В городе у моря завершился фестиваль Odessa Classics. Всемирно известные - скрипач, баритон, сопрано (а также музыкальные коллективы из разных городов) - как бы утверждали новую культурную парадигму города-героя. Смысл которой - в контраверсионности. То есть в действенной популяризации классики в пику повсеместного нахальному и как бы уже побеждающему "попу".
Странным образом, в одно и то же время, но в разных городах были запущены два важных фестиваля. Один во Франковске - Porto Franko Gogolfest (под кураторством Влада Троицкого), цель которого - как бы взрыхлить в хорошем смысле консервативную и в таком же хорошем смысле во многом наивную местную культурную среду, привив ей ростки порою дерзкого и резкого современного (актуального) искусства.
Обратная сторона Луны - в Одессе. В славном творческом городе, где даже фасад местной Национальной оперы с недавних пор украшают торжественные портреты (афиши) героев поп-культуры. Не говоря уж об упоении шансоном - повсеместно. В этом случае Odessa Classics как фестиваль выполняет и стратегическую, и культурно-политическую миссию. Эту миссию можно сформулировать образно - как бы "принуждение к классике". Как принуждают к миру в сложных военных условиях, так иногда нужно принуждать и к высокому, прекрасному, гармоничному - в координатах попсовой повседневной неадекватности. А также в условиях забывчивости, что часто именно великое музыкальное наследие во многом определяет и диагнозы настоящего, и даже структурирует наше будущее.
Вот, например, слушаешь на одном из концертов Odessa Classics немецкого баритона Маттиаса Гёрне: арии из опер Рихарда Вагнера. И в самой музыке, и в выдающейся исполнительской манере есть то, что "гармонизирует" мир внутренний и мир внешний, день вчерашний и день грядущий. На этом концерте, кстати, выше всяких похвал оказался оркестр Одесской филармонии, которым дирижировал Игорь Шаврук. Потрясающая чистота, объемность и полифоничность звучания сложной музыки Вагнера (многие к ней боятся даже подступиться) - именно у этого оркестра. А уж арии немецкого гостя - высший пилотаж исполнительского мастерства. Мощный, темпераментный, харизматичный баритон сразу и всерьез "взял в объятия" зал филармонии и не отпускал его до самого финала.
Кстати, музыке Вагнера и немецкому исполнителю Гёрне трепетно внимала в зале депутат немецкого бундестага Мария-Луиза Бек, знаменитый политик, с мнением которого считается сама Ангела Меркель. Надо было видеть, как сопереживает депутат музыкальному филармоническому действу, как восторженно внимает исполнительской манере своего соотечественника… Так бы наши депутаты "внимали" певцам-соотечественникам на иных музыкальных форумах. К слову, тех таки наших депутатов (во всяком случае, многих из них), одичавших, давно хочется подвести к операции - "принуждение классикой". Привязать веревками к стульям в какой-нибудь филармонии и сутками заставить слушать: Вагнера, Лысенко, Верди, Чайковского. Может быть, после этого просветлеют, не будут вести себя как дикари?
Между тем депутат бундестага Мария-Луиза Бек очень трепетно высказалась об Одессе. На своей странице в Facebook она написала, что этот украинский город подлинно европейский, мультикультурный, необычайно интересный для туристов и меломанов…
Вообще в рамках фестиваля Odessa Classics было несколько мощных музыкальных залпов. Старт фестивалю задал тоже немецкий исполнитель - скрипач Линус Рот. Его бесценная скрипка Страдивари во время исполнения "Времен года" Вивальди издавала какой-то волшебный, едва ли не медовый тембр. На этом инструменте музыкант играет лет 18. И, кажется, что скрипка и скрипач во время концерта вроде прорастают друг в друге. Неслучайно спрос на этого исполнителя и на этот инструмент - просто колоссальный во всем мире.
Еще один музыкальный залп в рамках проекта Odessa Classics - музыкальный open air у колоннады Воронцовского дворца. Эта мегамеломания собрала под открытым небом около 3 тыс. зрителей. Кстати, в самой Одессе не могли найти 1,5 тыс. одинаковых стульев для приглашенных, поэтому нужный мебельный гарнитур привезли из Днепра. Как вы поняли, эти днепровские стулья не пустовали. Жаждущие услышать классику толпились вокруг и около Воронцовского дворца. Пожалуй, впервые в Украине для подобного концерта под открытым небом соорудили прозрачную крылатую сцену. Она и приняла гостеприимно нашу выдающуюся певицу Ольгу Микитенко (исполнила оперные арии), камерные оркестры под управлением Майкла Гуттмана и Игоря Шаврука. Здесь же, на этой площадке, звучала "Музыка любви" в исполнении пианиста Алексея Ботвинова, который уже второй год выступает как создатель и непосредственный организатор проекта Odessa Classics.
Бесценная помощь в этом деле - со стороны одесского мецената Руслана Тарпана. Он говорит, что лет через пять проект Odessa Classics должен быть на уровне крупнейших музыкальных форумов Вероны, Зальцбурга, Авиньона… Дай-то Бог, конечно! Тем более что 120 музыкантов, гостивших в Одессе в тот раз, судя по всему, увезли домой добрые впечатления от публики. И во многом именно эти музыканты продвигают в мире дипломатию искусства. Разносят весть о той же Одессе, как городе, нацеленном на высокое и вечное, а не на низменное и сомнительное (о чем с сожалением иногда читаешь в некоторых сводках новостей).
Проекты, подобные фестивалю Odessa Classics, не примите это за иронию, утешают, что не все меломаны из той же Одессы уехали, не все слушатели оглохли, не все честные ценители обесценились. Глядя, как к зданию филармонии ежевечерне стекаются ручейки подлинной одесской интеллигенции, среди которой и стар, и млад, веришь, что не все потеряно, не все украдено, что - еще не вечер.
Между тем, если Odessa Classics будет набирать обороты уже в 2017 г., видимо, к этому же проекту как-то следует дружественно присоединиться и Одесской Национальной опере. Как помещению и как духовной институции. Прежние размолвки и недоговоренности должны остаться в прошлом - ради благого дела, ради классики.