Show must go on! - такой принцип исповедуют руководители центральных концертных площадок страны, несмотря на финансовые затруднения, военные действия на Востоке, фобии зарубежных superstars (относительно Украины).
Как изменилась за уходящий год карта концертной деятельности - хотя бы на главной площадке Украины (дворце искусств "Украина")? Много ли экономических потерь по сравнению с довоенными годами? Есть ли хоть какие-то перспективы наверстать кассовое сборы и количественные показатели прошлых лет? На эти и другие вопросы - с некоторой долей оптимизма - ZN.UA отвечает Роман Недзельский, генеральный директор Национального дворца искусств "Украина".
Прежде всего, кое-какие статистические реляции. Скажем, в 2012–2013 гг. во дворце "Украина" ежегодно проходило около 250 концертов. Уходящий год, а он действительно сложный, предлагает другую цифру - 109. Именно столько мероприятий. Что, с учетом отсутствия российского поп-продукта, катастрофой не представляется. Из этих 109 мероприятий 99% - концерты отечественных исполнителей и коллективов.
Во дворце искусств "Украина" говорят, что раньше украинские исполнители могли лишь вклиниваться в понедельники, брали даты, остававшиеся незанятыми, да еще и благодарили. И еще некоторые цифры. В 2012-м аренда зала "Украина" достигала 160 тыс. грн (при курсе одного доллара - 8 грн). Теперь аренда (при фактическом курсе доллара - 25 грн) - 290 тыс. грн.
- Мы пошли навстречу отечественным артистам, даже несмотря на то, что возросли тарифы, аренда земли, что мы должны заработать 20 млн грн в год и отдать государству - за эксплуатацию государственного имущества, - комментирует ситуацию Роман Недзельский. - И еще 13 млн в этом году "Украина" недополучила за проведение государственных мероприятий, которые должно было финансировать Министерство культуры. Речь идет о концертах национальных коллективов, народных артистов, Героев Украины, о концертах к государственным праздникам, как, например, "Героям слава!", ко Дню защитника Украины, который мы провели совместно с частным концертным агентством "Рок-гвардия Украины", и никто ни копейки не профинансировал... А где, спросить бы, концерт ко Дню Независимости? Ведь такие концерты традиционно годами проходили во дворце "Украина". Где профессиональные праздники - День медработника, День энергетика, я уже не говорю о Дне милиции или полиции?
Все это должно было стать культурной программой профильного министерства - Минкультуры, направленной на развитие отечественной культуры. Но я не вижу ничего, хотя бы отдаленно напоминающего программу или стратегию культурной политики… Поэтому я бы вообще выступил с предложением расформировать Минкультуры за ненужностью.
- Роман Стефанович, трудности в стране многих вынуждают затянуть пояса. "Украина" - структура сверхзатратная, учитывая не только технологию…
- Сегодня мы максимально оптимизировали затраты. Оптимизировали коллектив: утвердили новое штатное расписание, по которому в Национальном дворце искусств "Украина" работают 274 чел. "Закрутили краники" на тепло и воду, следим за тем, сколько используем электроэнергии. Работаем в режиме максимальной экономии.
Помогает то, что большинство концертов проводим сами - не на голой аренде живем, а на том, что зарабатываем собственными мероприятиями. Конечно, есть и такие концерты, прибыль от которых ниже, чем была бы от сдачи зала в аренду, но для нас важна каждая копейка, поскольку самый дорогой зал - это пустой зал. Другими концертами наверстываем недополученное и постепенно накапливаем средства. Накопили уже достаточно, чтобы полгода просто сидеть и отдыхать. (Но этого не будем делать, поскольку у нас много интересных идей и проектов, которые надлежит воплощать в жизнь).
- Военные события на Востоке Украины как психологический фактор влияют каким-то образом на желание-нежелание людей - идти на концерт, развлекаться?
- Кризис в связи с фактической войной на Востоке, конечно, есть. Люди ходят на концерты не так активно, как раньше, не всегда могут позволить себе приобрести билет. Но, несмотря на это, нам удается балансировать между нашими желаниями и тем, что у нас есть на самом деле.
- А почему известные зарубежные артисты довольно сдержанны в своих желаниях выступить на первой концертной сцене Украины? Это сугубо экономический фактор или действительно боязнь войны на Востоке?
- Я бы не задавал вопрос лишь о "первой концертной сцене Украины". Покажите мне в нашей стране площадки, на которых работают зарубежные звезды. Да, к нам в этом году "не заезжали" Стинг и Агилера, но где в Украине они были? Вы уже назвали причины - АТО и экономическая нестабильность. От начала деловых отношений с менеджментом большой звезды до собственно концерта обычно проходит длительный период времени: таких звезд необходимо заказывать за полгода, год или два. И вносить предоплату - ясное дело, не в гривне. А кто скажет, каким будет курс доллара к гривне через полгода или год, когда нужно продавать билеты? Когда доллар был по 8 грн, люди платили и по тысяче или две тысячи долларов за билет на Мадонну. А сейчас они купят такие билеты?
Промоутеры не везут в Украину мировых звезд, ибо рискуют не отбить вложенное. Поэтому иностранных артистов, у которых гонорары по полмиллиона или по миллиону, в ближайшее время ожидать не следует. Но те, у кого гонорары поменьше, приезжают, несмотря на АТО: в октябре была Эмма Шапплин, в ноябре - Будапештский цыганский симфонический оркестр. Будет и Мишель Легран, и Тото Кутуньо. А в феврале вообще шикарная зарубежная премьера - Dire Straits Experience.
- Кто из украинских исполнителей, по официальным результатам продаж в "Украине", сегодня может действительно называться аншлаговым исполнителем?
- Все, чьи концерты проводим в "Украине", аншлаговые: Иво Бобул, Кирилл Карабиц, Оксана Билозир, Александр Злотник. Прекрасно прошел вечер памяти Николая Мозгового - также нами организованный. Ансамбль им. Вирского настолько аншлаговый, что на него за месяц до концерта билеты разобрали.
Конечно, стоимость не такая, как на "Вечерний квартал": аншлаг от аншлага отличается. Бывает с таким валом, как у "Квартала", Тины Кароль или Ирины Билык, а бывает с меньшим, но пустых залов, к счастью, нет.
- Что, на ваш взгляд, меняется (если меняется) во вкусах отечественной аудитории, которая сегодня платит немалые деньги за билеты?
- Думаю, что сегодня время украинской современной культуры. Для нас это возможность получить украинский песенный ренессанс. Отечественным артистам нет альтернативы: хотите или нет, а концертное меню таково. Чужие не работают, приходится знакомиться со своими.
И, нужно сказать, то, что происходит на нашей сцене, происходит на высоком профессиональном и техническом уровне. Украинские исполнители относятся к концерту во дворце "Украина", как к исповеди, отчету творческому, а не как к очередной возможности заработать мешок денег и податься с ним домой.
Наш приоритет - живое исполнение, фонограммы почти нет (разве что в шоу, снимаемых для ТВ). Мы предлагаем качественную живую музыку украинского производства. Содержательную, с душой созданную, разножанровую, потому что у нас и джаз, и эстрада, и классика, и если шансон, то тоже украинский, существенно отличающийся от российского, и инструментальные оркестровые концерты...
Вот, например, захотел Mansound отметить 20-летие во дворце "Украина" - отметил. А "Піккардійська терція" три года подряд работает в Октябрьском дворце: наверное, нет потребности или возможности. Ведем разговоры с Иваном Дорном: хочется, чтобы он выступил у нас с совершенно новой для него программой. С симфоническим оркестром, во фраке, с "бабочкой". Если решится, это будет для него новый опыт и новая ступень.
- Есть ли перспективные планы концертной деятельности на 2016-й? Какие большие звезды дали предварительное согласие?
- Конечно, есть. На полгода вперед расписан малый зал, "Квартал-95" зафрахтовал себе даты на 2016 г., в январе проведем большой юбилейный концерт Оксаны Билозир, в феврале - Виктора Павлика. О Dire Straits я уже говорил, будут еще Томас Андерс, Алессандро Сафина, Иво Бобул, ансамбль "Сухишвили", Вахтанг Кикабидзе... Будем жить.