В столице прошел первый Международный фестиваль «Виртуозы планеты». В течение трех дней на сценах Колонного зала имени Лысенко Национальной филармонии и Национальной оперы звучали произведения в исполнении представителей молодой музыкальной элиты планеты.
Абсолютно все участники недавно родившегося феста — победители конкурсов, которые входят во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WRIMC). Эта организация недавно отметила свое пятидесятилетие. На торжественном праздновании этого юбилея в Женеве директор отечественных «Виртуозов планеты» Юрий Зильберман получил право посвятить первый фестиваль полувековому юбилею организации, в которую в позапрошлом году был включен и конкурс Владимира Горовица.
Именно Благотворительный фонд Международного конкурса юных пианистов им.Владимира Горовица позволил реализовать идею Первого Международного фестиваля «Виртуозы планеты». И если эту акцию удастся сделать регулярной, то престиж Украины от этого только выиграет. Ведь членами WRIMC являются Международные конкурсы им.Чайковского, им.Ростроповича, им.Марии Каллас, им. Бетховена и др. В нынешнем, первом, забеге «Виртуозов» были представлены имена 12 молодых исполнителей из разных стран — Франции, Венгрии, Гонконга, Германии, Японии, Италии, Кореи, Украины. Пианисты, скрипачи, виолончелисты, кларнетисты, вокалисты выступили в сопровождении лучших оркестров страны — Национального академического симфонического оркестра Владимира Сиренко и симфонического оркестра Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры. Это музыкальное событие ценно еще и тем, что впервые в мировой практике представители исполнительской элиты планеты — победители самых престижных конкурсов мира — выступили в рамках только одного феста.
В первый фестивальный день в Колонном зале им. Лысенко Национальной филармонии Украины в сопровождении симфонического оркестра под управлением Николая Дядюры музыкальные шедевры исполнили Юки Мануэла Янке (Япония) — Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре-мажор, Чун Вай Чин Речел (Гонконг—Китай) — Четвертый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром соль-мажор, Оливье Пате (Франция) — Концерт для кларнета с оркестром Моцарта и Антал Залаи (Венгрия) — Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор Чайковского.
Во второй день для «Виртуозов планеты» открыла свои двери уже Национальная опера Украины. И первым здесь вышел на сцену француз Клемент Сонье, исполнивший Концерт для трубы с оркестром Иоганна Гуммеля. Произведение австрийского композитора XVIII—XIX веков отличается смелым новаторством в области виртуозной фактуры, которое сочетается с изящной, романтической манерой. Многие особенности своеобразной музыки композитора удалось передать молодому французу. Его инструмент развивал то тревожную, то торжественную тему, которая шла как бы по нарастающей. К тому же первые и вторые скрипки симфонического оркестра очень «сдружились» с трубой Сонье, гармонично ее поддерживая. А ностальгические ноты некоторых трелей, наверное, навеяли воспоминания о кинематографических образах Франции XVIII века, со всеми светскими атрибутами высшего света того времени — дамы в кринолинах с веерами, джентльмены в париках...
Мари-Элизабет Хеккер (Германия) исполнила Концерт №1 Дмитрия Шостаковича для виолончели с оркестром до-минор. Хрупкая девушка в вечернем платье извлекала из своего инструмента музыку, о которой Радион Щедрин когда-то написал: «Музыка Шостаковича — это исповедь великого художника, сильная своей откровенностью, беспощадная правдивостью. Эта музыка — летопись нашей жизни…». Глядя на хрупкую виолончелистку Мари-Элизабет Хеккер, почему-то вспоминается «Сарабанда» Ингмара Бергмана — те долгие и трудные репетиции, которые сопровождали героиню фильма задолго до ее выхода на сцену. Мари-Элизабет удалось передать неповторимую, яркую творческую индивидуальность композитора, которого, кстати, в свое время прозвали «музыкальным фельетонистом». Виолончель, подхватываемая многоголосием оркестра, звучала то задумчиво, то восторженно, то хлестко, то несколько траурно, то театрально-празднично, то минорно-буднично. Эта музыка заключала в себе образы, которые не раз встречаются в жизни у каждого из нас, отображая душевные терзания между призрачным и настоящим.
Во втором отделении концерта оркестром руководил Игнат Солженицын, сын известного писателя. Игнат Александрович приехал из Филадельфии, где руководит Камерным оркестром (он также профессор Филадельфийской консерватории по классу фортепиано). На киевских подмостках дирижер Солженицын не раз вытирал пот со лба, так как оркестр исполнял довольно сложное произведение Шостаковича — Десятую симфонию. В исполнении симфонического оркестра она отображает право и возможность музыки указывать и на некие социальные сдвиги, свидетельствует о многогранности личности композитора. Очевидцы говорят, что он был и мнителен, и ироничен, и склонен впадать в крайности. В этот вечер блестящему исполнению обоих произведений великого композитора зал аплодировал стоя.
Ну а в третий, финальный, фестивальный день перед зрителями выступали как музыканты-инструменталисты, так и солисты. Немец Герберт Шух исполнил Пятый концерт Бетховена, итальянец Альберто Нозе — Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, а венгерский бас Габор Брец — арии Лепорелло из оперы «Дон Жуан» Моцарта и Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини.
В рамках «Виртуозов планеты» нашлось место и солистам нашей Национальной оперы. Ольга Микитенко исполнила арию Маргариты из оперы «Фауст» Шарля Гуно и две итальянские песни Франческо Тости; Сергей Магера — арию Родриго из «Дона Карлоса» Верди и Кутузова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева, а Владимир Гришко — две популярные итальянские песни. В финале концерта на сцене появился подопечный Гришко Виктор Мельник — победитель телевизионного конкурса «Шанс». Этот уже довольно известный по многим программам ТВ дуэт исполнил
O, sole mio.
Фестиваль закончен. Многие виртуозы разъехались. Но закономерны вопросы: последует ли продолжение музыкального праздника? какова цена подобных музыкальных мероприятий в их бюджетном измерении? впишется ли этот новый украинский фестиваль в международную табель о рангах, и если да, то при каких обстоятельствах? Свое мнение по этому поводу высказал директор «Виртуозов планеты» Юрий Зильберман.
— Наш фестиваль финансирует Министерство культуры (хотя и с традиционным опозданием), — говорит Юрий Абрамович. — Правда, в некоторых проволочках виновато не само министерство, а «доблестная» система госзакупок. Некоторые финансы поступают из Киевской госадминистрации. Ну и, естественно, помогает масса дружественных организаций. Бюджет фестиваля довольно небольшой — около 250 тыс. грн. Хотя, конечно, реальная его стоимость гораздо выше.
Такой фест не может пройти лишь один раз. Он и задуман как ежегодное событие. Сама жизнь конкурсов предрасполагает к тому, чтобы «Виртуозы» проходили ежегодно. Ведь в мире каждый год открывается много новых имен, и услышать их в подобном «концентрированном» виде — особое наслаждение для меломанов. Если фестиваль будет реализован как регулярное культурное событие, то нашу столицу будут узнавать не только по именам спортсменов — Шевченко или Кличко, но и по именам известных музыкантов, а Киев, как это было и раньше, станет заметным музыкальным центром. Ведь на «Виртуозах…» представлены музыканты, которые получили первые премии на элитных и самых престижных конкурсах мира.
Сумеем выстоять несколько лет — значит, займем место в перечне известных фестивалей, на которые обращают внимание в том числе и туристические фирмы. Тем самым привлечем в Киев культурных туристов. Ведь некоторые меломаны колесят даже из Аргентины в Индию только для того, чтобы послушать полюбившегося музыканта.