Всеукраинский фестиваль независимой музыки, который в середине сентября собрал на Галычине музыкантов со всей Украины, проходил уже второй раз. Его организовали в 94-м году Львовское областное отделение Украинского фонда культуры, управление культуры и комитет по делам молодежи областной госадминистрации, а также отдел культуры горисполкома и газета «Экспресс». Фестиваль по имени «Альтернатива» привлек к себе внимание провозглашенной концепцией и событиями, происходившими во Львове на его сцене в прошлом году. И множество украинских групп, обреченных на «подвальное» существование, воспряли духом, глядя с надеждой в сторону Львова.
Вторую «Альтернативу» ждали, к ней тщательно готовились. Из 118 заявок конкурсный отбор прошли 15 коллективов, десять из которых (по оценкам экспертов) могут представлять украинскую «инди»-музыку на европейской сцене. Еще десять команд выступали на фестивале в статусе гостей. Таким образом, на площадке центрального львовского дворца спорта «Спартак» играли музыканты из восточного, западного, центрального и южного регионов Украины, а также заграничные гости из Польши, Великобритании, Германии. Как и в рок-конкурсе «Червоной руты-95», наибольшее впечатление произвели киевляне, представлявшие разнообразную по направлениям музыку на высоком качественном уровне.
В первый день фестиваля согласно программе состоялась презентация альбома группы «Неборок-бэнд» - «Ужасный день рождения». Альбом выпустило в виде кассеты варшавское издательство «Кока». Сама кассетка выглядит неожиданно - имеет в придачу сборник текстов львовского поэта, одного из поэтического объединения «Бу-Ба-Бу» Виктора Неборака, на украинском и польском языках. Теперь можете слушать «Неборок» и - «Петь вместе с нами». Хотите - по-украински, хотите - по-польски, как больше нравится.
Во второй и третий дни «Альтернативы» проходили большие фестивальные концерты, длившиеся с 16-ти часов и до глубокой ночи. Именно они осветили все проблемы украинской независимой сцены. Собственно положение независимого искусства в Украине можно считать барометром экономического и духовного состояния общества. Богатые европейские государства проводят десятки некоммерческих фестивалей, идущих, как известно, в авангарде искусства традиционных направлений и не дающих ему превратиться в застойное болото. Богатое общество может себе позволить полностью содержать такое искусство, такие фестивали, таких артистов. А мы?
А мы сегодня можем назвать один независимый фестиваль независимого искусства - харьковский «Культ Модерна» с его музыкальной частью «Musika pura Europa». Через сцену «Альтернативы-2», тоже назвавшейся фестивалем «независимой» музыки, прошли 25 команд. Но согласно выводам тех же экспертов, к собственно «независимым», «альтернативным» можно отнести не более десяти. А присутствие на фестивале многочисленных коммерческих проектов вообще ставили под сомнение саму «альтернативность» «Альтернативы».
На последнем концерте произошел случай, хотя и не из приятных, который, тем не менее, отстоял независимый статус мероприятия.
Танцевальный дуэт «De Novo» из Ивано-Франковска во время своего выступления в последний день «Альтернативы» вызвал бурный протест участников «инди»-программы, во-первых, откровенной коммерционностью; во-вторых, извращенной эстетикой лесбийско-эротического зрелища, происходившего под музыку выдающихся для независимых музыкантов имен (таких, как, скажем, «Нирвана»). Откровенно вульгарное шоу вызвало бурный энтузиазм и одобрение в зале. Такой отклик свидетельствовал, прежде всего, о присутствии на «Альтернативе» совсем не «альтернативной» публики и тем самым полностью перечеркивал смысл фестиваля. Более того, присутствие этой группы на фестивале «независимой» музыки показало весьма туманное представление об «инди» организаторов «Альтернативы». Моментально зритель, который до того слушал интеллектуальную музыку, превратился в толпу на шабаше. Участники, которые, стоя за сценой, уже второй вечер подряд наблюдали подобное превращение, выразили свой протест тоже весьма эмоционально: на сцену полетели пустые бутылки.
Собственно, это был конец «Альтернативы». Но все же не будем заканчивать на грустной ноте. Все-таки Львов создал прецедент единения на одном кону музыкантов из всех регионов Украины. И только тут была представлена возможность таким интересным командам, как харьковские «Черепахи», киевский «Блемиш», запорожские «Реликтовые грузовики», ивано-франковские «Нинаи Фактично Сами», выступить перед большой аудиторией. Именно здесь, на «Альтернативе», можно было охватить взглядом и понять сегодняшний уровень авангардной музыки в Украине. Кроме уже названных, достойны внимания «Некрополь», «Верба Хлес» и «Всяк Выпадок» из Киева, «Слымак» из Донецка, «Роковые яйца» из Николаевки Донецкой области. (А это уже кое-что!) И конечно же, черниговская «Фоа-Хока», которую признают несомненным лидером украинского «инди» как любители независимой музыки, так и эксперты. А ради того, чтобы выяснить все это, стоило провести «Альтернативу».
В настоящее время организаторы фестиваля просят моральной и материальной поддержки у Министерства культуры. Не найдут ли они вместе с министерской поддержкой и синдром «Червоной руты»?
Увидим на будущий год.