Продюсер Егор Олесов: "Нам не хватает таких людей, как Гарет Джонс"

4 октября, 17:46 Распечатать Выпуск №37, 5 октября-11 октября

Этой осенью в украинский прокат выходит фильм "Цена правды" европейского режиссера Агнешки Холланд.

Лента затрагивает трагические страницы украинской истории — Голодомора 1933 года. В главных ролях — Джеймс Нортон и Ванесса Кирби. 

Украинский кинематограф лишь начинает исследовать эту сложную историческую тему — Голодомор. Сейчас можно вспомнить такие ленты, как "Голод-33" Олеся Янчука (1991), "Горькая жатва" режиссера Джорджа Менделюка (2017). Особенность картины "Цена правды" в том, что к ее созданию, кроме отечественных, приобщились кинематографисты Польши и Великобритании. Режиссером картины стала всемирно известная Агнешка Холланд, снявшая такие громкие фильмы, как "Европа, Европа" (1991), "Полное затмение" (1995), "След зверя" (2017). В 2012-м ее фильм "В темноте" получил победный "Оскар" как лучший иностранный фильм. 

Агнешка родилась в семье публициста-социолога и журналистки. Сквозь много десятилетий она пронесла ненависть к тоталитаризму. Поэтому обращение к масштабной, политически резонансной теме Голодомора в Украине представляется закономерным. 

В основе сюжета картины "Цена правды" — история журналиста из Уэльса Гарета Джонса, приехавшего в СССР, чтобы взять интервью у самого Сталина, но со временем он начал открывать трагическую сторону жизни страны того времени, в частности Голодомор в Украине. 

Во время своего третьего и последнего путешествия в Советский Союз в марте 1933 года Гарет пренебрег предупреждением посольства и запретом ОГПУ на въезд иностранным журналистам в Украину и нелегально отправился в путешествие. Вернувшись в Берлин, 29 марта 1933 года Гарет Джонс сделал известный пресс-релиз, напечатанный многими газетами, в частности New York Evening Post и "Манчестер Гардиан": 

"Я прошел через множество сел и двенадцать колхозов. Везде я слышал плач: "У нас нет хлеба. Мы умираем!" Этот плач звучит по всей России; на Волге; в Сибири; в Белоруссии; в Центральной Азии и Украине, — "Передайте в Англию, что мы пухнем от голода". Большинство официальных лиц отрицают существование какого-либо голода, но через несколько минут после одного такого отрицания в поезде я осмелился бросить на пол кусок черствого хлеба. Словно пуля, крестьянин бросился на пол и проглотил его. То же повторилось с кожурой апельсина…"

В целом мир ничего не хочет слышать о Голодоморе в Украине, а некоторые даже лгут, как, например, корреспондент "Нью-Йорк Таймс" в Москве Уолтер Дюранти, отрицавший его возможность, хорошо зная, что это правда. 

По мнению критиков, фильм "Цена правды" тоже об информационном терроре в Советском Союзе в 1930-х годах, когда белое называли черным и наоборот. 

Продюсер картины Егор Олесов рассказал ZN.UA о дальнейшей фестивальной судьбе ленты, какие страны уже приобрели права на показ фильма, а также о впечатлении от сотрудничества с европейской кинознаменитостью — режиссером Агнешкой Холланд.

— Как известно, "Цена правды" уже была представлена на Берлинале-2019 и вызвала бурную реакцию кинокритиков. Какова дальнейшая фестивальная судьба этой ленты, учитывая сверхважную тему для Украины и сверхмощный творческий состав, работавший над фильмом? 

— Да, действительно, мировая премьера фильма состоялась на Берлинале в нынешнем году, фильм попал в основной конкурс. "Медведя" не взял, но вызвал немалый резонанс в СМИ. Недавно фильм получил главную награду
44-го Фестиваля польских художественных фильмов в Гдыне — "Золотых Львов", а художник-постановщик ленты получил специальный приз за лучший продакшн-дизайн. В октябре состоится BFI London Film Festival, на который фильм также был отобран. К тому же фильм попал в лонг-лист премии Европейской киноакадемии, в следующем месяце будет объявлен шорт-лист, а уже 7 декабря — победитель. То есть у ленты есть фестивальный потенциал, и это только начало.

— Большой ли, по вашему мнению, интерес к этой теме на Западе? 

— Интерес есть, и не только на Западе. Права на фильм уже приобрели Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, скандинавские страны, Япония, Испания, Португалия, Греция, Ближний Восток, страны бывшей Югославии, Болгария, Индия. История повторяется, и мы вновь оказались в мире постправды и фейковых новостей. И это касается каждой страны. 

В 1930-х годах был такой Уолтер Дюранти, который писал неправду о событиях в СССР и получил Пулитцеровскую премию за один из таких своих материалов. А мне вспоминается прошлогодняя история немецкого журналиста старейшего издания Spiegel, в течение многих лет публиковавшего вымышленные материалы и даже получавшего за них престижные награды. Нам не хватает таких людей, как Гарет Джонс, для которых правда — важнее всего. Важнее даже жизни. Если говорить о теме Голодомора, то уже свыше 20 государств — целые страны или отдельные территории стран — признали Голодомор в Украине геноцидом, и их количество растет. 

Весной собирали подписи в Германии, и под петицией подписался необходимый минимум — 50 тысяч человек. Сейчас она на рассмотрении в Бундестаге. 

— Какие у вас как у продюсера впечатления от сотрудничества с европейской кинознаменитостью — режиссером Агнешкой Холланд? 

— Агнешка — невероятный профессионал, Мастер своего дела с большой буквы. Актеры вдохновлялись и самим проектом, и работой с Холланд. Благодаря этому выкладывались на съемочной площадке на полную. Кстати, именно Агнешка настояла на том, чтобы съемки проходили в Украине. Ей было важно, чтобы фильм был и украинским также, то есть с украинскими актерами, командой. 

— Принимая во внимание сложность и важность темы фильма "Цена правды" — есть ли какие-то составляющие в тактике и стратегии проката этого фильма в Украине? 

— Мы рассказываем историю человека, который непосредственно касается истории нашей страны. Гарет был первым, кто открыто рассказал миру о Голодоморе в Украине и назвал его геноцидом. И заплатил за эту правду жизнью. По нашему мнению, важно, чтобы об этой истории узнало как можно больше людей. Наше промо базируется на масштабном социально-просветительском проекте, целью которого является популяризация фигуры этого британского журналиста и сохранение памяти о Голодоморе в Украине 1932–1933 годов. 

Это и выставка, посвященная Гарету, и переулок в Киеве, названный его именем, и сотрудничество с Институтом журналистики, и многое другое, о чем мы со временем расскажем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно