Настоящим праздником стал творческий вечер режиссера-документалиста студии «Укркинохроника» Владимира Артеменко, кандидата на завоевание премии Фонда имени Тараса Шевченко.
Вечер начался показом фильма «Солдатськi вдови», где режиссер рассказывает о вдовах своего родного села Мельники Чернобаевского района Черкасской области.
После завоевания призов двух кинофестивалей и показа фильма на 38-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проблема солдатских вдов перестала быть умалчиваемой. Не зря на протяжении пятнадцати лет вынашивал эту тему в сердце В.Артеменко, ведь тогда было время, когда определенные структуры власти говорили, что у нас такой проблемы не существует... После выхода фильма солдатским вдовам добавили по 20 рублей пенсии и стали обеспечивать топливом на зиму, а вдовы села Мельники стали называть режиссера «батьком», хотя он по возрасту им в сыновья годится.
Сейчас, к 50-летию Победы в Киевском музее Великой Отечественной войны создается новая экспозиция под руководством заслуженного художника Анатолия Гайдамаки, где один из залов посвящен солдатским вдовам. В основу этой композиции легла кинокартина «Солдатськi вдови».
Это не единственный фильм режиссера В.Артеменко, так глубоко запавший в сердца людей и вдохновивший художника. Когда известный скульптор Анатолий Хоречко увидел его фильм «Сельский оркестр», то отложил все свои дела, оставил город и на протяжении трех лет жил в селе Мельники и строил памятник погибшим оркестрантам.
— Несмотря на то, что фильмы Владимира Артеменко несут в себе боль и страшную трагедию народа, — сказал на творческом вечере А.Хоречко, — в основе своей они оптимистичны, в них живет вера в свой народ и его возрождение.
В.Артеменко — дитя войны. Его отец погиб на фронте. Девять теток его остались вдовами. Поэтому тема войны проходит через все его творчество.
Его фильмы оставляют заметный след на земле и в судьбах героев.
«Каждый год приезжаю я на место своей гибели и думаю, может, отзовется та сестричка, которая спасла меня», — говорит Федор Лукич Горовенко в последнем кадре фильма режиссера В.Артеменко «Я убит в Сталинграде». Об этой кинокартине писала газета «Правда». Оттуда очерк московские журналисты поместили в книгу «Не стареют душой ветераны». И услышала, нашлась таки медсестра, откопавшая Ф.Горовенко полуживого в траншее и вынесшая сквозь огонь из боя.
Помнится, каким радостным был день, когда после выхода фильма В.Артеменко «Слово после казни» я встретила героя этой кинокартины писателя Вадима Бойко, прошедшего девять концлагерей. Он мне рассказал о том, что его вызвали в военкомат, одели все награды и дали постоянную пенсию. Я вспомнила в эти минуты, когда В.Артеменко добился приема в Верховном Совете, показал этот фильм и сумел отвоевать законные права на человеческие условия жизни писателя-антифашиста.
Тематика творчества режиссера Владимира Артеменко богата и разнообразна. Интересны и красочны его фильмы: «Дзвенить «Росинка» у пiснях» о женском вокальном ансамбле Прикарпатского университета им.Василия Стефаника, а также кинофильм «Стражденних радостей пошли» о возрождении украинского кобзарства.
На творческом вечере зрители увидели его короткометражный фильм «Порог» о домах пристарелых, о неразрешенной проблеме старости, когда люди, создавшие все прекрасное на земле, хотят лучше умереть, чем так жить.
Особо незабываемым и отозвавшимся болью в сердце каждого был фильм В.Артеменко «Ой на горi калина» об уничтожении сел: путем затопления, объявлением многих сел неперспективными и брошенными на вымирание, путем отравления их химзаводами и в конечном итоге — чернобыльская трагедия...
— Во всех фильмах Владимира Артеменко мы видим мастерское умение режиссера с помощью определенных деталей и музыкального оформления превратить кадры повседневной жизни в яркие образы», — сказал присутствовавший на творческом вечере священник, протоиерей Сергий Ткачук. — Ободранная церковь на фоне выплясывающей толпы на свадьбе под непонятную музыку — это образ осиротевшей матери-Украины, над которой позволили надругаться ее дети. Фильмы Владимира Артеменко призывают духовно опустошенных людей понять, осознать причины наших бед, причины нашей духовной обедненности и подняться на достойный уровень человеческого бытия.