ПРЕЕМНИКИ МАСТЕРА НЕУЛОВИМОЙ РЕАЛЬНОСТИ

20 марта, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 12, 20 марта-27 марта 1998г.
Отправить
Отправить

Благодаря долгим целенаправленным усилиям Нуреев был забыт на родине. Даже имя его, перевранное е...

Благодаря долгим целенаправленным усилиям Нуреев был забыт на родине. Даже имя его, перевранное еще в статье из «Коммуниста», оказалось настолько новым, что когда опять стало можно его произносить, практически ни в одной публикации и ни в одном выступлении по телевидению его ни разу не назвали правильно. Вместо Нуреева возник Нуриев…

Рудольф Нуреев.

Три года на Кировской сцене, Петербург, 1995 г., с. 12

Рудольф Нуреев... Ни об одном танцовщике, кроме легендарного Нижинского, не писали столько, сколько о нем. Ни об одном из артистов балета не ходило так много невероятных слухов и легенд. До неприличия капризный и несдержанный, скандально-вызывающий и экстравагантный, идол и деспот в одном лице, предельно самовлюбленный и притягательный - таков был Рудольф Нуреев, живая притча во языцех, человек, которого сколь боготворили, столь и ненавидели, лучший танцовщик XX века, которому не было и нет равных.

«Необузданный гений», «неистовый» и «невозможный», «великий и ужасный Руди» благодаря своей сексапильной внешности стал символом эпохи, а волна поклонения стала называться «рудиманией». Чувственная сторона натуры делала его танец обостренно-страстным и запоминающимся, а запредельная энергия давала ему феноменальную работоспособность - более продуктивного артиста в истории балета до сих пор еще не было: в среднем он танцевал 250 спектаклей в год!

Несмотря на то, что даже в зените своей славы премьер мирового балета мог исполнить лишь четыре пируэта (а это, можно сказать, ничто в сравнении с Барышниковым, который, только разминаясь, способен в любой момент лихо прокрутить их более десятка!), техника танца Нуреева славилась не столько виртуозностью, сколько своей обостренностью и утонченностью, окрашенной неожиданными эмоциональными оттенками. Непередаваем был эффект присутствия на сцене самого «бога танца»: его появление завораживало и приводило публику в неописуемый экстаз...

Нуреев умел быть жестким и беспощадным и к себе, и к другим. Он не позволял себе болеть, обращать внимание на травмы или увеличивать вес. Артист умудрялся сохранять постоянную форму и танцевать в «полную ногу» почти до конца своих дней. Одержимый самосовершенствованием, все свое свободное время он посвящал просмотру танцев по видео, пропуская через себя огромное количество информации. Притягивая, словно магнитом, к себе людей, он имел и печальную способность наживать себе врагов. Но в то же время у него были и верные, близкие ему по духу друзья, с которыми он был связан очень теплыми отношениями.

Потомок бесстрашных кочевников появился на свет в дороге и с тех пор так и не привык задерживаться подолгу на одном месте. Татарин по рождению, парижанин по месту жительства, австриец по паспорту, он все время находился в разъездах. Десятилетиями, скитаясь, как неприкаянный, по миру, он никогда не отдыхал дольше недели и спал не более шести часов в сутки. Он торопился жить, как будто знал, что времени ему отпущено в этой жизни не так уж много.

Умер Нуреев в Париже, в своей любимой квартире на набережной Вольтера. Роскошь и богатство, а также дорогая его сердцу коллекция картин, книг и антиквариата ласкали его взор. Последние четырнадцать лет он жил, зная, что неизлечимо болен СПИДом. «Он боролся с вирусом и побеждал его благодаря своей силе и умению бороться. Он был слишком знаменит, чтобы скрывать правду», - рассказывал личный врач танцовщика, который находился рядом с Нуреевым все эти годы. 17 марта 1998 года несравненному маэстро и кумиру многих исполнилось бы только 60...

* * *

На днях в столице Венгрии завершился III Международный балетный конкурс имени Рудольфа Нуреева. Конкурс родился четыре года назад, однако уже успел стать заметным явлением в империи балета. На этот раз в Будапешт съехались свыше 50 участников из 18 стран мира. Несмотря на то, что большинство из желающих соревноваться в искусстве танца были (что вполне естественно!) из Венгрии, все же конкурс приобрел международный масштаб, так как в нем участвовали одареннейшие молодые артисты из балетных центров.

Организован конкурс «EuroDance Foundation», генеральный директор которого Роланд Бокар еще при жизни Нуреева заручился согласием мэтра на использование его имени для реализации своей идеи. Особенность этого именного форума заключается в том, что на премию «Гран-при» может претендовать только танцовщик, что подчеркивает повышенный интерес к продолжению и развитию традиций мужского классического исполнительства.

Об элитарности конкурса можно судить по жюри, которое представляет собой настоящий ареопаг современной хореографии. Для конкурса имени Рудольфа Нуреева показателен и тот факт, что в кресле председателя жюри бессменно находится «звезда» мирового балета, любимая танцовщица и партнерша Нуреева - Ева Евдокимова, с которой он танцевал на протяжении последних 15 лет. Их дуэт называли несравненным, божественным. Очевидно, знаменитой балерине, как никому другому, хорошо известно, каким бы хотел видеть мужской танец в исполнении своих последователей танцовщик суперкласса Рудольф Нуреев.

Весьма показательно, что и на этот раз Украине было кого представить на международном балетном турнире. Это уже завоевавшие известность у нас и за рубежом молодые танцовщики из Национальной оперы Вадим Буртан, Артем Дацышин и Денис Матвиенко. Вместе с ними поехали попытать счастья на «мужской» конкурс и наши танцовщицы - лауреаты Международного конкурса им. Сержа Лифаря, солистки Национальной оперы Татьяна Голякова и Такита Синобу (представляющая на конкурсе почему-то Японию, а не Украину, несмотря на то, что вот уже несколько лет она живет и работает в Киеве). Участвовала в конкурсе и 14-летняя ученица подготовительного курса Одесского государственного училища искусств Анастасия Банникова, самая юная конкурсантка, которую по незнанию или ошибке записали поначалу в балетную «команду» России.

Жеребьевка, как всегда, преподнесла сюрпризы: первый номер никто не вытянул, а вот «злополучный» № 13 оказался у нашей юной дебютантки из Одессы. Участие в международном конкурсе такого масштаба стало для Анастасии пробой сил и серьезной школой. А выступления наших танцовщиков, конкурсантов со стажем, задали, по сути, тон всему состязанию и приковали к себе всеобщее внимание.

Запомнились многим раскованная пластика пантеры и эмоциональная обаятельность Дениса Матвиенко. Хороши были четкая графика поз, элегантность и аристократизм Вадима Буртана. Техничные и выразительные Татьяна Голякова и Такита Синобу произвели наибольшее впечатление среди участниц-женщин, а дуэт Артема Дацышина и Татьяны Боровик во многом выиграл за счет великолепной партнерши, выступавшей вне конкурса. Зрелость и мастерство народной артистки помогли молодому перспективному исполнителю достойно проявить себя на сцене.

Были на конкурсе и другие интересные, запоминающиеся выступления. Понравились виртуозы из Румынии Богдан Жорж Нигула и Константин Георгеску, выразительные исполнители Антон Богов из Казахстана и аргентинка Мариэлла Соледад Карабелли, техничная Саноко Хашимото из Японии и изящная, прекрасно обученная Анастасия Набокина из России и др.

По наблюдению специалистов, уже не в первый раз на конкурсе более ярко был представлен мужской танец. Подобный качественный уклон в сторону исполнителей-мужчин просматривается на многих конкурсах последних лет и вовсе не является прерогативой мемориала Нуреева. Не грозит ли развитие этой тенденции тем, что в недалеком будущем искусство женского классического танца станет уступать по выразительности танцу мужскому и, как следствие этого дисбаланса, наличие настоящей балерины в труппе станет большой редкостью?

Время покажет, почему возникла эта проблема да и существует ли таковая вообще. А пока будем радоваться тому, что у нас есть. Есть же у нас, оказывается, хорошие новости: по итогам III Международного балетного конкурса имени Рудольфа Нуреева наши ребята поднялись на пьедестал победителей! «Гран-при», звание лауреата «нуреевского» конкурса, а также премию в сумме $10 000 получил солист Национальной оперы Украины

19-летний Денис Матвиенко из Киева. Золотые медали решили не присуждать. Серебряных медалей удостоены также наши солисты - Татьяна Голякова и Артем Дацышин. Бронза досталась танцовщикам из Венгрии и Чехии. Среди финалистов, награжденных почетными дипломами, - Вадим Буртан и Такита Синоба... Думаю, Украине есть чем гордиться!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК