или «Приходите завтра»
22-26 января во Дворце «Украина» в Киеве проходил юбилейный, десятый, «Песенный вернисаж-96». 120 певцов-участников начинали марафон в этом году, если к этому количеству прибавить еще хотя бы столько же авторов, получим грандиозный срез современной песенной культуры Украины.
В этом году юбилей был отмечен присутствием Президента Л.Кучмы с супругой, представителей правительства и Верховной Рады, посетивших гала-концерт 26 января. Публика приветствовала и почетного председателя жюри фестиваля, народную артистку Украины и Молдовы С.Ротару, выступлением которой и танцем с прекрасным партнером - народным артистом Украины и коллегой по работе в жюри В.Зинкевичем завершился последний концерт «Песенного вернисажа-96». Президент отметил своими подарками-призами за особые заслуги в деле развития современной песенной культуры С.Ротару, В.Зинкевича и народного артиста Украины В.Билоножко.
Какими будут воспоминания об этом празднике - время покажет. Получился или нет - судить тем, кто приходил в эти пять вечеров в зал, кто подпевал любимым артистам и скандировал под любимые песни, кто смеялся и плакал, удивлялся или раздражался или вообще оставался равнодушным, глядя на сцену. Всякая песня имеет своего слушателя. Но каждый ли исполнитель - участник «Песенного вернисажа» запомнится публике?
Думаю, нет человека, которому не была бы известна фраза «приходите завтра», ставшая одним из основных афоризмов в бюрократично-чиновничьем обиходе после замечательного фильма с одноименным названием. Представьте себе, в наше время Фросей Бурлаковой по-прежнему может стать каждый. Особенно, если это молодой начинающий певец и ему вдруг захотелось принять участие в замечательном Всеукраинском фестивале «Песенный вернисаж».
В этом году праздник проходил в десятый раз. Казалось бы, при постоянной команде, включающей нескольких режиссеров-постановщиков, редакторов и т.д. - все уже давно отработано, налажено и должно четко функционировать. Естественно, при условии нормального развития процесса в подготовительный период. Да, один из немногих, «Песенный вернисаж-96» прошел точно в назначенный срок - без «переносов», «срывов» и задержек. Концерты в столичном Дворце «Украина» представили публике много новых имен, показали достижения наших известных исполнителей, а юбилейный гала-концерт был еще и ретроспективой предыдущих фестивалей. Правда, мне не удалось услышать, к примеру, песни, победившие на первом или пятом «Вернисаже». Далее 1993 года «путешествие во времени» не продлилось.
Вернемся к началу фестиваля. На предварительной пресс-конференции его организаторы и члены уважаемого жюри рассказали журналистам о том, что в этом году в последний раз за участие в «Песенном вернисаже» артисты не платили. Этот вопрос пока открыт относительно будущего фестиваля, но, по мнению Б.Г.Шарварко, к этому нужно готовиться заранее, сообщить будущим конкурсантам о подобном решении для того, чтобы они могли найти спонсоров.
Д.Мухарский - режиссер-постановщик конкурсных концертов - заверил журналистов, что хотя решения жюри фестиваля не претендуют на абсолютную истину, это в некотором роде - субъективное коллективное мнение и степень компетенции судей дает право им доверять. В составе высокого жюри на «Песенном вернисаже-96» были народный артист Украины Б.Шарварко, заслуженный артист Украины Д.Мухарский, советник президента Ю.Богуцкий, заместитель министра культуры В.Стасюк, народный артист Украины композитор А.Билаш, заслуженные деятели искусств композитор И.Поклад, поэт В.Герасимов, заслуженные артистки Украины М.Шалайкевич и И.Билык, поэт Н.Лукив и композитор И.Кирилина. Функции председателя исполнял народный артист Украины, лауреат Государственной премии им.Т.Шевченко В.Зинкевич, почетным председателем была названа народная артистка Украины и Молдовы С.Ротару.
Главной особенностью «Песенного вернисажа-96» стало условие для его участников петь «под минус», т.е. - «живым голосом». Подобная тема на конкурсах вокалистов вообще не возникает. Но в данном случае многие участники были просто не готовы к такому решению организаторов, проводивших все предыдущие фестивали «под плюс».
И вот начались «предварительные прослушивания». Было бы понятно, если бы их провели, скажем, за несколько дней до финала, пока еще не были напечатаны афиши с именами участников «Песенного вернисажа-96». Многие из них повезли домой эти голубые, как мечты, афиши со своим именем, так и не выйдя на сцену. После первого знакомства некоторым артистам говорили: приходите завтра на репетицию. На репетиции артист мог не увидеть себя в списке участников, ему предстояло «прослушаться» еще раз, затем вновь услышать заветное «приходите завтра», а на репетиции в день концерта певец к своему удивлению вновь не находил себя в списке. Это - история не о Фросе Бурлаковой, это - о наших молодых и талантливых артистах. Наверное, не все захотят вновь «ходить завтра» в следующем году. Тем более, если придется оплачивать свое участие в фестивале, нести расходы за проезд и проживание в столичной гостинице. Один из самых дорогостоящих всеукраинских фестивалей, «Песенный вернисаж» не может снять для своих участников отель. Может быть, именно поэтому было бы целесообразно приглашать в Киев не всех желающих, а лишь тех, кто уже прошел предварительный отбор, к примеру, в региональных турах?
Дворец «Украина» - это самая благодарная аудитория, здесь принимают всех, и, в отличие от многих российских «дутых» звезд, даже наши начинающие показывают часто и глубину поэтического содержания, и многообразие музыкального. Жаль, что в первые дни немногие пришли на конкурсные концерты, есть надежда, что такую возможность предоставит им телеверсия, которую готовит УТ-1.
После многотрудных репетиций и отборов, после прогонов и выступлений я встречалась со многими гостями и участниками «Песенного вернисажа». Далее - их впечатления и размышления.
На фестивале неожиданно для многих появилась солистка Национальной оперы, заслуженная артистка Украины Валентина Степова. Она представила свою новую работу - песню А.Дударя и Б.Грищука «Дiвi Марiї». Певица стала лауреатом, но почему-то в заключительном концерте ей не нашлось места.
- Я решила принять участие в фестивале в качестве гостя. На мой взгляд, песня «Дiвi Марiї» - это серьезное произведение, в этом году я уже несколько раз исполняла его в различных концертах, песня звучала и по радио. Специально для этой песни над моим образом работает талантливый стилист Т.Сапонова.
До сих пор не могу понять, почему меня представили как конкурсантку, причем без моего ведома. Мне сообщили о том, что все гости работают в один из конкурсных дней. Так я и стала участницей первого концерта. Работать было очень приятно, впервые на телевизионной съемке пели «живым голосом».
Я очень рада, что мне присудили звание лауреата за исполнительское мастерство, но так же разочарована, что в заключительном концерте не прозвучала песня «Дiвi Марiї». По-моему, это современная украинская «аве Мария». Я знаю более ста обращений к этой вечной теме, и счастлива, что пою новую.
К сожалению, песня вызвала некоторое замешательство у жюри и организаторов. Они не знали, к какому жанру ее отнести. Но ведь этого не нужно было делать. Ведь любая музыка имеет право на звучание.
Лауреатом юбилейного «Песенного вернисажа» стала заслуженная артистка Украины Жанна Боднарук, звания победителя (посмертно) удостоен автор песни «Остання любов» Олег Кулик.
- Это традиционный украинский эстрадный фестиваль. Он появился 10 лет назад и сохраняет свои черты. Как всегда, участвуют очень разные артисты. И, по-моему, здесь не главное - песня, думаю, основная задача фестиваля - привлечь как можно больше участников известных и неизвестных.
Есть некоторая неопределенность: если это фестиваль песен, то почему награждают не всех авторов? И вопрос о лучшем аранжировщике: каким образом можно его определить, если организаторы даже не выяснили у многих артистов, кто автор аранжировок их песен?
В юбилейном гала-концерте «Песенного вернисажа-96» вновь прозвучала песня А.Головковой и Н.Решетник «Я и ты» в исполнении победительницы многих всеукраинских и международных фестивалей, обладательницы Гран-при Всемирного конкурса «Big apple - music-96» Ани Лорак.
- Понравился «Песенный вернисаж»?
- Да. По-моему, в концертах не всегда идеальным был звук. Наверное, еще не освоена аппаратура, установленная во Дворце «Украина» во время реконструкции. Мне не хотелось бы обидеть людей, которые здесь работают, они очень хорошие специалисты, надеюсь, к следующему фестивалю участникам уже не придется петь под фонограмму «плюс». И телевидение будет снимать с «живым звуком».
Появление на сцене Дворца «Украина» Марии Бурмаки украсило фестиваль.
- Что ты можешь сказать о «Песенном вернисаже -96» по сравнению с предыдущими и в перспективе на будущее?
- «Песенный вернисаж» в Украине - это уже как «данность», это - как «главная елка страны». Мне очень приятно, что приглашают певцов и авторов, которые уже имеют реальную популярность.
Наверное, можно было бы сконцентрировать разные жанры в разные концерты, уж очень много контрастов. Теперь я уже воспринимаю как главный «+» его четкую организацию, постоянные репетиции, которые позволяют концерту идти, как часы.
Фестиваль, имеющий государственную поддержку, имеет будущее. Пускай живет как можно дольше, будет шире и демократичнее и не мешает другим.
Народный артист Украины Иван Попович, певец и композитор, лауреат «Песенного вернисажа-93» был участником девяти фестивалей.
- Как вы оцениваете «Песенный вернисаж-96», что нужно изменить в нем для перспективы дальнейшего развития?
- Я прослушал почти всех участников фестиваля, у меня много впечатлений. Особенно мне понравились А.Пономарев, И.Богданов. Фестиваль представляет все разнообразие современных «направлений» в музыке, и это закономерно.
Люди хотят в наше трудное время слушать хорошие песни, и мы должны давать им надежду. По-моему, в этом году на «Вернисаже» было мало разнообразия, много похожих песен и по мелодии, и по аранжировке.
Казалось бы, мнение каждого из моих собеседников дополняет следующее и развивает тему «Песенный вернисаж», а вот еще один ее ракурс. Заслуженный артист Украины Михаил Мацялко участник «Вернисажа» с пятилетним стажем.
- Думаю, «Вернисаж» имеет большую жизнь и перспективу, поскольку уже есть поддержка правительства и Президента. Мне кажется, что было бы рационально проводить предварительные региональные туры, чтобы не попадали на сцену «случайные» люди. Есть и много творческих проблем. К примеру, было бы, наверное, целесообразно определить различные номинации.
Заслуженная артистка Украины Мария Шалайкевич, член жюри:
- В «Песенном вернисаже-96» в этом году принимало участие очень много молодых и талантливых исполнителей. Мне понравились артисты, у которых сразу ощущаешь талант от Бога. Среди них - Ю.Пустовит, Э.Баталова - очень хороший голос, музыкальная, пластичная, артистичная. Большой потенциал имеет Ани Лорак. Она подчас исполняет такие сложные мелодические рисунки, которые не под силу некоторым «мэтрам». У нее большое будущее.
Среди песен-лауреатов фестиваля - новая работа известного композитора И.Кирилиной «От i все». В этом году Ирина стала еще и членом жюри «Песенного вернисажа».
- Впечатления от «Вернисажа» - от судейства, концертов, от участников.
- Жаль, что среди них не было многих наших украинских звезд, которые всегда украшали фестиваль своим мастерством, - народных и заслуженных артистов Украины, в том числе А.Кудлай, О.Билозир, Л.Сандулесы, Т.Повалий, И.Бобула, А.Жилинского, П.Зиброва, т.е. людей, которые постоянно участвовали с предыдущих фестивалях. Это обидно. Кроме того, некоторые участники не стали лауреатами, но что поделаешь - все не могут победить.
- Скажи, пожалуйста, участвовали ли члены жюри в предварительном отборе участников фестиваля?
- Нет, его проводила команда оргкомитета, режиссерская группа. В частности, были очень перспективные исполнители, которые остались без внимания: в том числе А.Варванский, а также одна из моих воспитанниц. В принципе, откровенно «слабых» певцов было мало, все способные. Просто многие неправильно сориентированы - и по репертуару, и по имиджу. У меня очень много замечаний к начинающим артистам. Часто они не соотносят свою внешность с музыкальным образом песни, хотят выглядеть красиво, не думая о том, что можно одеться дешевле, но изящнее и соответственно внешности.
Репертуар у большинства - это настоящая проблема. Нашим начинающим нужно все-таки учиться у мастеров. Если воспринять опыт, к примеру Василия Зинкевича - он меня просто поразил тем, как спел «Два кольори» А.Билаша. Кажется, эту песню уже пели все, она у всех «в ушах» и на устах. Но он с настоящим шармом спел ее так, что многие вновь открыли для себя этот шлягер прошлых лет. Отмечена была аранжировка Д.Гершензона. Я уже просто убедилась, что его аранжировки украшают песни. И если бы не его талант, многие певцы на нашей эстраде просто не состоялись бы. Второй год удачно выступает заслуженная артистка Украины Н.Копча, мы видим ее редко, к сожалению. Очень много интересных балетных коллективов.
- На мой взгляд, одним из самых красивых номеров «Песенного вернисажа» - именно в плане шоу - стал «Вишиваний Казанова» А.Шустя и В.Цыбулько в исполнении лауреата всеукраинских и международных фестивалей Аллы Поповой. Твои пожелания фестивалю?
- Желаю ему продолжения, поскольку жаль, когда уже проторенная тропа перестанет существовать из-за отсутствия денег, например. Здесь собраны все стили, такое мероприятие в Украине одно. В процессе можно было бы что-то изменить, но пока работает эта постоянная «команда», думаю, это невозможно - у них свой стиль.
Праздник отшумел, разъехались артисты, те, кто выступил на «Песенном вернисаже-96», вошли в историю как участники юбилейного фестиваля. Забудутся неприятные моменты, наверное, останется главное - ощущение того, что ты, твое творчество и в результате твоя жизнь нужны. И не когда-нибудь где-нибудь потом, а здесь, сегодня, сейчас. Это им аплодировала «Украина», это их ждут в концертных залах люди, уставшие от чрезмерной пустоты и «легкости» современной музыки. Вспоминая слова поэта, ставшие уже классическим афоризмом, вновь повторю: «Ось де, люди, наша слава, слава України».