РИСУЮЩИЕ ВРЕМЯ

Поделиться
Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши предки, надо полагать, придумали эту пословицу в предчувствии документального кино...
Первая командировка автора этих строк

Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши предки, надо полагать, придумали эту пословицу в предчувствии документального кино. А что это утверждение истинно, подтвердил показ летописных кинокадров на торжественном вечере, посвященном 70-летию Украинской студии хроникально-документальных фильмов, в Красном зале Дома кино.

На вечер пришли не менее трех поколений кинодокументалистов — режиссеры, кинооператоры, редакторы, проявщики, осветители, механики, директора картин, монтажницы. Это при их непосредственном участии за 70 лет было создано более 8.500 кинодокументов, рассказывающих обо всех важнейших сторонах жизни человека и государства.

А началось все в 1931 году, когда в Харькове на базе Общества друзей советского кино начала свою деятельность Всеукраинская фабрика «Союзкинохроники». В ноябре 1931 года вышел первый номер киножурнала «Комуніст України», а в 1934 году был создан первый украинский звуковой документальный фильм режиссера Михаила Шапсая «За здорову зміну», который, кстати, сохранился. На студии работали такие режиссеры-колоссы, как М.Слуцкий, М.Билинский, М.Юдин, А.Довженко, М.Романов и др. Снимали талантливые операторы В.Ковальчук, А.Ковальчук, В.Собовой, К.Богдан И.Гольдштейн, Я.Местечкин, А.Лаптий. Профессии режиссера и оператора считались ведущими. Но кинематограф, а документальный особенно, трудно представить без фигуры редактора. Поэтому я позволю себе в этой юбилейной статье за хороших редакторов замолвить слово.

Конечно, самым влиятельным из них, самым опытным и знающим был Зиновий Борисович Роднянский, или, как его по-дружески называли, Зэ.Бэ. Он пришел в документальное кино в 1936 году и посвятил ему всю свою жизнь. После войны именно ему и еще нескольким авторитетным киношникам Н.Хрущев поручил восстановление «Укркинохроники». Зэ. Бэ. воспитал не одно поколение редакторов, привлек для работы на студии в качестве авторов известных украинских писателей Василия Кучера, Андрея Малышко, Миколу Нагнибеду, Максима Рыльского, Миколу Бажана, Виктора Некрасова. К его мнению профессионала прислушивались Роман Григорьев, Михаил Слуцкий, Алексей Каплер, дружил он и с Романом Карменом, Ильей Эренбургом, Константином Симоновым. Зиновий Борисович Роднянский — это целая эпоха в документальном кино, это была школа настоящей киноредактуры.

Следует признать, что редакторский корпус на студии всегда был сильным, компетентным. Вскоре после войны пришел на кинохронику бывший фронтовик, филолог по образованию Анатолий Анатольевич Дерлеменко. Толь Толич, как любовно называли его в коллективе, был куратором и вдохновителем молодежных изданий — киножурналов «Молодь України», «Піонерія». Молодости и задору его души, опаленной войной, можно было позавидовать.

Много сил и здоровья отдали студии ответственный редактор киножурналов Ефим Кац, редакторы Юрий Лубоцкий, Анатолий Крахмальный. А как не вспомнить Гелия Ивановича Снегирева, главного редактора студии шестидесятых годов. Именно при нем редакция стала действительно мозговым центром студии. Гелий Иванович был человеком импульсивным, творческим, не терпел рутины и казарменной дисциплины. Кстати, он всегда был в оппозиции к власти, хотя по долгу службы ему следовало быть главным идеологом студийной продукции. Вскоре категорическое неприятие линии, проводимой КПСС во внутренней и внешней политике, привело его на скамью подсудимых. Его предсмертные покаянные письма, написанные конечно же под диктовку известных органов, не были искренними. Он ушел из жизни бунтарем и таким остался в нашей памяти.

Именно Гелий Иванович пригласил меня на студию работать после окончания факультета журналистики, и я ему благодарна за это. Здесь состоялась моя творческая судьба, и вот уже более сорока лет студия кинохроники для меня — родной дом. Все, что происходило в моей жизни важного, радостного и трагического, связано со студией. И я ей за это глубоко признательна. Случилось так, что я всегда работала в редакции киножурналов — редактором, старшим редактором, ответственным, главным. Здесь получила почетное звание «Заслуженный работник культуры Украины». При моем непосредственном участии создавалась кинолетопись страны почти за сорок лет.

И наконец, мне приятно отметить, что сейчас главным редактором студии работает моя ученица — очаровательная, энергичная и умная Елена Николаевна Москаленко-Высоцкая, Леночка Москаленко. Кажется, вчера пришла она на студию, а прошло уже 20 лет. В ее редакторском багаже — десятки киножурналов, фильмов, более двенадцати сценариев, из них — четыре полнометражных. И сейчас общими усилиями с директором студии Александром Ковалем они пытаются снять наш документальный корабль с мели. Будем надеяться, успешно. Кстати, к юбилею студии Леночке присвоено почетное звание «Заслуженного работника культуры», с чем я ее искренне поздравляю. Дай нам Бог и дальше рисовать кинокадрами время, создавая неповторимую кинолетопись истории независимой Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме