Помните, в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Новый наряд короля» нашелся один чудаковатый мальчишка, который воскликнул: «А король-то голый!». Может, и себя испробовать в этой «детской» роли?.. В связи с презентацией персональной выставки живописи директора Национального художественного музея Украины, самодеятельного художника Анатолия Мельника.
Уже пресс-релиз артикулирует кредо героя нашего времени: «Сьогодні мій стан — це початок ХХІ століття...». Что сие должно означать с точки зрения качества живописи? Наверное, должна открыть уже экспозиция?
В том же релизе автор обмолвился: «Не важливо... у якому жанрі і навіть техніці працює художник...». Звучит вполне по-модернистски.
Между тем выставку громко анонсировали. Интрига нарастала. Наконец — в зале Союза художников, на площадях, вмещающих огромные республиканские выставки, едва уместились холстища одного автора.
От первой и до последней минуты пребывания на этой экспозиции зрителя не покидает ощущение изобразительного сумбура, смешанного с чувством неловкости. Выставка эта, на мой взгляд, выглядит пощечиной всему корпусу живописцев. Гора родила мышь.
Действительно: с художественной формой у автора не заладилось, так же, как, торопясь открыть выставку, ему было недосуг подумать о поверхности холста, поколдовать над фактурами, ритмическими и цветовыми отношениями... Над тем, что и составляет суть искусства живописца.
Но зал уже постепенно заполняется. Сколь-нибудь сведущие в искусстве люди переглядываются, смущенно усмехаются — чувствуют себя весьма неуютно под сенью откровенного и весьма агрессивного дилетантства.
Озадачивает и то, что куратор выставки — народный художник Украины Любомир Медвидь (мастер интеллектуальной живописи) почему-то не настоял на строгом отборе полотен. Возможно, при селекции полотен впечатление от экспозиции и не было бы столь удручающим. Даже любезный со всеми (а особенно с начальством) маэстро Виктор Рыжих констатирует: «Ну, не Джотто...».
Вскоре в залах яблоку негде упасть. Если бы наши чиновники носили форменные сюртуки и эполеты, зал бы сверкал золотым шитьем. Масштабная «общественная» тусовка изначально запрограммирована на безудержный «одобрямс». Информационные службы спешат сообщить о явлении уникального «неоэкспрессиониста». Энтузиазм рекламных агентств талантливый функционер подпитывает профессионально.
Однако безудержное «ячество» к качеству живописи касательства не имеет.
Несомненной заслугой А.Мельника остается созданный им в 1987 году, пусть и провинциальный, но все же первый в Украине «Музей современного искусства» (г. Хмельницкий). Тогда это было смелым новаторством для советского партийного функционера.
Опытный партократ, он и в новую свою биографию привнес диспозиции — умение привлекать и ангажировать нужных людей. Как видим, их коллекция обширна и продуктивна. А оппонентов у Анатолия Ивановича не должно быть по определению. Поэтому из музея и была изгнана Ирина Горбачева. Также закрылась дверь фондов перед Дмитрием Горбачевым, открывшим некогда коллекцию «арестованных» в запасниках авангардистов.
Коммуникативная одаренность А.Мельника обращена в сторону власть предержащих. Этот человек уверенно стоит на ногах и в собственном бизнесе. Не напрасно же он тяжко трудился на посту заместителя губернатора Хмельницкой области в 1997—2000 гг. Бизнес позволяет А.Мельнику быть достаточно свободным — в финансировании своей карьеры.
В 2000-м Богдан Ступка — тогда министр культуры — возводит удачливого менеджера в ранг руководителя главного музея Украины. На этом посту
г-н Мельник уж слишком не похож на доктора искусствоведения Михаила Пиотровского — директора Эрмитажа или на суперинтеллектуала Ирину Антонову (Москва, Музей искусств им. А.С.Пушкина).
Тем не менее, именно
г-н Мельник последнее десятилетие представляет Украину почти на всех международных музейных форумах.
Перед нами — истинный феномен менеджерских технологий. В условиях тотального музейного безденежья новый директор ремонтирует музейные помещения, финансирует издание толстого журнала.
Одно скверно: речи на открытиях выставок даются ему с трудом... Вместе с тем он выпустил в свет научную продукцию сотрудников музея, много лет не имевшую финансирования.
Отдавая должное несомненному таланту администратора, все же возвращаемся непосредственно к его выставке. Она открылась одновременно с экспозицией арт-галерей. И напор талантов в Украинском доме — не лучший фон для дилетанта.
Однако не в его характере инвестировать проигрышные проекты. Тем более, когда речь идет о собственных амбициях. Привычка брать быка за рога (даже если их целое стадо) должна, по искреннему убеждению автора выставки, всех сделать... слепыми. Так и случилось.
Намахав кистью сотню квадратных метров, без страха и сомнений автор одарил ими и наше общество... Два полотна пристроены даже на «Кристи». Это талант.
А что народ? Безмолвствует. Одни уже обласканы директором. Другие в ожидании стен Национального — немы как египетские мумии.
Впрочем, добрые советчики оказали А.Мельнику сомнительную услугу. Анатолий Криволап, весьма взыскательный художник, когда речь идет о его собственной живописи, предложил другу иную программу: «У тебя, тезка, нет интеллекта, нет знаний и образования, но есть темперамент и экспрессия характера... Используй их и... вперед!».
Сказано — сделано.
Не жалели высокомерных комплиментов ни Любомир Медвидь, ни Михаил Туровский (в СССР — писавший вождей, в США — пикантные сюжеты). Последний поспешил «встроить» друга в ряды «стихийных фовистов и экспрессионистов». Матисс, Кирхнер, Нольде... Весь европейский авангард, считайте, «обогатился» творчеством их украинского коллеги. Искусствоведческим «экстазом» в своей статье изошел и Александр Федорук.
Короля делает свита. Последняя — старалась. Ведь выставка лишь ступенька к искомому званию... академика.
Над густой толпой вернисажа то и дело взлетает и зависает магическое — «гениально!». Я думаю, тут же резонировало и в гробах великих — Г.Нарбута, А.Богомазова, К.Зверинского, М.Дерегуса, Т.Яблонской, Г.Якутовича. На Байковой горе было явно неспокойно в тот день.
Выступавшие руководители Союза художников почему-то враз забыли о критериях искусства. Густая атмосфера провинциализации и кичливого самодовольства заполнила все пространство выставочных залов. В ауре «взаимного горжения» (определение Салтыкова-Щедрина) на лицах все отчетливее проступали маски гоголевского «Ревизора».
Мы все оказались на «балу» у Городничего. Ведь в театрализованном хеппининге были замечены и мужи, прошедшие школу «любих друзів» в парламенте.
Сценарий вернисажа все же разворачивался не по Гоголю, не по Андерсену («мальчику» микрофон недоступен)... Действо вершилось по пьесе Шварца, где премьер-министр говорил: «Хочешь, казни меня король, хочешь милуй. Скажу тебе правду-матку... (долгая пауза). Гений ты, король!».
Правда, помешали пожарные палить из пушек в залах. А то бы грянуть «Глорию!».
В ожидании роскошного банкета как-то невзначай перепутали понятия «культуролог» и «менеджер». Но г-н Мельник уже «подготовлен» быть уравненным в звании с интеллектуалами — И.Дзюбой, В.Скуратовским, другими уникальными умами Украины. Хотя, извините, в Академии художеств не существует статуса «академик менеджмента»!
Да разве это важно, есть ли, нет ли? Сделаем все, как захотим — в своем благословенном краю.
А может быть, туман карнавальной ночи все же рассеется? Улетит Воланд, разойдутся гости... Ведь действо это происходило в день Хэллоуина. По законам перевернутого карнавального бытия белое выглядело черным, а шут — королем.