36-я «Молодость» оказалась не матерью, а «мачехой» для украинского кино: фильм «Оранжлав» не оказался достойным внимания уважаемого жюри. И фактически единственным поощрением этого феста родному кино оказался приз «Зеркала недели» киновидеоработе «Катерина» от музыканта Олега Скрипки и режиссера Романа Бондарчука.
Об этой работе стало известно задолго до фестиваля. Еще в марте во Львове состоялась довольно шумная презентация проекта. Но именно в формате «Молодости» данная работа и оказалась примечательной… Так как создатели четко и громогласно заявили: снимаем исторический блокбастер — и все тут! И правильно сделали, что так заявили. Если отечественному кино уж не один десяток лет никак не удается поднатужиться и родить полноценный полнометражный исторический боевик (о Мазепе, Бульбе, Хмельницком — о ком угодно), то пусть испытывают свои силы и таланты хотя бы в «микрометре».
И по многим позициям видео Бондарчука—Скрипки в этом плане выигрывает. Во-первых, задана подробная сценарная «линейка»: идет война гражданская, кормилец отправляется на поле брани, его провожает жена Катерина (а также отец и мать), потом гремит бой между украинцами и… белогвардейцами (то есть историческое время определено точно — начало ХХ века). Во-вторых, впервые во время съемок этого видео Олег Скрипка оседлал коня и испытал в своих руках настоящую саблю (сцена продолжается минуту, а дрались минут двадцать, пока режиссер не остановил оператора). И в-третьих, очень симпатична сама песня — она родилась еще в 1992 году, но в «ВВ» почему-то не спешили ее экранизировать, так как материал, по словам самого Скрипки, «не совсем шоу-бизнесовый, а скорее относится к украинской традиционной культуре».
Снимали сей микрофильм почти двое суток в Пирогово. Кони и звезды — все смешалось на одном «полигоне». По мнению известного кинокритика Ирины Зубавиной, «Катерина» Олега Скрипки — это не совсем видео, а именно мини-фильм. «Очевидно, что манера клипового мышления многим уже надоела, — говорит Ирина. — И клиповое сознание тоже стало неким бичом современного кино. А у Скрипки и Бондарчука есть желание рассказать внятную историю (даже в рамках трехминутной песни), причем рассказать ее образно, эмоционально — и неудивительно, что именно эта работа сразу же привлекла к себе внимание».