Почему Шевченко?

2 марта, 18:19 Распечатать Выпуск №8-9, 3 марта-16 марта

Его Слово поднимает на колоссальные революционные движения, как в 1917, 2004 и 2014 гг.

Слово Тараса Шевченко всегда на страже Украины. Нет силы, способной его заглушить или убить. Чем чаще такие попытки предпринимаются, тем сильнее становится сопротивление Кобзаря.

К раздумьям о Тарасе Шевченко и украинских революциях — о возмущении сознания и этапах формирования нового мышления — побудил юбилейный доклад Римского клуба "Come on!", ставший вторым за 50-летнюю историю клуба и выразивший его консолидированную позицию. 

Среди его авторов два президента клуба — Эрнст фон Вайцзеккер и Андерс Вийкман, при участии 34 членов клуба. 

По сути, в докладе провозглашена идеологическая платформа новой мировой революции-прогресса — духовной, морально-этической, без религиозных противоречий, с восточной идеей баланса и гармонии инь-ян. 

В ней воскрешена ценность идеи как движущей силы мира, силы Слова. 

На украинском уровне власть Слова провозгласил Т.Шевченко, ставя "на страже круга" украинцев именно Слово — как гаранта их самодостаточности. 

Римский клуб озвучил идею обреченности Старого Мира и неизбежность Нового Мира. Шевченко в свое время выстроил идеал Духовного Государства — "обновленной земли", на которой "врага не будет супостата". 

Члены Римского клуба считают, что возродить мир — это, прежде всего, изменить мировоззрение. Если в фиктивных, но прибыльных сферах много капитала, то направления, от которых зависит будущее, испытывают его дефицит. 

В первую очередь это сферы культуры, образования, духовности. Фоном для разворачивания рыночных отношений является право и духовные ценности. Юридические и моральные правила формируют основу экономического прогресса. 

Шевченко определял основы своего Духовного Государства, исходя именно из этих основ, предвидев на века колоссальные изменения парадигмы развития человеческой цивилизации, когда рождается альтернативная экономика. 

Римский клуб определил идею нового Просвещения, которая должна основываться на фундаментальной трансформации мышления, из чего вырастет целостное мировоззрение, основанное на постоянном развитии, заботе о будущем. Украина не может оказаться вне пределов трансформации мира, однако, как заметил В.Горбулин (ZN.UA, №49-50, 28.12.2017), проблема отстаивания национальных интересов Украины — сугубо наша задача. Она должна найти себя во всем, в частности в острой историко-политической дискуссии с Польшей. 

Шевченко фактически впервые на мировом уровне провозгласил защиту исторических прав украинцев в польском вопросе. Именно феномен современности Т.Шевченко формирует мировоззренческие шаги украинцев, ярким свидетельством чего является его роль в политически-духовных революциях. 

На первый украинский "Майдан" с портретом Шевченко под желто-голубыми флагами народ вышел 21 марта 1917 г. в Киеве, требуя украинской автономии на инициированном Центральной Радой празднике свободной Украины. После панихиды во Владимирском соборе глава Центральной Рады Михаил Грушевский сказал народу: "Перед лицом лучшего сына нашего народа, бессмертного гения нашего слова, великого пророка нашего освобождения — присягнем в сию великую минуту: единодушно всем стать на великое дело и рук не опустить, пока не построим эту автономную свободную Украину". 

На Украинском национальном конгрессе 6–8 апреля родилась идея поставить памятник Т.Шевченко в Николаевском саду (ныне — парк имени Тараса Шевченко) напротив университета Святого Владимира (ныне — КНУ им. Тараса Шевченко), на месте монумента царю Николаю І. Идею одобрили, но воплотилась она в жизнь лишь в 1939 г. 

А первый памятник Т.Шевченко (работы скульптора И.Кавалеридзе) появился в октябре 1918 г. в Ромнах на Сумщине. Шевченковская волна катилась по Украине. 

Многочисленные украинские акции с портретами Шевченко поднимали нацию на борьбу. Порой изображение Шевченко было даже на государственном флаге. 

В апреле 1917 г. совет при звенигородском уездном комиссаре принял решение все памятники царю Александру ІІ в уезде снять и поставить на их месте памятники "борцу за Свободу Украины Тарасу Шевченко", а также "по всем волостям уезда немедленно вывесить портреты Шевченко вместо царских портретов". 

22 мая 1917-го по случаю годовщины перезахоронения Тараса Шевченко состоялся национальный праздник в селе Кирилловка. Шестого марта следующего года, когда в Киев вернулась украинская власть, день 27 февраля (по старому стилю день рождения Кобзаря) объявили национальным праздником и выходным днем. Так, может, в современной Украине все же восстановить этот праздник, хотя бы на 101-м году со дня его учреждения? 

В 1917 г. было много сделано для обустройства могилы Т.Шевченко на Чернечьей горе в Каневе. Среди тогдашних шевченковских паломников — и сотня Сечевых стрельцов. 

Конечно, с установлением советской власти утверждается образ Шевченко-"револю-ционера", однако среди национально настроенных украинцев доминирует тот самый Тарас — борец за свободную Украину, который избрал для себя "не заживо в землю закопаться", а "переть против рожна". 

Приход к власти Директории во главе с Симоном Петлюрой возродил образ Кобзаря — настоящий, украинский. В 1919 г. Петлюра инициировал сбор средств на обустройство могилы Т.Шевченко. Земельный участок под нее объявили национальной собственностью. К сожалению, мысли С.Петлюры и о свободной Украине, и о Шевченко-государственнике были похоронены на Чернечьей горе у ног Тараса.

В 2004 г. Украина поднялась на Помаранчевую революцию. Это Тарас Шевченко собрал людей на Майдане с неугасаемой идеей свободы, независимости от политики своего исторического оккупанта — России. Среди стотысячного Майдана виднелись транспаранты со словами Шевченко: "Борітеся — поборете, вам Бог помагає! За вас правда, за вас слава и воля святая!" Тогда Кобзарь гневно сказал своим соотечественникам: "Доборолася Украина до самого краю. Гірше ляха свої діти її розпинають". Вот она — главная причина Революции духа — политика "своих" против Отчизны. 

В конце 2014 г. Тарас Шевченко появился на Майдане снова. На этот раз он звал в Европу, подальше от российского политического, экономического и духовного ярма. На скорую руку построенные баррикады, расставленные палатки, а надо всем этим — выбитые полуметровыми буквами слова из "Кавказа" Тараса Шевченко: "Борітеся — поборете, вам Бог помагає!" В далеком 1845 г. Кобзарь проникался трагической судьбой народов Кавказа, порабощенных Российской империей. В 2014-м он пророчески предостерегал Украину от такого же порабощения, которое падет горьким трауром на Крым и Восток страны. Герой Небесной Сотни Сергей Нигоян будет читать именно "Кавказ".

Почему Шевченко? Его словами говорят демонстранты — борцы за Украину, его цитируют святые отцы, отправляя молебны на Майдане Революций Независимости, его портрет и слово всегда там, где Украина борется за себя, за свою сущность. Знаменательными стали слова одного из политических лидеров, который на вопрос о плане действий Евромайдана, ответил: "Когда кто-то спрашивает о плане — говорю: открой "Кобзарь", там план" ("Украина молода", 17–18 января 2014 г.). Там идея и план Духовного Государства Шевченко — украинского по духу и своей сущности. Бороться против Шевченко — это бороться против Украины. Он зовет и сейчас осознать, "чьи мы дети". 

А сам Шевченко считал, что — казацкие, правнуки княжеские. У него было единственное оружие — Слово. Когда одна политическая сила использовала слова Тараса Шевченко "в Украину идите, дети, в нашу Украину", ее успех на выборах в парламент был колоссальным. Потому что только Словом можно возродить нацию ото сна, заставить задуматься и построить свое Государство: "В своїй хаті своя правда і сила, і воля".

Его Слово поднимает на колоссальные революционные движения, как в 1917, 2004 и 2014 гг. Это — революции украинского национального духа. 

Они соединяют нации в одно целое. И сегодня Шевченко актуален как никогда. Потому что мы живем во времена, когда борьба за Украину, за ее целостность и суверенность стала еще острее. Шевченко давно запечатлелся как главный образ украинского общественно-политического сознания. Его немеркнущая заповедь — любовь к Украине: "Свою Україну любіть, любіть її... во врем'я люте, в остатню, тяжкую минуту за неї Господа моліть!"

Во времена Революции достоинства Шевченко появлялся на Майдане в черной балаклаве, буддистским монахом, пламенным Че Геварой, отчаянным парнем с шиной на плече на улице Грушевского, с битой, саблей и коктейлями Молотова в руках, в оранжевой строительной каске — символе "бойца" самообороны Евромайдана, в костюме Супермена. А к 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко на Майдане Незалежности установили деревянную статую поэта, которую Владимир Заец ваял в течение трех лет из 200-летней осины. 

Борьба Шевченко за правду и справедливость — господствующая идея Нового Мира, новой Украины, которая рождается в муках и борьбе. Пока Дитя не окрепнет, Шевченко не выпустит оружия из своих рук. Слова Шевченко "Борітеся — поборете, вам Бог помагає!" навсегда стали словами-миссией для украинцев, оберегом. Римский клуб озвучил необходимость включить определяющие принципы мировых религий в международное право. Об этом писал Шевченко, создавая свою концепцию Духовного Государства. Его Бог — на страже Украины. Только таким он Его признавал. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно