Если вы живете в небольшом и довольно скучном городе, если от вас ушла жена и вам запрещено видеться с сыном, пока вы не внесете деньги на его образование, если, наконец, вы потеряли работу и обречены слоняться по бирже труда до скончания века, - не стоит отчаиваться. В жизни всегда есть место для мужского стриптиза. Именно так рассудил Гэс, герой английского фильма «Full Monty» (в нашей версии - «Полная обнаженка»). Прознав об успехе приехавшей в его родной Шеффилд - некогда сталелитейный центр Англии - труппы стриптизеров и проведя нехитрые вычисления, столь характерные для начинающих шоу-бизнесменов (1000 мест х 10 фунтов за билет = большая куча денег), он принялся сколачивать собственную труппу из товарищей по несчастью, используя в качестве звукооператора собственного сына.
Вот, собственно, краткое изложение сюжета «Full Monty». Если вам будут рассказывать, что это искрометная легкая комедия, построенная на знаменитом английском чувстве юмора, - вроде шоу мистера Бина, - не верьте. «Full Monty» - это то, что называется «жизненное кино», с традиционной для этого жанра душераздирающей проблематикой (см. выше). Страшно подумать, что бы могло получиться из этого милого, ужасно смешного и, по сути, оптимистического фильма, если бы его снял кто-нибудь из «наших». Здесь есть два варианта: «очччень смешная комедия о тридцати трех подзатыльниках и швырянии тортов» или «лирическая комедия с рваньем рубахи на груди и скупой мужской слезой». И в том, и в другом случае результат просмотра был бы один - желание немедленно удавиться, дабы не принимать участия во всем этом. Какое счастье, что «Full Monty» сняли именно англичане! Британский кинематограф солидаризуется с европейским: главная проблема - американская доминанта. Первое упоминание в прессе о вытеснении английских фильмов американскими на английской же территории относится к 1917 году. Но англичане, как и подобает мужественной островной нации, выбрали свой путь преодоления этой проблемы. Вместо того чтобы спонсировать фильмы фестивального разряда, способные вызвать восторг у горстки так называемых профессионалов (которые, собственно, зарабатывают себе на жизнь просмотром этаких шедевров), британское правительство путём налоговых послаблений вынуждает кинематографистов работать на коммерческой основе. В этом случае фильмы адресуются широкой публике, платящей за билеты в кинотеатр, что придаёт кинопроцессу здоровый характер, а кинопродукции - реальную конкурентоспособность. А поскольку полнометражных фильмов снимается не так уж и много, то выпускники киношкол идут в рекламу, музыкальную индустрию и телевидение. Поэтому, с одной стороны, британское телевидение заслуженно считается лучшим в мире, не говоря уже о видеоклипах и рекламе. С другой стороны, английский продюсер, собравший денег на постановку фильма, имеет возможность практически неограниченного выбора режиссёров, актёров, операторов и прочего творческого люда. Всё это, вкупе с политикой лейбористского правительства, обратившего внимание на потенциал «креативной индустрии», и подготовило почву для нового британского вторжения. Предыдущее, если помните, состоялось в музыкальной сфере, когда на волне «Beatles» сотоварищи рок- и поп-музыка навсегда приобрела статус англо-американского феномена. Вполне возможно, что через несколько лет европейцы будут жаловаться на засилье англо-американского кинематографа...
Первыми ласточками новой британской волны были «Четыре свадьбы и похороны», собравший в Америке $52 миллиона, и культовый «Trainspotting», в нашем прокате фигурировавший под зловещим названием «На игле». Показательно, что режиссер последнего Денни Бойд отказался от весьма соблазнительного предложения перебраться в Голливуд и снять, для начала, «Чужих-4». И хотя исполнитель главной роли в том же «Трейнспоттинге» Эван Макгрегор не смог отказаться от участия в новых «Звездных войнах» (он играет молодого Оби Ван Кеноби), главное - британское кино сохраняет целостность, столь необходимую для формирования «волны». В то же время налицо открытость внешнему миру, столь необходимая в постиндустриальном мире трансглобального консюмеризма. «Full Monty» частично финансировала студия «XX Century Fox», точнее - ее подразделение «Searchlight» (то есть, «Прожектор», который, как вы помните, «шарит осторожно по пригорку»). Те же «Fox» обеспечивали американскую дистрибьюцию, без которой, как известно, кино не встретится со зрителем.
Американских прокатчиков ждало настоящее потрясение - в первый же уик-энд «Full Monty» собрал 3 миллиона долларов - и это при том, что фильм демонстрировался всего в 387 кинотеатрах Америки. Для сравнения, «Рядовая Джейн» с Деми Мур, запущенный в прокат в те же дни, собрал $3,5 миллиона - в 2350 кинотеатрах. Простая арифметическая операция наглядно демонстрирует предпочтения широких народных масс. Перед сеансами зрителям раздавали словарики североанглийского выговора.
Андрей ПЛЕТНЕВ
при поддержке
British Pop Project