«Человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть».
Ле Корбюзье
Пожалуй,
мне повезло…
Я видела много гобеленов, во Франции в музее Клюни под Парижем, в Лувре ХIII-ХVII веков, неисчислимое количество шедевров в музеях Ватикана, в галереях Дориа (Рим), галереях-палаццо Веккио, Питти (Флоренция), гобелены по картинам Гойи, Рафаэля, Рубенса! Все эти шедевры прошлого покоряли и обогащали меня. Работая в этой области почти 50 лет, я всегда стремилась познать тайны творчества великих мастеров прошлого и настоящего. Творчество современных художников более цельно можно познать по персональным выставкам и общаясь с творцами этого сложного и прекрасного искусства. В недалеком прошлом мы, коллеги, знали каждую новую работу друг друга - это латышские художники Рудис Хеймрат, Эдита Вичнере-Паулус; эстонские художники Мария Адамсон, Малл Томберг; литовские - Мила Бабаскене, Бальчуконис; армянский - Каро Егазарян и др. Многих уже нет, но их лучезарное искусство есть и будет вечно!
Меня потрясла персональная выставка французского художника Сен-Санса, которая в 1978 году экспонировалась у нас в Киеве по линии общества «Дружба», я три дня по долгу службы общалась с этим прекрасным художником и человеком - кстати, внуком великого композитора. Говорят: «Природа отдыхает на детях, но буйно расцветает на внуках». Художник Сен-Санс тому подтверждение. Его гобелены - это изысканная, тонкая музыка.
Считают, что возрождение французского гобелена началось в 40-е годы, когда Жан Люрса и Сен-Санс во время войны под Парижем создали мастерские и выткали гобелен Люрса… «Свобода» (1943 г., размер 283-364). Когда его выставили в оккупированном Париже, то даже немцы не посмели отнестись отрицательно к этому событию, признав высокое мастерство автора, хотя тема далеко не приемлема была для них. Не эти ли два художника дали толчок к возрождению искусства гобелена в XX веке? Нет, начало возрождения было осуществлено в 20-е годы и в той же Франции, и сделал это великий новатор архитектуры Ле Корбюзье. Жан Люрса и Сен-Санс стали достойными продолжателями. И даже создали Международную ассоциацию художников-гобеленистов. Возглавил ее Жан Люрса, став в 1945 г. президентом Ассоциации художников гобеленов (АРСТ).
В Швейцарии в Лозанне с 1962-го через каждые два года проходят международные «Biennales» - выставки по гобеленам. Художники всего земного шара представляют свое искусство. Много интересного, нового, поиски техники исполнения, применение новых материалов.
И вот в 1977 году мне посчастливилось быть в Лозанне на международной выставке гобеленов. Художники, активно работающие, знают мировую литературу по интересующему виду искусства. Знаем искусство художников Венгрии, Польши, Франции, Японии, Израиля. Но все же… «лучше раз увидеть». Этот «раз» увиденного потряс меня.
Однажды вечером, гуляя по улицам Женевы, мы обратили внимание на здание, на котором была огромная афиша «Ле Корбюзье». На следующее утро мы, пожалуй, были первыми посетителями. Прекрасно! Мы полностью влились в экспозицию, нам никто не мешал. Но каков был мой восторг - это была персональная выставка гобеленов Ле Корбюзье. Да каких! Огромных, красивых и, главное, не виданных и не знанных мною. Я знала Ле Корбюзье как выдающегося архитектора, знала, что им создано новое направление в изготовлении мебели, именно конструкции, знала, что Ле Корбюзье для своих объектов создавал картины, монументальные росписи.
Но гобелены!.. Да какие. Огромные по размерам, сложные по мысли, выразительные по композиции и тонкие, собранные по многоцветию. Его гобелены - подтверждение изложенной им теории архитектуры и искусства. Но первая книга посвящена именно искусству - «Развитие декоративного искусства в Германии», которая вышла в 1911 году, когда автору исполнилось лишь 24 года. С тех пор Ле Корбюзье до конца своей жизни отстаивал идею синтеза архитектуры и искусства, неоднократно выступая со статьями о роли декоративного искусства. Теория эта не нова. Но дело в том, что именно Ле Корбюзье в те годы создавал новую архитектуру, новые принципы организации. И многие считали, что в этой архитектуре не место произведениям искусства. Ле Корбюзье относится к тем уникальным зодчим, которые для интерьеров своих объектов «сочиняют» от и до. Начиная создавать образ объемной архитектуры, он обязательно решал вопросы градостроительства - место архитектурного объекта в ансамбле города. Затем уже, приступая к разработке объема, решает все до мельчайших деталей интерьера - мебель, светильники, монументальные росписи, гобелены и даже мелкую пластику и изделия из стекла и керамики. Он был новатором. Читая лекцию в Сорбонне 12 июля 1924 г., он провозгласил: «Нас неодолимо влечет к себе новое направление, начинается другая эпоха, новый дух в архитектуре и искусстве». А в 1925 году выходит новый альбом «Декоративное искусство сегодня», в котором были его предложения новых изделий, мебели, декоративных панно, гобеленов. Многое, что было предложено им, - образцы мебели (гнутая из металла, складная), - только через 30 лет получило широкое внедрение.
А как архитектор Ле Корбюзье - рациональный и аскетичный - в своем творчестве увлекся искусством гобеленов? Дело в том, что как архитектор высокой культуры он досконально знал историю архитектуры, учил восприятию новой архитектуры, но он и учился всю жизнь. Архитектура всегда была для него главным «дирижером» огромного оркестра, куда входили все виды искусства, и каждому виду он отводил свою роль. Почти во всех объектах в интерьерах он отдавал предпочтение белым стенам, на фоне которых «работал» гобелен или монументальная роспись. Это не только акцентирует внимание на произведение. Ле Корбюзье аргументирует психологическое отношение к цвету. «В период потрясений, когда смешались все понятия, многие свыклись с темным фоном наших интерьеров. Но творения нашей эпохи, столь дерзкой, опасной, столь воинственной и побеждающей, казалось бы, ждут от нас, чтобы мы научились жить и мыслить на светлом фоне белых стен».
Почти всю творческую жизнь Ле Корбюзье параллельно занимался архитектурой и искусством. То, что он первый применил в своих монументальных панно технику горячей эмали, неудивительно. С малых лет он с отцом Эдуардом Женере делали эмалевые крышки и циферблаты для часов (по рождению Шарль-Эдуар Жаннере - швейцарец, имя Ле Корбюзье принадлежит предкам матери, имеющим корни Франции). В технике эмали выполнено панно для капеллы в Роншане.
Позже, в 50-е годы, этот мотив послужил для создания гобелена.
Другим мотивом для гобелена послужила роспись по акустической ткани в интерьере Дворца правосудия в Чандигархе - столице Пенджаба в Индии.
Разработка генпланов городов, районов воплощается в искусство. В его гобеленах можно увидеть изображения фрагментов градостроительных планов с включением крупных плоскостей чистых цветов белого, черного, синего, желтого, объединяющим является благородный краплачно-коричневый глубокий, бархатистый фон, и только с 1926 г. в свои композиции он включает фигуративные мотивы.
Создавая архитектуру XX столетия, Ле Корбюзье постоянно решает вопросы эстетического единства, органично включает в архитектуру искусство и создает новое направление в решении гобеленов, декоративных панно и даже декоративной скульптурной пластики. Он создал новый стиль в архитектуре и искусстве.
В выступлении 27 января 1959 года Мастер сказал: «Мои поиски, так же, как мои чувства, сводятся к одному, к главному в жизни - к поэзии».
Так в чем же прав Ле Корбюзье?
Сегодня искусство гобелена получило огромное развитие. Созданием гобеленов занимаются и стар и мал. Это прекрасно, еще 10-15 лет тому не только школьники, но и многие педагоги не знали, что такое гобелен. В этом я убедилась, встретившись с группой школьников, которые ехали с учительницей в Полтаву на экскурсию - на место Полтавской битвы. Когда подъезжали к Решетиловке, я задала вопрос: «Чем известна Решетиловка?» Никто не знал о том, что здесь бывал Т.Шевченко, и тем более о народных промыслах, прекрасных мастерах вышивки и выполнения гобеленов. Сейчас созданы многочисленные студии, кружки в школах. Главное - много молодых талантливых художников, создающих гобелены.
Но вызывает сожаление, что часто гобелены создаются вне связи с архитектурой, но затем все же их «втискивают» в интерьер, создавая противоречие стиля архитектуры и образного решения гобелена. Т.е. главное - отсутствие единства стиля. Примеров множество. Один из них гостиница «Украина» в г. Киеве. Не обязательно «внедрять» тему. Но выполнение гобелена в так называемой «авторской» технике, а именно наклейка грубых веревок создает не только несоответствие стилю архитектуры, но просто это антихудожественное творение, которое не может быть ни в плохом кафе, ни даже в пивном баре.
