ПЯТНАДЦАТЫЙ, НО НЕ ПОСЛЕДНИЙ?..

11 июня, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 23, 11 июня-18 июня 2004г.
Отправить
Отправить

Интрига ХV, юбилейного фестиваля «Кинотавр», который по традиции проходит в июне в Сочи, завязалась задолго до его старта, — в Москве...

Интрига ХV, юбилейного фестиваля «Кинотавр», который по традиции проходит в июне в Сочи, завязалась задолго до его старта, — в Москве. Вмещающий в себя два фестиваля: Открытый Российский (собственно, виновник торжества) и Международный, в последние годы являющийся смотром европейского кино, — «Кинотавр», по сути, самый представительный из национальных кинофорумов, органично заместивший почивший вместе с советской империей всесоюзный кинофестиваль. Благодаря своему идеологу Марку Рудинштейну, президенту группы компаний «Кинотавр», и бессменному президенту сочинского фестиваля Олегу Янковскому, «Кинотавр» не только пережил самые неблагоприятные для национального кинематографа времена, но и в немалой степени способствовал его выходу из кризиса. В период малокартинья это было место, где кинематографисты могли обсудить свои проблемы, обменяться идеями, даже помечтать. Во времена сложных экономических сломов, полного развала проката это была еще едва ли не единственная возможность, отдыхая с единомышленниками, увидеть наше кино на большом экране. И вдруг, когда возродилось кинопроизводство, пошел поток картин, руководство фестиваля в официальном заявлении объявляет о своем решении покинуть штурвал.

Конечно, сказывается нечеловеческое напряжение организационной работы, остающейся за кадром, вечная проблема финансирования. Уход с фестиваля Марка Рудинштейна и Олега Янковского можно расценивать и как акт отчаяния, и как желание привлечь внимание государства к проблемам такими трудами взращенного киносмотра. Нельзя сказать, что «Кинотавр» совсем позабыт, заброшен. И держава подкидывает денежки по мере возможности. Правда, не так щедро, как другим фестивалям, обремененным уходящей еще в советское прошлое историей, или вновь народившимся. Уже не первый год поддерживает «Кинотавр» руководство Краснодарского края во главе с губернатором и главой города. Но этого, к сожалению, недостаточно. Пока вопрос повис в воздухе, а фестиваль, стартовав, покатился своим путем по добротно проложенным рельсам.

Как всегда, прекратился дождь и засияло солнце, отражаясь в серебре синей звездной дорожки, по которой прошли, сопровождаемые восторженными криками зрителей признанные гуру от кино, список которых весьма обширен, и новые, но уже очень популярные первые лица кино ХХІ века. Торжественное открытие украсило великолепное лазерное шоу, где главными персонажами были Янковский и Рудинштейн. Были сказаны все приличествующие моменту слова и даже даны некоторыми официальными лицами туманные посулы. Парижское танго станцевала мигрирующая балетная дива Анастасия Волочкова. Было представлено жюри, во главе которого впервые в истории фестиваля стал сам Марк Рудинштейн. Отгремел в ночном небе сверкающий фейерверк. И начались фестивальные будни, сменившие пышный праздник со слезами на глазах.

В основном конкурсе ОРКФ 17 картин. Среди них — «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Это, на мой взгляд, не только явный претендент на главный приз, но и на приз за лучшую мужскую роль, которую тонко, умно и очень ярко сыграл наш Богдан Ступка. Думаю также, что безусловным лавроносцем станет новая работа Владимира Хотиненко «72 метра». Эта трагедия о подводниках в стиле, начатым в отечественном кино Александром Миттой, фильма-катастрофы, с лирическими отступлениями, гэгами, сдобренная проходной политической спекуляцией сцена принятия украинской присяги, рассчитана не только на определенную реакцию публики (зал не замедлил ее выдать), но и на официальное признание кинозаслуг. Тем более что в фильме заняты великолепные артисты: Сергей Маковецкий, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Марат Башаров и др.

Уже представил свою невнятную чеховскую интерпретацию любви Сергей Соловьев (об этом фильме «ЗН» подробно писало после премьеры картины на «Ликах любви», где она была показана на открытии), который тоже, думаю, рассчитывает на один из призов. Есть фильмы — явные аутсайдеры. Среди них — претендующий на абсолютно свободную нишу подросткового кино, очень слабый во всех отношениях «Черный мяч» Хусейна Эркенова и сценарно непрописанное, сделанное в откровенно театральной манере «Красное небо», автора популярного сериала «Барак» Валерия Огородникова. Правда, надеюсь, что, несмотря на неудачу самой ленты, кинематографисты заметят очень самобытное лицо и потрясающий темперамент дебютантки, актрисы Театра Льва Додина Елены Калининой. Дебют же в качестве киноактрисы нашей землячки Наташи Королевой в фильме «Рецепт колдуньи» Татьяны Воронецкой вряд ли принесет зрителям новые открытия, равно как и сама рассказанная история.

Впереди в программе просмотров — «Ночь светла» Романа Балаяна, последняя работа Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн», которые, по моим предположениям, тоже имеют шансы на внимание жюри. Но об этом, равно, как и о других программах фестиваля, мы еще поговорим.

Международный киносмотр начался пятью днями позже ОРКФ и разочаровал фильмом Фредерика Шендерфера, показанном на открытии. «Тайных агентов» не спасает ни имя режиссера, ни актеры Венсенн Кассель и Моника Белуччи, занятые в главных ролях. Это вялое киноповествование о буднях французской разведки к своему финалу почти опустошило зал Зимнего театра.

О конкурсной же программе МКФ в Сочи, включающей 16 фильмов из Европы, которые судит жюри во главе с известным иранским режиссером Джафаром Панахи (?!), по традиции расскажет в ближайших номерах «ЗН» генеральный директор МКФ «Молодость» Андрей Халпахчи. И все-таки, наблюдая течение фестиваля, еще раз убеждаюсь, что человеческий фактор играет не последнюю роль в создании атмосферы «Кинотавра». И пусть сколько угодно убеждает публику Марк Рудинштейн, что сегодня никто не помнит имя первого директора всемирно признанного Каннского форума. Но «Кинотавр» без Олега Ивановича и Марка Григорьевича, может, и останется местом, где жюри определяет лучшее кино, но не тем фестивалем, на который в Сочи слетаются со всего света не только кинематографисты, но и просто зрители. «Кинотавр» своим самым большим экраном на Театральной площади вернул их в кинотеатры. Оборотил от блокбастеров к нашему Кино.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК