Режиссер Елена Фетисова: "Самые трудные эпизоды "Параджанова" снимались в настоящей тюрьме в Дрогобыче…"

21 июня, 2013, 19:20 Распечатать Выпуск № 22, 21 июня-26 июня 2013г.
Отправить
Отправить

Хотелось создать мир, в котором обитал Параджанов. Этот человек всегда играл. Многие его считали эдаким "вечным клоуном". А мне хотелось показать человека, который остается один, а вокруг - никого.

Режиссер Елена Фетисова: "Самые трудные эпизоды "Параджанова" снимались в настоящей тюрьме в Дрогобыче…"

Мировая премьера украинского фильма "Параджанов" состоится на Международном кинофестивале в Карловых Варах 4 июля. А вскоре эта же лента примет участие сразу в двух программах Международного одесского кинофестиваля. Фильм о Сергее Параджанове ждут многие - и друзья режиссера, и синефилы. Украина создавала этот проект в копродукции с Францией, Грузией, Арменией. Бюджет - 1 млн 980 тыс. евро. Сорежиссер, автор сценария и продюсер проекта - Елена Фетисова (Украина). Сорежиссер и исполнитель главной роли - Серж Аведикян (Франция). Накануне мировой премьеры и фестивального старта "Параджанова" Елена Фетисова рассказала о некоторых этапах создания этого амбициозного проекта - специально для ZN.UA.

- Елена, сегодня в мире кино очень востребованы байопики. Что лично вас подтолкнуло к идее сделать кинокартину о судьбе Параджанова, фильмы которого стали классикой кино?

- Работа над сценарием началась пять лет назад. Сама жизнь подтолкнула к этой теме. Я родилась в семье кинематографистов. Детство прошло на студии Довженко. Ходила на закрытые просмотры фильмов. "Тени забытых предков" посмотрела именно там…

Я давно осознала: этот человек стоит того, чтобы о нем снять фильм. Ведь он сделал для Украины больше, чем кто-либо другой в этой галактике, создав один из самых известных в мире украинских фильмов.

Так вот, в течение года - с 2008 по 2009-й - писала сценарий. Прорабатывала проект. Приходилось трудно. Нужно было доказать, почему именно этот фильм необходим здесь и сейчас, и почему его нужно профинансировать.

На протяжении 2009 г. в рамках Европейской продюсерской программы EAVE, куда проект "Параджанов" был отобран на конкурсной основе, проходили интенсивные работы, тренинги с профессионалами из Европы и Голливуда. Именно на семинарах EAVE нашла первого копродюсера фильма из Грузии…

- Если говорить о концепции проекта… В чем она?

- Хотелось создать мир, в котором обитал Параджанов. Этот человек всегда играл. Многие его считали эдаким "вечным клоуном". А мне хотелось показать человека, который остается один, а вокруг - никого.

А обо всем остальном могут судачить: "Он не так одевался, не так говорил, сидел в другой тюрьме, ездил по другим городам...".

К подобным претензиям я готова. И буду рада послушать друзей, коллег, которые вскоре увидят картину.

Это же художественный фильм. И, естественно, документальной биографии Сергея Иосифовича быть не может.

Хотелось создать некий собирательный образ легендарного человека. Такого себе нон-конформиста, выступающего против всего, что не соответствует его внутреннему миру.

Сценарий создавался мною таким образом, что главный герой - это центр, вокруг которого вращается "вселенная". Люди появлялись-исчезали, но каждый из них играл определенную роль в его судьбе. Эта задача была реализована с помощью многонационального актерского ансамбля. Роль главного героя исполнил Серж Аведикян, партнерами которого были грузинский актер Заза Кашибадзе, российский актер Карэн Бадалов, а также большой коллектив украинских артистов: Юрий Высоцкий, Владимир Кузнецов, Алла Сергийко, целая плеяда молодых артистов, которых мы открыли в фильме. Конечно, особо хочу отметить блестящую актерскую игру российской актрисы Юлии Пересильд в роли Светланы, жены Параджанова. Светлане Ивановне Щербатюк она очень понравилась.

- Как отнеслась семья к фильму - еще на этапе замысла, и уже когда он был готов?

- Конечно, я понимала, что нет морального права делать фильм без согласования с семьей. Тем более это касается и неких юридических моментов. Авторское право на творчество Параджанова принадлежит семье. Все эти вопросы урегулировали. Светлана Ивановна и сын режиссера Сурен - читали и первый, и шестой, и девятый варианты сценариев. Помогали и уточняли. Повторюсь, я не стремилась к документальному отражению жизни режиссера.

Буквально три недели назад показала последнюю версию фильма Светлане Ивановне. И она сказала, что все пять лет, пока шла работа, очень волновалась. Ведь часто образ Параджанова искажали. И это было больно. Она посмотрела фильм два раза подряд. Русскую и украинскую версии. Даже плакала.

- Надо полагать, много времени у вас ушло на архивы, на изучение огромной библиографии о режиссере?

- Да, это и работа в архиве киностудии Довженко, и в архиве музея Параджанова в Ереване. Это десятки книг-воспоминаний, рукописей. Это встречи с людьми, рассказы которых записывала. История создана из тонких нитей…

- Думаю, не удивлю вас следующим вопросом… В истории ареста и расправы над Параджановым доминирует версия о "заказе" этого человека всесильным КГБ. Называют имя студента Валентина Паращука, называют другие имена, в частности автора доноса некоего Семена Петриченко, которого на самом деле не существовало. Как отражены в этой киноистории образы подлинных или мнимых погубителей режиссера?

- В финальных титрах картины есть текст: "Несмотря на то, что этот художественный фильм основан на реальных событиях, имена некоторых персонажей изменены, отдельные персонажи являются обобщенными образами или полностью вымышленными, а целый ряд событий в фильме является художественным вымыслом". Персонаж, предавший режиссера, действительно существует. Персонаж-следователь - также есть.

Но нет конкретных фамилий. Все это тонкая материя. Нужно историю рассказывать так, чтобы она работала без спекуляций. Или в ином случае - нужно снимать документальный фильм.

Вообще сцены Параджанова в тюрьме - для меня самые трудные эпизоды в фильме. А съемки в самой тюрьме - небывалое эмоциональное напряжение. Тем более, что мы снимали в настоящей тюрьме в Дрогобыче. В кадре - наряду с артистами - снимались настоящие заключенные.

Еще на этапе сценария этот эпизод я переписывала раз 50. Читала и чувствовала: вот "не верю!", самой что-то не нравится. Смущала недостоверность. Хотелось снять эти сцены так, чтобы было эмоционально страшно. Чтобы люди поверили, как трудно в этих местах приходилось гению. Мы воплотили один образный эпизод (его впоследствии увидите) с помощью анимации.

Использовали в картине один необычный метод - вход героя в съемочное пространство кадра. Это не новый прием, реализующийся с помощью комбинированных съемок... Параджанов как бы "входит" в кадр своих фильмов и "режиссирует" там. Нам пришлось воссоздать его съемочную площадку. Это трудная задача, но справились.

- Что скажете о своей творческой группе?

- Основная часть творческой группы - украинская. Это талантливейший оператор-постановщик Сергей Михальчук. Благодарна ему, что он с самого начала поверил в проект и воплотил все мои замыслы. Все декорации, словом "мир Параджанова" был воссоздан руками наших специалистов под руководством замечательного художника-постановщика Влада Рыжикова. Коллекция костюмов создана удивительным мастером своего дела Ириной Гергель.

Когда начались кастинги, возникли трудности с поиском исполнителя на роль главного героя. Долго не могли остановиться на какой-то кандидатуре. И тогда креативный продюсер фильма Роман Балаян предложил попробовать Сержа Аведикяна из Франции. После проведения проб приняли решение, что именно он и будет сниматься. В связи с тем, что на главную роль я пригласила французского актера, возникла необходимость получения финансирования из Франции. Поскольку во Франции существует система баллов для получения финансовой поддержки копродукционного проекта, значительную часть которых составляет балл за режиссуру, после долгих колебаний и консультаций я приняла решение: предложить Сержу Аведикяну сорежиссуру в работе над фильмом на паритетных началах в соответствии с нормальной практикой - 50/50, о чем был подписан соответствующий договор.

Съемки шли на едином дыхании. Серж Аведикян - профессиональный актер. Хотя недостаточное знание русского языка ему мешало местами играть достоверно. Хороший показатель, что Светлана Щербатюк сказала: "Похож…".

- Да, Серж Аведикян потрясающе похож на Параджанова. Это грим такой мастерский?

- Нет, здесь трудностей не было. Обошлись "минимализмом". Мы не использовали пластический грим, поскольку Серж Аведикян - армянин, у него определенный типаж. Но внешность главного героя в фильме - это безусловная заслуга украинского художника по гриму Елены Пазыч.

