«Давайте говорить друг другу комплименты», - пропел когда-то Булат Окуджава, предлагая таким образом выражать свою любовь. А я, намекая на любовь, уважение, чувство собственного достоинства, предлагаю не врать, называть вещи своими именами.
На канале УТ-1 вот уже три недели идет сериал «Роксолана», нареченный как-то в одном из газетных анонсов «подарком телезрителям». Выхода «подарка» на экран мы все с нетерпением ждали. И вот - свершилось.
Те же многочисленные анонсы с сообщениями о чрезвычайно малых деньгах, на которые кинематографисты умудрились снять двадцать шесть серий, подготовили нас к экранной бедности ожидаемого фильма. И мы уже до выхода «Роксоланы» на экран смирились со скромностью костюмов, декораций, отсутствием сложных трюков и прочими признаками ограниченности бюджета. Однако, анонсы не предупредили, что меня в очередной раз собираются обмануть, подсунуть бессовестную халтуру, рассчитывая, очевидно, на мою наивность малороссийской провинциалки.
Помните правило французов - мы не так богаты, чтобы пить плохое вино? Трудно понять, чем руководствовались творцы «Роксоланы», замахнувшись на двадцать шесть серий костюмированного фильма. Очевидно одно - низкое качество фильма было предопределено изначально, концептуально, если хотите. А может, это тяжелые последстивия проклятого прошлого, в котором «пятилетку за три года», всем по «хрущевке», «мелкого, но много»? Я теряюсь в догадках и в связи с этим у меня родилось несколько версий. Может, и невероятных - пусть меня поправят.
Версия первая. «Роксолану» снимали не для нас, идуших уверенным шагом в европейское культурное пространство, а для аборигенов африканских джунглей, ничего не знающих о существовании кинематографа, его достижениях за сотню лет существования.
В этом случае многое становится на свои места. Им, детям природы, неизвестны такие понятия, как режиссерский замысел, актерский ансамбль, законы жанра. Откуда им знать, что эпоха челноков из Украины в Турцию наступила всего несколько лет назад, и Роксоланина мама (Раиса Недашковская) в те времена могла попасть в султановы покои разве что как рабыня? Что не мог жених Настуни Стефко на каждом шагу встречать в Каменец-Подольске того времени украинцев в гуцульских костюмах? Что не царское это дело на глазах у своих слуг купать шелудивого песика, пусть даже в угоду безумно любимой и неотразимой Роксолане-Хуррем? Что никогда не посмел бы самый великий визирь перебивать в разговоре грозного владыку одной из величайших империй? Что не могли невольники-русины петь песню «Чорна рілля» в начале ХVI столетия, поскольку она создана в 1914 году? Правда, аборигенов могли озадачить чистенькие невольники в вышиванках, страдающие в султановых застенках, и обшарпанная карета владыки трех миров, десяти морей и прочего добра, которую создатели фильма впопыхах обтянуть фольгой или хотя бы раскрасить по бедности не догадались.
Версия вторая, продолжающая первую. Правительство африкаской страны, борющейся с белыми колонизаторами, по политическим мотивам отказалось купить сериал, созданный для нее кинематографистами дружественной Украины, усмотрев в отсутствии негров на экране дискриминацию черного населения континента. Не пропадать же добру, - и фильм срочно продублировали на украинский язык, чтобы показать на первом государственном телеканале у нас.
В этом случае становится объяснимым несовпадение картинок в кадре со звучанием дубляжа: деньги закончились, заниматься всерьез сведением фонограммы и видеоряда было некогда да и по большому счету некому. А попавшийся под руку видеоинженер по-видимому был совсем не «бодр», вот и промазал.
Версия третья. Режиссер Нибиеридзе не знал о существовании компактного (серий на пять, не больше), но талантливого сценария фильма о Роксолане режиссера, писателя и сценариста Сергея Дяченко. Поручил создание сценария молодому и неопытному Тесленко, который кратко выражать свои идеи еще не умеет. А когда стало ясно, что нужна помощь, подключили мэтра Мужука, вследствие чего число удвоилось.
Конечно, будь фильм короче, денег на единицу экранного времени было бы больше, гонорары артистам и всей творческой группе пообещали бы солидней. И старались бы все пропорционально гонорарной сумме. Быть бы тогда Роксолане Ольги Сумской обаятельной, обольстительной, энергичной, умной - многогранной. А не вялой, перепуганной Настуней, все чувства которой выражаются в бесконечных вздохах с придыханиями, скучной, одномерной. И был бы экранный визирь-царедворец Ибрагим больше похожим на мудрого политического деятеля, портрет которого сохранился в описаниях современников-историков, а не тем, образ которого каждый вечер можно созерцать на УТ-1 - то подобострастно кланяющимся, то хамящим клоуном. (Интересно, как оценили нибиеридзевских турок в сериале работники посольства Турции в Украине? Ведь на консультантов, очевидно, тоже денег не хватило, чтобы грамотно поставить движения, ритуальные жесты, мимику, интонации дествующих лиц и прочие мелочи.) Очевидно, любовь Сулеймана-II и Роксоланы была бы гарячее, если бы не бедность. В сцене после бракосочетания, когда влюбленная парочка осталась наедине в царской карете, их диалог долго вращался в заколдованном круге четырех слов: я тебя люблю - я тоже тебя люблю. Невольно вспомнилась КВНовская реприза-пародия на песню Александра Серова - «Выйду на поле я…» И еще припев там есть: «Ты меня любишь - я тебя тоже люблю. Пусть нескладно, зато по смыслу!» и т. д.
Только, кажется, Татьяна Назарова (Валиде, мать Сулеймана Пышного), наплевав на гонорар, постаралась сделать свою героиню интересным персонажем. И ей это удалось. Да еще композитор Евгений Станкович не сумел припрятать свой талант и написал хорошую музыку к фильму. (Правда, талант, мастерство, если они есть, безусловно, спрятать сложно, как и симулировать. Да и достоинство профессионала ни за какие ничтожно малые деньги не позволит мастеру выпустить очевидный брак.)
Версия четвертая. Кинематографисты пошутили. Решили проверить нас, зрителей. И создали пародию: на «мыльную оперу» и «романтическое украинское кино», на исторические личности и национальные характеры, на киноязык и актерские приемы - в общем на все, что можно спародировать. А что еще можно было натворить в двадцати шести сериях на $600 000? Я предполагаю, что продолжение творческого замысла дружного коллектива кинематографистов мы вскоре увидим в «Шоу довгоносиків».
Версия пятая и последняя. На самом деле «Роксолана» - это рука Москвы, которая оплатила «Укртелефильму» создание фильма, подрывающего основы профессионализма украинского кино, в частности, и искусства в целом. И следующим шагом российской разведки будет присуждение сериалу Шевченковской премии.