Искусство - это тот ключ, который «открывает» культуру государства. О каком стиле, культуре можно говорить, когда с экрана телевизора мы видим бездарные интерьеры кабинета министра иностранных дел с искусственными деревьями и немасштабным скульптурным изображением Т.Шевченко. Таких примеров множество. Даже в Мариинском дворце почему-то государственный флаг Украины «вставлен» в фаянсовую вазу, напоминающую изделие, используемое функционально в ночное время. Да и сам флаг как бы натянут на фанеру. Фаянс во Дворце Растрелли? Да еще такого серого качества - нонсенс! И стыдно, и больно.
В административных зданиях не должно быть ничего случайного, все элементы декора должны быть подчинены единому стилю. Ведь не зря великий мастер-архитектор Украины В.Заболотный в здании Верховной Рады все до мельчайшей детали прорисовывал, прорабатывал сам.
Мода на «евроремонты» захлестнула нас, но ведь модную юбку можно заменить через год, полгода. В архитектуре сложнее.
Офис «Аеросвіта» ничем не отличается от офиса «Доктора Ноны». И таких множество. Те же фактурные обои, та же пластмассовая столярка, те же модные жалюзи и даже одинаковые пластмассовые стулья (почему-то фиолетового цвета, как пиджаки у «крутых»).
Чисто, но холодно, неуютно и, главное, безадресно. В какой части полушария эти бездушные интерьеры?
Особое огорчение вызывают гостиницы, их в Украине строят сейчас много. Во многих гостиницах, из-за чрезмерного увлечения «евро», интерьеры стали однообразными. А ведь гостиница - это визитная карточка города, государства. Потеряла свой образ гостиница «Национальная» (бывшая «Октябрьская»). Она стала больше турецкой, т.к. подлинные произведения Украины заменены дешевой полиграфией Турции.
При создании любого ультрасовременного здания применяются лучшие мировые материалы, но национальный колорит вносят произведения искусства. Это истина, которая доказана фирмой «Хилтон». Гостиница «Хилтон» в Каире и Афинах отличны, и это отличие создает национальная культура. И еще один пример, в Гетеборге в 1967 году была построена новая прекрасная гостиница «Опалл». Все соответствовало лучшим стандартам мира. Но северный шведский мягкий колорит всем интерьерам придали гобелены большие в холлах и маленькие, изящные в номерах.
И еще несколько строк об уважении и самоуважении. Народ должен признавать историю какова она есть. И не надо уничтожать памятники истории (если они представляют ценность как искусство). Пусть произведения искусства поведают и о плохих страницах истории народа. Италия не была бы Италией - центром мирового туризма, который дает около 60% дохода, если бы не была хранительницей мирового искусства. В галерее Боргезо в Риме экспонируются скульптурные портреты противоборствующих глав государств. И ничего, стоят рядом и говорят не только о высоком мастерстве воятелей, но и характере каждого: жестокости - Коллеони, о воле и красоте - Юлия Цезаря.
Мы же легко ломаем, сносим, затем «созидаем».
И еще мы сами себя не уважаем, когда надеемся на порядочность заказчиков. В свое время я много работала с архитекторами от стадии проектирования до завершения в натуре. Мы были штатными единицами с определенной зарплатой. Все! Сколько бы ни «натворил», зарплата одна. Автор этих строк выполнила гобелен для счетной палаты в Решетиловке, стоимость выполнения - 7 200 грн. Повесили, но с автором расчет другой. Управделами посчитал на калькуляторе - «Ваш гонорар составляет 216 грн.», т. е. 3% от стоимости. И правду сказала одна сотрудница Счетной палаты: «Он знает стоимость стула, а произведения искусства нет». Но, видимо, гобелен получился, так как интервью председатель Счетной палаты дает на фоне гобелена. Так что уважать необходимо самих себя и не доверять даже «ответственным» мужам рассчитываться, как они считают возможным.
И все же думаю, наши интерьеры будут отличаться изысканностью, высокой культурой, а творцы создавать их вдохновенно. Великий зодчий Ле Корбюзье говорил: «Художественное творчество есть момент глубочайшего откровения, это страстная и искренняя исповедь, быть может, это - нагорная проповедь».