Нечасто приходится открывать для себя «белые пятна» в отечественном изобразительном искусстве XX века. Казалось бы, за девяностые годы мы узнали все об авторах, чьи имена замалчивались по идеологическим соображениям. И тем не менее... В Одесском филиале Греческого фонда культуры открылась выставка «Духовные образы XX века», которая сделала бы честь даже столичному музею. Впервые на суд публики представлены уникальные акварели Екатерины Ганской-Ивановой, выполненные в 1920—1950 годы. Произведения одесской художницы стоят в одном ряду с творчеством признанных мастеров украинско-русского авангарда — Александры Экстер, Любови Поповой, Ольги Розановой, Аристарха Лентулова и других. «Особенностью» наследия Ганской-Ивановой, безусловно, является его эзотеричность, откровенно мистическая подоплека. Не все посетители выставки чувствуют себя уютно возле этих акварелей под взглядами изображенных на них светлых сущностей, фантастических обитателей так называемого «тонкого мира», куда автор словно приглашает совершить путешествие. Но все по порядку...
По оканчании в Москве ВХУТЕМАСа Екатерина Ганская-Иванова в силу тяжелых жизненных обстоятельств поселилась в доме оперной певицы Анастасии Теодориди в Одессе. Будучи ревностными христианками, обе женщины подпали под влияние восточной философии и масонов, среди которых, как ныне стало известно, был сам Николай Рерих. Приехавшая в Одессу из Греции Теодориди стада лидером подпольного духовного движения, тесно связанного с теософией и антропософией. На молитвенных собраниях в доме Анастасии Васильевны собиралось множество людей, а экстаз, в который впадала талантливая гречанка, вдохновлял Екатерину Павловну на создание образов «высшей женской энергии». Сегодня крупноформатные листы «Афина Паллада», «Сущность светлая», «Радость», «Ольга — мать славянских народов», «Богиня Млечного пути», «Нарра — царица пчел и насекомых», «Любовь», «Полярное сияние» и многие другие практически неизвестны исследователям отечественного авангарда. Первопроходцем в этой области явилась одесситка, доктор искусствоведения Ольга Тарасенко, немало потрудившаяся над созданием экспозиции и каталога к ней. Ольга Андреевна проводит параллели между акварелями Ганской-Ивановой и сакральным искусством Древней Греции, Византии, Индии.
Сегодня трудно сказать, насколько художница руководствовалась интуицией (Ольга Тарасенко предпочитает называть это умением видеть и изображать энергии божественного света); пожалуй, наиболее точно о феномене духовной живописи минувшего столетия сказал сподвижник Василия Кандинского Франц Марк: «В душах рождалась мистика, а с ней и древнейшие элементы искусства. Художники преследовали задачу: создавать символы своего времени, символы, место которым уготовано в алтарях грядущих духовных верований». Если отвлечься от мистики, питавшей воображение Екатерины Ганской, можно говорить о ее впечатляющем мастерстве, об одаренности, владении рисунком, чувстве цвета. В пору создания дошедших до нас 70 акварелей мистическое искусство в бывшем СССР, мягко говоря, не приветствовалось, да и масонское движение по указке самого Сталина откровенно преследовалось. Только в тихой провинции, каковой была тогда Одесса, подобное явление могло остаться незамеченным и безнаказанным. Лики «светлых сущностей», напоминающие маски, лишенные плоти, «тварной» оболочки, долгое время лежали в папках, хранившихся то у одной, то у другой старушки, с благоговением относившейся к ушедшим из жизни Ганской и Теодориди. Теперь этим плодам совместного творчества художницы и певицы, «как драгоценным винам, настанет свой черед», и теоретикам изобразительного искусства предстоит осмыслить явление, скрытое до поры, заглянуть в глаза изображенных в экстатическом прозрении существ. Анастасия Теодориди в 1932 году, создавая рукопись под названием «Фата Моргана», заметила: «Что такое люди по сравнению с гигантами космоса? Пылинки, которые космические сущности рассматривают под своим микроскопом. Микроскоп этот зовется Любовь. Он имеет свойство не только увеличивать пылинку, но и вытягивать ее так, как пылинки золота добываются из руды. Глаз-око увидело тебя и начинается освобождение человека».