ПУШКИНСКИЕ ВЕЧЕРА ПО-ПОСОЛЬСКИ

Поделиться
Шестого июня вся более или менее образованная часть территории бывшего Союза отмечала 205-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина...

Шестого июня вся более или менее образованная часть территории бывшего Союза отмечала 205-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Конечно, это были уже далеко не те «датские» торжества, которыми в былые времена был усеян календарь каждого нашего человека. Более того, Пушкина после всеобщего бума 99-го (200-летие) даже в России чествовали явно тише и скромнее. В Украине эта дата, наверное, прошла бы незаметно, ибо теперь мы не просто независимое государство, а независимые от культуры вообще и всего мирового литературного наследия в частности.

Я не преувеличиваю. Вспомните, вы видели на нашем телевидении или в газете в эти дни хотя бы один сюжет, напоминающий о том, чего забывать нельзя? Более того, приглашая на вечера-концерты один из центральных телеканалов, я в ответ услышала: «У нас на канале Пушкина не жалуют…» Как говорится, без комментариев.

Конечно, два пушкинских вечера — капля в море. Даже для истинных ценителей. Тем не менее два совершенно разных вечера оставили неизгладимое впечатление не только у подготовленной публики, но, особенно у случайно, по воле родителей или учителей, попавших на них школьников, студентов и прочего молодняка. У них на устах была единственная фраза: «я открыл(-ла) совсем другого Пушкина», «как это современно», «приду домой — перечитаю все другими глазами» и т.д. в том же удивленно-невежественном духе. Для других же истинным наслаждением было вслушиваться в пушкинские строки, произнесенные прекрасными артистами.

В первый вечер, благодаря Вениамину Смехову и программе «Я помню чудное мгновенье…», мы открывали в основном веселого Пушкина. Причем не только через его собственные произведения, но и с помощью богатых артистических и режиссерских баек Смехова. Воспоминания перемежались небольшими композициями из стихов Пушкина, Давида Самойлова, Владимира Маяковского и Булата Окуджавы. Мы окунулись немного и в таганковские будни и услышали исповедь о трагическом положении режиссера Смехова в Праге при постановке оперы «Пиковая дама» Пушкина/Чайковского. Вторая часть этого во всех отношениях приятного вечера-концерта в духе первых лет перестройки, когда жадно поглощалось все доселе скрытое, была посвящена юмору. Узнав в антракте (Смехов так и не ушел со сцены Дома кино, а продолжал общаться с подходившими к нему людьми), что в зале присутствуют актеры-студенты, Вениамин Борисович преподал ярчайший урок актерского мастерства, прочитав стихотворения Козьмы Пруткова. Далее прозвучали ироничные стихи Пригова, Кибирова и Иртеньева, которые оказались понятными, вернее, смешными, лишь небольшой части зала. И в финале блестяще была прочитана первая сцена пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца», предваренная рассказом артиста о том, как ему и остальным коллегам Театра на Таганке довелось в начале создания театра познакомиться с самим Эрдманом и, как некогда мхатовцам, услышать эту пьесу из уст самого драматурга.

На следующий день, но уже на сцене Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки Василий Лановой и Алексей Кузнецов сыграли настоящий пушкинский спектакль. Естественно, это был более академичный вечер, но Пушкин звучал так необыкновенно ярко, современно, талантливо, вдохновенно, что в какое-то чудное мгновение подумалось, как не хочется, чтобы этот вечер заканчивался. О том, какие великолепные исполнители народный артист СССР Василий Лановой и его близкий друг, коллега по театру им. Евг. Вахтангова (знакомый массам по исполнению роли Бэккингема в фильме «Три мушкетера»), заслуженный артист России Алексей Кузнецов, напоминать не приходится.

Каждая строчка Пушкина в исполнении этих артистов приносила такой восторг, что зал, по-моему, дышал вместе с артистами в унисон. «Пророк», любовная лирика, «Путешествие в Арзрум», «История села Горюхино», сцена Фауста и Мефистофеля из «Маленьких трагедий» — все на одном дыхании, необыкновенно по-пушкински и вместе с тем с привнесением своего, очень личностно яркого и глубокого отношения к тому, что читали.

Финал вечера не побоюсь назвать настоящим фурором. Посчитав, что такая плотность пушкинской мысли могла утомить практически забывший о времени зал, Лановой с Кузнецовым сыграли инсценировку рассказа Антона Чехова «Дипломат». Стоит ли говорить, что зал рыдал от смеха, тем более что многие до сих пор не видели Ланового-комика.

Итак, пушкинские вечера, проведенные Посольством Российской Федерации в Украине и продюсерской компанией «Этуаль» напомнили о хорошо забытом жанре творческих вечеров и показали, насколько важно определенной части публики окунуться в мир интеллигентного общения не только с артистами, но и друг с другом. Ибо в эти два вечера в зале присутствовала та публика, о которой театры стали забывать. Даже билетер на входе в русскую драму никак не могла успокоиться, и все приговаривала: «Ах, какая у нас сегодня публика! Я таких людей уже сто лет не видела»…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме