На завершившемся III Cевастопольском Международном кинофестивале российский фильм «Путина» получил Гран-при (режиссер — год назад ушедший из жизни Валерий Огородников). Актрису Марину Полицеймако отметили за лучшую женскую роль в картине Одесской киностудии «У реки». А Андрей Краско посмертно признан лучшим актером за роль в фильме «Я остаюсь». Впрочем, то, что севастопольский кинофорум остался на плаву — и удача, и неожиданность… Уж слишком много страстей кипело накануне этого события.
Но начну все-таки с хорошего… Вход на все фестивальные сеансы был абсолютно бесплатным! Вот это действительно достойно подражания. А ведь киномарафон в Севастополе только набирает обороты, ищет свое место на фестивальной карте Украины и в какой-то степени — мира (уж коль «международный»). И так как кино — важнейшее из искусств (это ленинское озарение до сих пор красуется на фасаде севастопольского кинотеатра «Победа»), то пусть массы отдыхающих и прочувствуют такую «важность».
Как уже было замечено выше, лучшей на севастопольском смотре признана «Путина». С Путиным — ничего общего! Эта лента режиссера Валерия Огородникова («Взломщик», «Бумажные глаза Пришвина») — мелодрама о буднях и страстях рыбацкого поселка. В главной роли — замечательный актер Петр Семак, который работает у Льва Додина в Малом драматическом театре. В фильме также снимались Анна Ильющенко, Евгений Титов, Эра Зиганшина, Нина Семенова. Киноистория о жительнице острова Залит Талабского архипелага в Псковском озере, которая ждет ребенка от узника, отбывающего срок за браконьерство... И при большом желании в картине можно обнаружить даже «эхо» Ларса фон Триера: те же «качели» между божественным и земным. А некоторые московские критики усматривают в ленте «очертания всех несусальных образов российского народного киноромана от «Калины красной» до «Сибириады», поскольку герои живут, не принимая смерть в расчет, а лишь по велению чувств и инстинкта продолжения рода…» После смерти режиссера фильм завершен продюсером Владиленом Арсеньевым. И профессиональному жюри (председатель — Александр Миндадзе, а Украину в жюри представляла известный арт-продюсер Ирина Зильберман) картина даже при всей своей незавершенности показалась более совершенной, нежели некоторые другие фестивальные кинопроекты. «В «Путине» есть и человеческая сила, и кинематографическая изысканность», — поделился с «ЗН» своими ощущениями г-н Миндадзе.
Кстати, севастопольский смотр отличался важной изюминкой — два жюри. Наряду с профессиональным работали «народные судьи», состоящие из двадцати севастопольцев. В их числе и журналист, и адвокат, и пенсионер, и библиотекарь, и врач-нейрохирург… Им, как и жюри-профи, надо было оценить 13 картин, пять из которых — дебюты. «Профессиональное жюри судит по кинематографическим канонам, а народное — сердцем. Здесь лишь принцип «понравилось-не понравилось», ведь ни один наш представитель не связан каким-либо образом с киноискусством», — прояснила севастопольскую фестивальную политику председатель народного жюри Татьяна Шкарина. Почти единогласно это жюри назвало лучшим фильмом фестиваля ленту режиссера Карена Оканесяна «Я остаюсь». А лучшим дебютом они же признали «Сундук предков» режиссера Нурбека Эгена.
«Я остаюсь» — режиссерский дебют Карена Оганесяна. В фильме, помимо Андрея Краско, задействована целая когорта известных артистов: Нелли Уварова, Елена Яковлева, Фёдор Бондарчук, Андрей Соколов, Владимир Епифанцев, Алёна Бондарчук. Поначалу фильм назывался «Вторая жизнь доктора Тырсы». Но после смерти Краско название проекта символично изменили… «Я остаюсь». Любимые актеры действительно остаются и в своих лучших ролях, и в наших сердцах — навсегда.
Кажется, ни у кого не могло вызвать возражение решение жюри присудить приз за лучшую женскую роль актрисе Театра на Таганке Марине Полицеймако. Она сыграла старуху-мать в картине Евы Нейман «У реки». Говорят, были надежды, что и на недавнем Московском международном кинофестивале актрису оценят по достоинству за эту же работу в украинской картине. Но там не оценили. А режиссер, приехавшая в Севастополь буквально под занавес феста, сказала: «Я еще вчера ничего не знала ни о фестивале, ни о том, что мой фильм здесь представлен. Но очень рада, что мы встретились. И обязательно передам Марине Витальевне этот приз, ей будет очень приятно…»
Наряду с «Путиной» специального приза профессионального жюри за актерский ансамбль удостоена лента Андрея Эшпая «Многоточие» (Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Игорь Миркурбанов, Евгения Симонова, Сергей Дрейден). Это психологическая драма, созданная по мотивам произведений Виктора Некрасова «Кира Георгиевна» и «В высшей степени странная история». Главная героиня — Кира Георгиевна — известный скульптор. У нее любящий муж, друзья, поклонники. Кажется, она счастлива. Но однажды в размеренную жизнь Киры врывается прошлое: в ее мастерской неожиданно появляется первый муж, которого репрессировали в 37-м, и почти 20 лет он провел в лагерях. И вот теперь они снова вместе, только в таких историях всегда возникает коварное «но»…
«Специальным событием» кинофорума сочли «Александру» Александра Сокурова (с Галиной Вишневской в главной роли). Ленту обошли стороной трофеи на недавнем Каннском кинофестивале. Зато фонд «Андреевский флаг» наградил режиссера «За гражданскую позицию и вклад в мировой кинематограф». И награда эта— поездка по святым местам… Так что севастопольская регалия «Александры» пока что первая и единственная. Сам фильм отличается заданно «простой» стилистикой, хотя речь в нем об очень сложных вещах: чеченская кампания, семейные узы… Война и мир, в общем. Г-н Сокуров, естественно, не появился в Севастополе. В настоящее время мэтр работает над своим новым проектом — «Фауст».
Среди севастопольских фаворитов с самого начала называли картину Ларисы Сидиловой «Ничего личного», которая проходила здесь под рубрикой «специальный показ». Лента уже отмечена призом ФИПРЕССИ на 29-м ММКФ. В картине — заметный дебют Зои Кайдановской (дочери Александра Кайдановского и Евгении Симоновой). А в главной роли известный актер Малого театра Валерий Баринов. Он и представил картину на форуме: «Я счастлив, что зрителей так взбудоражила и так тронула наша работа. Когда меня спросили: «Как вам это кино?», я сказал, что, мол, не знаю «этого артиста». В картине отсутствует какой бы то ни было саундтрек. Причем изначально на мою роль планировался другой актер. Но режиссер и одновременно сценарист фильма Лариса Садилова изменила решение буквально в последнюю минуту, аргументировав это тем, что при создании сценария именно моя фотография была перед ней на столе…»
В это же время поклонники Веры Глаголевой оценивали ее режиссерский дебют «Чертово колесо». В картине «лихо закрученный сюжет»: учительница (Алена Бабенко) и хирург (актер «Современника» Илья Шакунов), одновременно отправив своих домашних «на юга», познакомились на вокзале — и, как вы уже догадались, завертелась любовь-морковь с драматическими последствиями для обоих.
Остап Ступка: лицо и ведущий севастопольского киномарафона |
Между тем в Севастополе во время феста демонстрировались не только художественные, но и документальные, и анимационные картины. Была и ретроспектива Александра Довженко. Днепропетровская православная телестудия «Лествица», тоже презентовавшая свои работы «Татьянин день», «Исповедь в красках», «Сто шагов в небеса», «По ступенечкам Любви», была награждена дипломом фестиваля «За многолетнее служение православной идее» и стала лауреатом специального приза фонда «Андреевский флаг» — поездкой по святым местам Израиля, Палестины и Иордании. В принципе на фестивале была очень большая православная кинопрограмма. А из числа звездных гостей кинофорум посетили Ада Роговцева, Раиса Недашковская, Екатерина Гусева, Валерий Баринов, Полина Кутепова. Лев Прыгунов («Сердце Бонивура») именно в Севастополе праздновал 45-летие своего популярного фильма «Увольнение на берег». Богдан Ступка не смог приехать, так как занят на съемках «Тараса Бульбы». Зато Остап Ступка вел церемонии открытия (на Графской пристани) и закрытия (в античном театре Херсонеса).
Конечно, у фестиваля пока детский возраст. Несомненно, ему стоит пожелать и большей структурированности, и эффективной организаторской работой. И, безусловно, стоило бы задаться очевидным вопросом: а ищет ли свое лицо этот фест и найдет ли его впоследствии? Впрочем, ответ, возможно, узнаем через год. Если «севастопольский киновальс» снова закружит.
Кто у штурвала
Организатор форума — Севастопольский горсовет и Севастопольская горадминистрация. Председатель оргкомитета — зампредседателя Севгоргосадминистрации Владимир Казарин. Генеральный деректор — глава НО «Фонд «Андреевский флаг» Александр Мельник. Художественный руководитель феста — режиссер Роман Мархолиа. Партнеры фестиваля — Союз кинематографистов Украины и Федеральное агентство по культуре и кинематографии России. Президент кинофестиваля — Богдан Ступка. Если пуститься в организационные дебри данного мероприятия, то еще в июле прошлого года в Севастополе проходил кинофестиваль «Остров Крым». Такое название возникло благодаря Василию Аксенову и его одноименному роману. Кроме прочего, Аксенов выступил председателем жюри, а Богдан Ступка — президентом «Острова». Однако уже в декабре г-н Казарин заявил о том, что фестиваль изменит свое название и впредь будет Международным Севастопольским кинофестивалем. Аргументировалось это тем, что, дескать, «есть Берлинский, Веницианский фестивали, а у нас должен быть Севастопольский и символизировать не отмежевание или изоляцию, а открытость…» Тем не менее из местного бюджета выделили 250 тысяч гривен, за счет чего были установлены кондиционеры в городских кинотеатрах «Победа» и «Москва». Остальные средства предоставил спонсор — НО «Фонд «Андреевский флаг».
Мнение
Протоиерей Игорь СОБКО, руководитель TV-студии «Лествица»:
— Когда я пришел в церковь, то понял: есть ниши, которые не заполнены… То есть — христианское телевидение. Так был создан Центр православной культуры «Лествица» в Днепропетровске. В этом году нам исполняется уже десять лет. И первое, с чего мы начали, — детская программа формата «Спокойной ночи, малыши». У нас она называлась «В гостях у Даняши». Далее было информационное обозрение «Седмица». Все наши церковные программы выдержаны в формате современного телевидения. Считаю, что когда присутствует динамика, драматургия, драйв, тогда и программа хорошая. А когда в кадре только купола, кресты и иконы, то это еще не значит, что программа вселяет в людей разумное, доброе, вечное. Ведь современный зритель привык к динамике. Это как езда на автобане — если ты едешь со скоростью 40 км.час, то создаешь аварийную ситуацию. Сейчас от представителей духовенства часто можно услышать: «У нас нет денег…» А я всегда говорю: «Есть… Просто надо правильно ими распорядиться». Я даже высказал свое мнение на встрече с патриархией: лучше на один храм меньше построить, но основать несколько телестудий.