Нет-нет! Это событие никоим образом не касается дэнбрауновских бестселлеров и блокбастеров. То, о чем интеллигентно взывали искусствоведы и мрачно мечтали художники, постепенно воплощается в реальных делах: в самом центре Киева было зарегистрировано прагматичное брачное соглашение между трудолюбивой Золушкой — искусством и златозубым принцем — Бизнесом. В новом финансово-торгово-офисном центре, открывшем свои автоматические сенсорные двери рядом с оперным театром, нашлось место и галерее с презентационным именем «Da Vinci». Сей оазис искусства уточняет специфику своей деятельности заявлением о том, что это галерея уникальных подарков. Что ж, несмотря на завистливый зубовный скрежет рядовых граждан, с удовлетворением можно констатировать: в нашем обществе уже выросла прослойка людей, которым уже и «роллс-ройс» в качества подарка становится поперек горла. И душа тянется к вечному и прекрасному. По сути, «Da Vinci» не первая в Киеве коммерческая галерея — практически все пропагандисты визуального искусства столицы стараются явно или тайно заработать какую-то копейку от продажи плодов вдохновения художников и скульпторов. Но появление «Da Vinci» все-таки можно назвать прорывом — территория, на которой открылась эта галерея, многие годы была абсолютно изолирована от инвестиций в искусство. Причина прозаическая: дорого, поэтому доступно лишь владельцам казино, ресторанов и магазинов. Еще одна особенность «Da Vinci» — в эту галерею и ее наполнение уже вложены очень серьезные средства. Стены, потолок, пол, освещение, кондиционирование — все высокого европейского качества. Но, конечно, первично искусство, разместившееся в залах галереи. Подборка, представленная на открытии первой экспозиции, вполне приличная.
Украинское искусство представлено известными талантливыми и энергичными художниками, которые традиционно для Украины более востребованы за пределами «неньки». Но их имена заслуживают того, чтобы как можно громче звучать и на родных культурных просторах. Стоит прийти посмотреть на произведения Александра Клименко, Петра Бевзы, Олега Тистола, Тиберия Сильваши, Олега Пинчука, Гаянэ Атоян. Спешите, ведь их произведения имеют шансы разойтись по частным собраниям, которые не всегда доступны для широкой публики. Впрочем, что мешает вам приобрести прекрасное для собственной коллекции?
Галерея «Da Vinci» заявляет о своей интернациональности и обещает предложить потребителю искусства произведения профессиональных художников Франции, Италии, Нидерландов. Международная составляющая первой экспозиции сформирована из работ представителей Петербургской академии искусств. Приятно, что произведения Андрея Пахомова, Клима Ли, Олега Яхнина, Сергея Репина, Василия Сухова, занимающие достойное место в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском и Пушкинском музеях, оккупируют и украинское художественное пространство. Пользуясь случаем, вспомним, что Тарас Шевченко еще при жизни был избран академиком Петербургской академии художеств...
Из разговора с одним из владельцев галереи «Da Vinci» Борисом Ахсановым можно сделать вывод и о проблеме, существующей на грани между бизнесом и искусством — большинство персон, у которых кредиток в кармане больше, нежели карт в колоде для преферанса, крайне плохо ориентируются и в искусстве, и в ценах на художественном рынке. Как говорил Андрей Рублев в фильме Тарковского: «Темен народ!». Поэтому Борис Ахсанов планирует вести активную просветительскую деятельность, приобщив к этому делу квалифицированных искусствоведов.
Быть может, стоит вспомнить некоторые из высказываний прославленного Сальвадора Дали: «Художнику лучше быть богатым, нежели бедным: научись работать кистью так, чтобы из-под нее рождались золото и драгоценные камни». Хотя более важен следующий лаконичный вывод гениального испанца: «В бездельничанье шедевров нет!»