здесь подчёркнуто отсутствуют вообще. Если не считать одной закадровой особи, которая на протяжении всего фильма фигурирует в качестве трупа, а в финале становится таковым на самом деле. Зато женщины фирменно прекрасны. Между тем к финалу Озон выворачивает наизнанку всё своё «женское меню», показывая, какой змеиный клубок скрывает обольстительный фасад. И хотя автор подаёт свою абсолютную инвективу женщине в иронично-весёлой и даже музыкальной форме, его резюме выглядит лишь по-сталински оптимистичным: «Другых жэншин у меня для вас всо равно нэт!» Одного, по-моему, Озон не заметил: все грехи его фильмических дам так или иначе замешаны на соучастии патриарха семейства. То есть мужчина в таком сюжете выглядит ничем не лучше и стреляться от разочарования в подругах ему совсем незачем. Просто, как некогда выразился шутник, у каждого пола есть свой потолок.

Ясно, только промежуток между полом и «потолком» наиболее комфортен для проживания обычного человека. Вне зависимости от сексуального жанра, в котором его исполнил Создатель. А поскольку в войне полов я пацифист, мне идейно ближе другие фильмы-звёзды уходящего киногода. Например, те, что созданы в умеренном поясе питерско-финского кинопограничья, — «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки (гран-при Канна) и «Кукушка». Тропический вариант, который просто подавляет роскошью любовности — «Свадьба в сезон дождей» (гран-при Венеции-2001). Лента снята индианкой с гарвардским образованием Мирой Наир. В Канне-88 она уже получала «Золотую камеру» за «Салям, Бомбей!», а новую картину посвятила своей неисчислимой семье, где есть всякое, даже европеизированный дядя-педофил, но — всё во благо в атмосфере взаимного обожания. Мощная волна этого чувства в «Свадьбе» способна загипнотизировать самого ярого ненавистника индийского кино. Из американского далека родину и родных — планетарных антиподов — автор увидел, как сердцем запомнил, т.е. ещё более красивыми и родными, чем в реальности. Этот трансконтинентальный эффект, полагаю, и составляет лирику, эстетику и неоидеологию глобализма, что объясняет загадку вечных миграций землян между «домом» и «раем».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме