29 мая стартует первый по счету Киевский международный кинофестиваль. Организаторы обещают, что за пять дней в столице произойдет много интересного. Это и показ фильмов (конкурсная и внеконкурсная программы), и мастер-классы, и круглые столы. В конкурсной и внеконкурсных программах зрители увидят 37 фильмов из 20 стран. Показы и мероприятия КМКФ будут проходить в кинотеатре «Жовтень», Доме кино и Театре им. Ивана Франко.
Дирекцию фестиваля от Украины представят его президент Богдан Ступка, генеральный продюсер Федор Крат, глава отборочной комиссии Ирина Гордейчук. В состав же профессионального жюри войдут Кшиштоф Занусси (председатель), Александр Прошкин, Леван Учанейшвили, Ивар Калниньш, Руслана Писанка, Иван Форгач, Татьяна Бовкалова.
Особая изюминка первого Киевского международного — приезд на его открытие в Театре имени Ивана Франко выдающегося британского киномэтра Питера Гринуэя с супругой, что он и подтвердил.
Фильм-открытие КМКФ — последняя картина Гринуэя «Рембрандт: я обвиняю». Эта документальная лента посвящена шедевру Рембрандта «Ночной дозор»… Гринуэй комментирует контексты и мотивы всех 34 нарисованных персонажей, которые, объединившись, тайно замыслили убийство.
Организаторы КМКФ не скрывают, что, возможно, данное время — не лучшее для старта форума, причем международного. Но… Ведь и фестиваль «Кинотавр» организовывался в не совсем благополучном 1991-м, а перерос в масштабный киносмотр.
Логичный вопрос: почему у Киевского международного нет какого-нибудь отличительного названия?
— Уже потому, что само слово «Киев» имеет вес, и на него многие прекрасно реагируют, — комментирует Ступка. — Да, мы волнуемся. Но, как говорят, попытка не пытка. Дальнейшая судьба нашего кинофеста неизвестна — он будет развиваться дальше или мы его зарежем на корню. Многие столицы имеют свои кинофестивали. Причем это громкие форумы. Например, Московский, Берлинский, Римский… В эти мировые смотры вкладывается гораздо больше денег.
Особой программной политикой КМКФ пока не отличается. Это место встречи деятелей украинского и зарубежного кинематографа, знакомство отечественного зрителя с современным кино. Постулаты организаторов: «Нужно, чтобы расцветала культурная жизнь в столице», «К нам приедут фильмы состоявшихся режиссеров», «Это, если хотите, новый фестиваль эстетского, авторского, непрокатного кино!», «На экране в эти пять фестивальных дней не будет боевиков и ужасов».
В программе фильмы из
20 стран: России, Беларуси, Сербии, Польши, Латвии, Германии, Австрии, а также Грузии, Венгрии, Великобритании, Аргентины…. Эти картины еще не были в широком прокате. Но на некоторых фестивалях уже побывали такие, как «Юнкера» (реж. Игорь Черницкий, Россия), «Саприен» (реж. Давид Шарон, Франция).
Организаторы выбрали в конкурсную программу два украинских фильма из десяти представленных — «Таинственный остров» Владимира Тихого и «Контракт» Веры Яковенко.
Внеконкурсная программа КМКФ будет проходить в Доме кино. Все желающие смогут увидеть эти фильмы бесплатно. «Думаю, мало кто придет, потому что бесплатно», — мудрствует Богдан Ступка.
Заявлено несколько внеконкурсных программ: «Персона» — «Анна Лейбовиц: Жизнь сквозь объектив фотоаппарата», (реж. Барбара Лейбовиц), «ЧЕ» (реж. Стивен Содерберг), «Олег Кулик: вызов и провокация» (реж. Евгений Митта). А также «Социальный взгляд», «Программа комедий», «Ретроспектива Нури Бильге Джейлана» и «День аргентинского кино».
Также к Дню защиты детей, 1 июня, КМКФ готовит на сцене Театра Франко премьеру популярного московского детского мюзикла «Цветные сны Эколь». А 2 июня покажут фильм Мадонны «Я есть, потому что мы есть» о проблеме СПИДа среди детей.
Пока вокруг больше загадок, чем ясности. Например, финансирование. Ведь известно, что Минкульт в этом году поддержал лишь два международных форума — «Крок» и «Молодость». Но дирекция КМКФ говорит, что бюджет и спонсор феста будут обнародованы на открытии. Также секретом остаются призы, которые будут вручаться в девяти номинациях.
— Мечта создать подобный фестиваль созревала у меня давно, — говорит Богдан Ступка. — Хочется, чтобы Киев был культурным центром и собирал у себя выдающихся режиссеров. Ведь жизнь, несмотря на кризис, продолжается. А в нашей столице часто, увы, культурный вакуум: драматическому театру не известно, что происходит в оперном, а кинематографисты не знают, что происходит в театре или в музыке. В мире ничего не работает без дружеских отношений, хотя Питера Гринуэя я знаю лишь по его творчеству. Но во многих странах у нас есть друзья, которые и помогали отбирать картины. То есть специальных представителей от Украины мы не посылали. К счастью, почин положен.