- В работе над Параджановым сошлось много стран и много интересов…

- Это, прежде всего, украинский фильм. Так звезды сошлись, что к моменту замысла началось полноценное финансирование кинематографа в Украине. Поэтому в 2010-м проект "Параджанов" выиграл конкурс и получил 50% бюджета от Государственного агентства Украины по вопросам кино. Далее привлекла некоторых украинских инвесторов. А это еще около 10%. Фактически 60% бюджета фильма - украинская часть.

Непростой задачей было убедить зарубежных копродюсеров присоединиться к фильму. Я представляла проект на различных копродукционных рынках - в Каннах, Софии, Ереване, Таллинне... В результате совместно с французскими копродюсерами подали этот проект на рассмотрение одного из крупнейших французских каналов - "Арте". Сценарий понравился. Он победил среди сотен претендентов. Таким образом, Франция стала копродюсером "Параджанова". Далее деньги были выделены Грузинским и Армянским кинофондами. В общем, фильм получился многонациональный.

- А кто в картине выступил в качестве консультанта?

- Это Роман Балаян, Светлана Щербатюк, а также Михаил Беликов, ушедший от нас год назад. Он был другом Параджанова. Беликов - талантливейший украинский режиссер. Он был первым, кому я принесла сценарий. Он и сказал: "Ленка, это нужно снимать!".

- А Лилии Брик нашлось место в этом фильме? Ведь она в свое время очень помогла Параджанову.

- По причинам бюджета мы не смогли включить в фильм персонаж Лилии Брик. В первой версии сценария это было. Но эта версия тянула на 12 млн евро по своему наполнению. А у нас была задача рассказать ту же историю, но с возможностью реального финансирования.

Лилия Брик была ангелом-хранителем Параджанова. Благодаря ей его досрочно освободили из тюрьмы. Я знаю эту историю. Но в фильме она не нашла отражения.

- Работа над фильмом закончена. Будете презентовать эту картину на фестивалях вместе с Сержем Аведикяном?

- Да, конечно. Следует отметить, что "Параджанов" - мой режиссерский дебют в полном метре. Как и у Сержа Аведикяна, разделившего со мной обязанности режиссера. Серж в свое время получил "Золотую пальмовую ветвь" за короткометражный анимационный фильм. И все же глобальные режиссерские решения на съемочной площадке ему было принимать сложно, ведь сценарий написан таким образом, что главный герой все время в кадре. Однако, в соответствии с нашей договоренностью, все финальные решения по режиссуре во время производства фильма принимались нами совместно.

К сожалению, сейчас ситуация несколько изменилась. Мне горько об этом говорить… В сценарии есть эпизод из прошлого, когда готовилась постановка "Сурамской крепости" Сергея Параджанова и Додо Абашидзе. Министр сказал Додо: "Если этот фильм получится, вся слава уйдет к Параджанову, но если будет провал, все свалят на тебя...".

В данном случае произошла некая "мимикрия" и у нашего замечательного исполнителя главной роли. Он иногда представляет себя больше Сергеем Параджановым, нежели реальным человеком, создававшим фильм о гении. Он дает интервью, свидетельствующие о том, что он не просто хочет перетянуть на себя одеяло, а все "присвоить" себе. Очень горько читать подобное…

Слово "мы" исчезло из его высказываний о производстве фильма и превратилось в слово "я".

- А в чем суть противоречий?

- Серж, после завершения производства картины, стал позиционировать этот фильм как "свой". Это, как мне кажется, - переходящий все границы эгоцентризм. Нельзя же полностью нивелировать изначальные договоренности и реалии производства фильма…

- А какие у вас взаимоотношения с г-ном Аведикяном на данном этапе?

- Сейчас у нас трудные взаимоотношения. И не хочу этого скрывать. Увы, подобные странности начались после того, как фильм был завершен. Но я все равно для себя в приоритете имею только будущее фильма и сейчас занята его продвижением.

- И последний вопрос, который многих тревожит. Как сложится судьба фильма в отечественном прокате?

- Давно сотрудничаем по этому фильму с кампанией "Артхауз трафик". Начало проката предварительно планируется на первую неделю октября или последнюю неделю сентября. Для мирового проката пока ищем своего агента. Рассчитываем на поездку в Карловы Вары. Там запланированы некоторые встречи. Но поскольку задействован французский телеканал, то "Параджанова" обязательно покажут во Франции, Германии. Также запланированы показы и прокат в Грузии, Армении.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК