Песни восточных славян

27 октября, 2017, 17:48 Распечатать Выпуск №40, 28 октября-3 ноября

Современный театр — искусство интерпретации, а не лобового сканирования литературных матриц. 

© Максим Криштоп

"Лесную песню" Леси Украинки поставили в Сумах на сцене театра им. М.Щепкина, жанр спектакля я определил как "постапокалиптическую феерию".

Постапокалиптичность в наше апокалиптичное время невозможно игнорировать, поскольку за этим "пост-", может быть, скрывается намек на рай земной — грядущий? До которого, даст Бог, и мы доживем?

Поэтому срочно в Сумы — на "пост-": посмотреть что же случилось в волшебном лесу Леси Украинки уже после апокалипсиса. 

Молодой постановщик этого спектакля Роман Козак не так давно перебрался в юго-восточные Сумы из западного Львова. И, на мой взгляд, в его желании обратиться именно к великой пьесе есть скрытая полемика (и скрытый восторг) по отношению к знаменитому львовскому спектаклю "Лесная песня", поставленному 6 лет назад в Театре Леся Курбаса (режиссер Андрей Приходько).

То, без преувеличения, знаковая постановка нашего нового театрального времени. Мистический спектакль-предчувствие, спектакль-предупреждение, вроде бы напророчивший на основе текста Леси и теперешние люмпенские войны, и крайние стадии человеческого одичания, а еще очертивший границы любви и предательства на территории Родины. 

лесная песня лісова пісня_1
Максим Криштоп

(Нынешний период творческих поисков талантливого А.Приходько уже на киевской Национальной сцене, — явное свидетельство того, что пьеса Леси вроде выпила из него прежнюю продуктивную художественную энергию, оставив его же в темном лесу — наедине со всеми — с классиками и современниками, с призраками и людьми). 

Полемизировать с культовым львовским спектаклем любому молодому дарованию трудно, но почетно. На то и молодость. 

Тем более что современный театр — исключительно искусство интерпретации, а не лобового сканирования литературных матриц. 

В этом плане можно благостно закрыть глаза на издержки производства в замечательной театральной провинции, если есть хотя бы попытка (!) и артикулируемее желание (!) оригинальной авторской сценической интерпретации на поле мифопоэтики Леси Украинки. 

А поле это — широкое, раздольное. Практически непаханое. 

Какую нитку ни потяни из Лесиного волшебного мифологического клубка, туда она и поведет "лесника" — режиссера или критика. 

И если забегать наперед, определяя художественные особенности сумской "Лесной песни", то многонаселенный и модно-нарядный спектакль — скорее декларация о намерениях (создать в провинции актуальный театр на основе классической пьесы), нежели исчерпывающая реализация этих самых авторских намерений. 

Для воплощения подобных намерений в помощь молодому режиссеру — не только силы небесные (Леся и ее феерический мир), но и силы земные — талантливые люди из Сум и Киева, участвовавшие в постапокалиптическом проекте. 

лесная песня лісова пісня_2
Максим Криштоп

Художник спектакля Алия Меженина рассматривает мифопоэтику Леси сквозь призму символического старого дуба, сотканного из белых канатов-косичек и уходящего своими корнями в подземелье сцены, а кроной — в поднебесье колосников. Во чреве дуба, в его шатком гнезде, и рождается странная любовь двух странных пришельцев — Лукаша и Мавки. 

Лукаш (Юрий Оноприйко)— внешне — модный студент-отличник, увлеченный естествоиспытатель, словно бы приземлившийся в выжженный лес с иной планеты. То есть этот мальчик — знак будущего. 

Мавка (Диана Каландаришвили) — наоборот — знак загадочного прошлого, которое за пиротехническими дымами скрывает подлинную сущность этой девочки. Не только лесной царевны или чахнущей красавицы, но и в чем-то античной героини, наподобие Антигоны, Электры, Федры. Режиссерский концепт в этом смысле — блестяще креативен. Две вечности — прошлое и будущее (в образах детей) — встречаются в лесу Времени: влюбляются, страдают, гибнут. Во втором действии, когда дуб из косичек уже пустили под топор, сцена напоминает "апокалиптическую" стройплощадку. На земле явно затеян какой-то загадочный ремонт. Живым душам, бедным людям, нежным детям — нет места в этом земном аду. Поэтому в самом финале Мавка и отправляется к голосистым душам ушедших — скорее всего, она станет солисткой Хора. 

Молодая актриса, которую театр раскопал в Харькове, на мой вкус, определенно вписывается в стандарты античной героини. Низкий выразительный тембр (каждое слово понятно, а это редкость у молодых артистов). В девочке Мавке предполагается вековая усталость, античная страстность. Сама актриса предлагает осмысленную графичность сценической фактуры своей героини. 

Однако делать резкий шаг в пространство откровенной трагедии, героиня, судя по всему, не рискует. Как будто молодой режиссер опасается каких-то возможных дальнейших последствий. 

лесная песня лісова пісня_3
Максим Криштоп

Таким образом, за апокалипсис в этом спектакле отвечает — художник, за катарсис — хор. Поскольку постановщик правильно укомплектовал постапокалиптическое полотно важным элементом древнегреческого театра. Тот самый хор. 

В "Лесной песне" — не просто хор, а голоса ушедших душ, электризующие атмосферу лесной драмы, "Лесной песни", всего зрительного зала. 

Хористы в белом, расположившиеся в глубине сцены, эмоционально доминируют в музыкально-драматической композиции. Высота и чистота голосов, их пронзительный исповедальный трагизм (в чудесно подобранных режиссером народных песнях) — это подлинное, колдовское и постапокалиптическое наполнение классического сюжета. То, что обрамляет и прошивает сценический текст, — украинской песней — как вековечной болью, как напутствием и предупреждением. 

Ставка на синкретизм — сильный хор, стильная хореография Ольги Семешкиной, визуальное актуальное мифотворчество художника Алии Межениной — подобное, несомненно, требует от постановщика не только навыков удачного мизансценирования. Важные составляющие зрелищного сценического полотна как раз и предполагают особую мастеровитость режиссера — в плане организации новой внутренней жизни на поле мифопоэтики Леси. 

лесная песня лісова пісня_2
Максим Криштоп

С внутренней жизнью — проблемы. Постапокалипсис — илюстрируется, но не рождается из подробностей и обстоятельств самого действия. 

Сценический маскарад из хора, балета, потерчат, инопланетян (в противогазах) несколько буквально "отражает" эмоции героев и вечного леса. Провоцируя у критика потребность еще и в режиссерских метафорах, и во вменяемой интонационной партитуре (которая здесь несколько архаична, мало сочетающаяся с заданной актуальной формой). 

Здесь все-таки не визуальный театр с его автономной самоценностью и концептуальной универсальностью. Здесь скорее украинский постнаивный театр. Как робость демиурга — деконструировать литературную основу. Как несмелость интерпретатора — решительно переосмыслить знаковые коды великого текста. 

Лесные инопланетные братья или дядько Лев и Лесовик (в одном лице), подчеркнуто милитаризированные Мати и Килина, многие другие — оптический обман. За которым мало-мало, все-таки мало "новой" лесной песни — заявленной, но не исполненной на разрыв аорты. 

лесная песня лісова пісня_1
Максим Криштоп

Все это не отменяет в постановке ее несомненных достоинств. В первую очередь, это потенциал труппы, готовой к эксперименту и риску, к смелым испытаниям в новых сценических форматах. Явно на высоте производственный арсенал театра, коль два часа держат пристойный технологический уровень. 

И (снова повторюсь) — хор, как лучшее художественное звено в сценическом сюжете. Порою хотелось, чтобы этого хора было больше, чтобы пел он как можно дольше. 

Чтобы лесные песни, исполненные во весь голос, досказали в пьесе Леси то, что пока — по молодости лет — не досказано другими: неспокойными, одаренными, увлеченными, искренними. Но выше голову. Леся — испытание. Молодость — путь. Едем дальше. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно