«Стожары, то же, что Плеяды, Плеяды - семь дочерей Атланта, превращенные Зевсом в созвездие, чтобы спасти их от преследований Ориона. Рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца».
Из словарей
22 - 27 августа состоялся первый Киевский открытый фестиваль актеров кино - «Стожары». Своим рождением этот смотр обязан главным образом неисчерпаемой, поистине солнечной энергии Нины Ильиной, главы гильдии киноактеров Украины. Справедливости ради стоит сказать, что протуберанцы ее энтузиазма достигали не всех уголков фестивальной структуры. Организационных накладок хватало: «звездное скопление» и впрямь оказалось «рассеянным». Однако было бы верхом занудства упрекать новорожденного в том, что он понапрасну кричит и пачкает пеленки. Поэтому о главном: фестиваль родился по любви. Чувства вообще - основной материал профессии актера. Именно волна актерской эмоциональности и внесла в культурную жизнь Украины «Стожары», а на мой взгляд, естественность происхождения - синоним его благородства. Вот как сама г-жа Ильина объясняет «зачатие»: «У нас в Украине актерский корпус замечательный, один из лучших в СНГ. Но, к сожалению, наших актеров мало видят и плохо знают не только за рубежом, но и в самой Украине. Они активно снимаются, но все равно остаются за кадром. Я решила собрать все лучшее в один букет и показать, что мы творчески состоятельны, что мы в форме, что нам есть чем гордиться, что среди нас есть новые имена. Вообще хотелось поднять авторитет профессии актера». Менталитет мужчины подсказывает мне, что был и еще один повод для возникновения фестиваля - «политический».
Партия исполнителей
Есть такая партия! Когда достаточно большой группе людей необходимо отстаивать свои ущемленные права, они объединяются. Это и называется партией. Актеры в кино - самая многолюдная профессия и, пожалуй, самая существенная. «Тело» художественного фильма просто-напросто состоит из актеров, из их фактуры и игры, поэтому-то картину и зовут «игровой» - по актерскому взносу в ее создание. Между тем единоличным автором кинопроизведения принято считать режиссера. Актеру, как правило, отводится место пассивного материала творчества, им достается сугубое «исполнительство» чужих авторских замыслов. Практически все фестивали - это фестивали режиссеров, актерам же отводится на них роль декора. Согласитесь, есть основания объединяться в партию. Думаю, что попытка актеров спасти свое индивидуальное творческое лицо от «Ориона» режиссуры и породила «партию» под названием «Стожары». Жаль только, что кинокритик - вовсе не враг актеру - был на фестивале заодно с режиссурой дискриминирован: жюри критиков, в которое входил и автор этих строк, позволили оценивать только непрофессиональных исполнителей. Скажу кстати, что нам удалось в этой области кинонебес сделать открытие: приз единодушно был присужден известному культурологу Вадиму Скуратовскому: «...за подаренный украинскому кино новый экранный характер - интеллектуала, за щедрость в претворении личного в кинематографическое в фильме «Певица Жозефина и мышиный народ».
Число семь, как выше отмечено, - сакраментальное для Плеяд, то бишь Стожар. Вот почему главное, актерское жюри составили семеро выдающихся киноартистов: Вия Артмане (председатель), Раиса Недашковская, Игорь Дмитриев, Елена Драпеко, Светлана Крючкова, Владимир Конкин и Лев Перфилов. Основных призов также было семь. Их получили: за главные роли - Инна Капинос («Вишневые ночи»), Георгий Дрозд («Венчание со смертью») и Александр Песков («Америкен бой»); за роли второго плана - Галина Сулима («Фучжоу») и Богдан Ступка («Для домашнего очага»); за дебют - Иванка Ильенко («Фучжоу»); за роль в короткометражном фильме - Богдан Бенюк («Сорочка с вышивкой»). Почетными призами за вклад в киноискусство были отмечены известные актеры Ада Роговцева, Константин Степанков и Иван Гаврилюк.
К неоспоримым достоинствам «Стожаров», несмотря на отчетливую актерскую «партийность», следует все же отнести и их явное стремление представить нынешнюю судьбу экранного лицедея в широком культурном контексте. Эта тенденция проглядывала и в двухдневных творческих дискуссиях, которыми стали пресс-конференции; и в проведенной в рамках фестиваля презентации новой телестудии «1 + 1», обещающей победную конкуренцию УТ-1 с ОРТ; и авторское представление романа Оксаны Забужко «Полевые исследования по украинскому сексу», грозящего стать первым украинским бестселлером.
Наивно полагать, что «Стожары» столь победно взошли бы над нашим туманным киногоризонтом, не окажись их созвездие Тельца «золотым». Щедрая финансовая поддержка пришла от госадминистрации и Управления культуры г.Киева, Союза кинематографистов Украины и киностудии им. А.Довженко, администрации ЧАЭС и г.Славутича, а также частных спонсоров: «Приватбанка», «Трансбанка», «Иппотечного банка», научно-производственной фирмы «Монокон» и телекомпании «Тонис».
Ну, кесарю кесарево, однако послушаем живые голоса непосредственных героев события. По уже известным причинам, их будет ровно семь.
Исполнители партий
Раиса Недашковская (Член актерского жюри)
Фестиваль «Стожары» стал большим событием в нашей жизни. Во-первых, благодаря ему я попросту увидела много фильмов, созданных в Украине за последние годы. Другой возможности мне не выпадало. Во-вторых, нас увидели коллеги-актеры из других республик, представленных в жюри, - Белоруссии, Грузии, Латвии, России. И я очень горда тем, что они высоко оценили наши актерские работы. Действительно, очень много удач и талантов. Трудно отметить лучших, не хотелось бы кого-то обидеть. Мне лично особенно понравились в последних своих ролях Хостикоев, Бесков, Ступка, Савкин, Бяхова, Сулима, Тотунова, Капинос. Многие из их в конкурсе были представлены сразу несколькими работами, значит, они часто снимаются. Вообще, мне кажется, украинское кино сегодня идет в гору. Опять ставший директором Киевской киностудии Н.Мащенко запустил в работу лучших режиссеров. Хотелось бы, чтобы и частные спонсоры давали деньги только талантливым постановщикам, а не напористым бездарям. Тогда это будет вкладом в духовность народа.Иван Гаврилюк (Приз гильдии актеров «За вклад в воплощение темы национального героя»)
Если попробовать охарактеризовать нынешнее состояние украинского кино одной фразой, она будет такой: крах, оставляющий место надежде. Сокращено до минимума производство. Те немногие возможности, которые еще есть, используются далеко не лучшими режиссерами. Между тем актеры - люди зависимые, их выбирает режиссер, а сами они редко пользуются роскошью выбирать. Сегодня актеры или вынуждены соглашаться на сотрудничество с режиссерской посредственностью, или вовсе не имеют работы. Это трагедия актера. Мне стыдно встречаться на улице со знакомыми, поскольку мне нечего им ответить на их непременный вопрос: «Чем ты сейчас занимаешься, Иван?».
И все же я не в худшем положении. Я основал свою кинофирму «Воля XX», и мы уже сделали четыре фильма. Сейчас заканчиваем художественно-публицистическую картину, посвященную старинному украинскому городу Буську, который в 1997 году будет отмечать свое 900-летие. Это должно стать серьезной попыткой поразмыслить над нашей непростой историей. С этой же творческой целью связан и следующий наш очень масштабный проект - фильм «Иван Мазепа».Марина Могилевская
Положение украинского кино не так катастрофично, как сейчас принято о нем говорить. Появилась свежая струя в тематике, исчезла «чернуха», наметилось стремление к доброте и чистоте в сюжетах. Пришли интересные молодые режиссеры, например, Н.Андрейченко и С.Маслобойщиков. Это не значит, что вообще нет проблем. Главная - мало снимается фильмов и, соответственно, единичные наши актеры имеют постоянную работу. (Слава Богу, я среди этих единиц). Есть и другие проблемы, напрямую касающиеся актерской профессии. Скажем, зрительская. У тех, кому удается сниматься, практически нет сейчас выхода к зрителю. Как-то я зашла на просмотр в огромный зал «Киевской Руси» - там сидело четыре человека. Видеть такое актеру тяжело. Невольно спрашиваешь себя: «Зачем ты работаешь? Для кого?» Мой ответ таков: «Для коллег». Видимо, нам не повезло со временем: не зрительское оно. Одно спасение - ТВ.
Во-вторых, актерам, как правило, «не везет» с драматургией. Мне кажется, нужно активнее обращаться к литературной классике (причем не только украинской), делать больше хороших мелодрам, фильмов о любви. Наконец, в-третьих, мне лично всегда не хватает взаимопонимания с режиссерами, а полного единодушия и вовсе не было никогда. Мы говорим на разных языках. Режиссеры или деспоты, или безразличны. Я иду к роли от того, что у меня внутри, а там я разная - и хорошая, и плохая. Режиссеру надо бы это «вытянуть» из меня, а он обычно «берет» мое лицо, мою фактуру, а не мой типаж, мой характер.Тарас Денисенко (Диплом фестиваля за роль в фильме «Фучжоу»)
Украинское кино и украинские актеры страдают общим недостатком - провинциализмом. Нам нужны новые темы, новые персонажи и новые представления об актерском профессионализме. Примером мирового уровня в профессии киноактера для меня в России являются А.Калягин и Е. Евстигнеев, а, скажем, в Америке - Дж.Николсон. В фильме М.Ильенко «Фучжоу» мы вместе с режиссером попробовали искать новый для украинского кино тип героя - активного, открытого всему миру, действующего в глобальной среде. Нам не следует замыкаться в «хате» национальной культуры и показывать национального героя в страдательном залоге. Сам я украинец, но в моих персонажах меня прежде всего интересует не национальное, а общечеловеческое начало. «Фучжоу» - только первая проба такого поиска общемировых параметров украинского кино. Нужно, чтобы к этой попытке присоединились и другие кинематографисты.Инна Капинос (Гран-при за исполнение главной женской роли в фильме «Вишневые ночи»)
Конечно, хотелось бы, чтобы наше кино стало лучше. Мне многого в нем не хватает: интересных сюжетных историй - в драматургии, доверия к моим способностям - в режиссуре, чисто человеческого взаимопонимания - в партнерах по съемкам. Мне кажется, в украинском кино заметна какая-то местечковость и закомплексованность. Одни актеры страдают от избытка самоуважения, другие - от дефицита личности. В то же время у нас есть «звезды» мировой величины. Например, Б.Ступка. Есть и множество ремесленников, что тоже должно быть: ведь не всех Бог целует в лоб.
Я в своих работах (а их уже девять) стараюсь идти всегда от себя. Не думаю, что на меня повлиял опыт корифеев украинского кино. Последняя моя роль в фильме «Вишневые ночи» для меня самая дорогая. Когда мне на «Стожарах» вручали за нее Гран-при, я впервые пережила состояние осознаваемого счастья. Обычно мы задним числом понимаем, что были счастливы. Сейчас же, когда мне на сцене вручали окрыленную хрустальную фигуру, я впервые почувствовала, что нахожусь внутри мгновений счастья. Это уже мой второй приз. Первый я получила за роли в фильмах «Казаки идут» и «Меланхолический вальс» на I Всеукраинском фестивале в 1991 году.Наталья Наум (Почетный приз фестиваля «За воплощение темы матери в украинском кино»)
Киноактер сам по себе реализоваться не может. Все, что он хочет и может выразить, он осуществляет вместе с режиссером и через него. Это похоже на супружество: муж и жена становятся таковыми друг через друга. Когда это удается, они называют это счастьем. Чуткий художник, Тарковский, нашел «своего» актера, Гринько, вообще вне кино - во время рыбалки около Канева. Но украинские актеры редко бывали так счастливы. Сегодня мы и вовсе обездолены. Очень мало режиссеров, способных раскрыть нас. Мы приходим в кино и уходим нереализованными. Так случилось со мной. Это происходит и сейчас со многими молодыми и талантливыми актерами. Большинство режиссеров - ремесленники. Они не хотят и не умеют мыслить, а требуют одного - выучи текст и произноси. Из этого получаются движущиеся картинки и только. Вообще у нас нет творческой атмосферы в кино. Преобладает приспособленчество. Я жду, когда кончится это вранье, продажа истины за копейку.
Однако есть у отечественного киноактерства и своя собственная беда - театральность. Слишком многие скованы театральным образованием и опытом. Наши башмаки будто прибиты к театральным подмосткам, поэтому в натурной среде мы шагу не можем ступить без опоры на сценические приемы. А кинообъектив не прощает ничего. Он «вычитывает» истинную суть исполнителя.
О себе как об актрисе мне уже говорить нечего... Если бы выпало счастье, чувствую, могла бы еще сыграть значительную роль. Но вряд ли так будет. Занята в двух эпизодах. Главное для меня сейчас не «изображать» матерей на экране, а быть матерью в жизни. Я сосредоточила свою жизнь на детях и внуках.Константин Степанков (Почетный приз «Актеру Украины за вклад в киноискусство»)
У артистов есть потрясающая особенность - мы не умеем судить артистов. Артист добр, если он артист. Наша миссия в другом - нести правду и остаться «на потом». Однако будущее невозможно для того, кто не исповедует прошлое. Поэтому настоящий киноактер обязательно должен усвоить все, что было до него в культуре; попробовать делать так, как подсказывает ему жизнь сегодня, постараться понравиться тем, кто будет его видеть ну, скажем, лет через пятьдесят.
То, что происходит в современном украинском кино, мне видеть горько, но я понимаю: это неизбежное следствие революции, общественного катаклизма. И все ж, когда я думаю о нашем будущем, меня ничто не пугает. В Украине очень много талантливых людей, которые могут взять на себя колоссальный груз ответственности за наше искусство. Им только нужно побольше учиться и любить, творить и мучиться. Быть более религиозными и меньше - простыми потребителями. Я уже стар, мне скоро семьдесят. Себя я не вижу в новом нашем кино, а то, что я сделал, пусть увидят и оценят другие. Я получаю удовольствие от приглашений на фестивали (как вот нынче), и на съемки. Сейчас работаю на двух картинах: в игровой («Вечное колесо» В.Домбровского) и документальной («Гибель эскадры» В.Живолуба). В последнем фильме я исполняю роль комментатора, рассказывающего с помощью кинодокументов правду, изолганную в известной одноименной пьесе А.Корнейчука. Тут, на фестивале, мой коллега И.Дмитриев сказал правильную вещь: есть актеры, которые снимаются, и есть актеры, которые играют. Так вот, я всегда старался быть актером, который играет. Буду таким до конца. Я консерватор: люблю актеров мирового класса. Такими были и остаются Ж.Габен, Е.Евстигнеев, Е.Копелян, Е.Леонов и А.Папанов. А у нас в Украине: Н.Гринько, посвятивший жизнь А.Тарковскому; Л.Перфилов, очень талантливый, но очень скромный актер; удивительные Л.Горбунов и Л.Сердюк. Б.Ступку в театре я люблю всегда, в кино - не всегда.
Нашим молодым артистам я бы сказал: имейте в виду, искусству нельзя научиться, оно живет внутри вас. Его нужно извлечь из своей души. Своим голосом, руками, сердцем, мозгом - всем своим существом оформить. И отдать другим людям с чистой совестью.
***
«Стожарам», надеюсь, суждена долгая судьба в украинском кинокосмосе. «Если звезды зажигают, значит...»