Первый национальный: битва за урожай и бедные «родственники»

Поделиться
Переключая каналы Есть цифры, от которых, как от песни веселой, легко на сердце. Может, и не все знают, что на сегодняшний день в стране для эфирного телевещания задействовано 2500 телеканалов...

Переключая каналы

Есть цифры, от которых, как от песни веселой, легко на сердце. Может, и не все знают, что на сегодняшний день в стране для эфирного телевещания задействовано 2500 телеканалов. Две тысячи пятьсот. Это не погрешности подсчетов, а суровая данность (исходя из сообщения председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Виталия Шевченко). И еще одна данность (она же наша неизбежность): в Украине действует 1300 телерадиоорганизаций, а среднесуточный объем вещания только в прошлом году составил 10 тыс. 620 часов в сутки (прогнозисты, впрочем, обещают скоро уже одиннадцать тысяч часов). С такой цифровой астрономией очевидно, что в ближайшем будущем не хватит никаких «Телетриумфов» для «тьмы и тьмы» телевизионщиков, даже если позолотить для них все груши на вербах в Киевской области. «Кривые зеркала» отечественных телеэкранов в прошлом телесезоне — это… Это каждодневно-еженощная драка за рейтинги (рекламодателей); дележ рекламного телепирога, который, по оценкам некоторых экспертов, может составлять триста пятьдесят миллионов евро. Это также будни контрпрограммирования; кадровые рокировки; предвыборная телевампука; массовые всхлипы в связи с Катей («некрасивой»); национальный кураж со спортивным запалом во время ЧМ по футболу… И много чего еще. Изменчивого, сиюминутного, коммерческого, агрессивного, завлекательного (под грифом «веселья мало не бывает, а глупости предела нет»). И по-прежнему дефицит Личностей (можно и с большой буквы) на ТВ (сложно предположить, кому из бесконечно говорящих нынче можно, если не поверить, то хотя бы довериться). И обойма телелидеров, в общем, стабильна. «Интер», «1+1», «Новый», ICTV, СТБ, ТРК «Украина», ТЕТ, НТН, УТ-1 (без учета международных)... Телевизионщики давно «хронометрируют» свои ударные трудовые будни по аналогии с театральными сезонами: от сентября — к июню. Первые лица пяти крупнейших украинских телекомпаний рассказали «ЗН» о тактике и стратегии нового телесезона — о планах, премьерах, замыслах, закупках. О том, чем удивлять, раздражать, отвлекать (и, разумеется, оглуплять) БУДУТ.

НЕОБХОДИМЫЕ АКЦЕНТЫ. Первая государственная кнопка переживала очередной период «возрождения». Десятки сотрудников — в творческих отпусках. Но своей продукции заметно прибавилось в связи с явлением нового шефа, которого воспринимают не как «факира на час». РЕЙТИНГОВЫЕ СТАВКИ: первый, по мнению руководства канала, украинский ситком «Родственники». Спортивные программы. Концерты Евровидения.

Резонансную «политинформацию» недели (о возможном возвращении Александра Савенко) президент НТКУ Виталий Докаленко образно обозначил как «бред» и объяснил природу ее появления издержками работы Интернета.

— Виталий Викторович, заметно, что у «карандашного» лифта народ активно изучает рейтинги — УТ-1 и конкурентов. Это ваша идея раскрыть карты? Или предшественники позаботились?

— Надо же понимать, что происходит в телевизионном пространстве и на что ориентироваться. Когда мне рассказывали, что у одной программы на УТ-1 заоблачные рейтинги, я спросил: «А какие?» Мне отвечали: «0,3». Но это вообще не рейтинг. И «единица» для канала не показатель.

— Судя по вашим же показателям, наиболее успешные программы НТКУ — те, к которым НТКУ не имеет прямого производственного отношения, — «Круглый стол-Универсал» или «Верховная Рада».

— Если бы вернулась традиция не разбазаривать многие официальные трансляции, на которые НТКУ имеет определенные права, то, поверьте, доля аудитории составляла бы процентов семьдесят. Но есть другие каналы. Они тоже это транслируют. И, конечно, если разделить, получаются крохи.

— Лично вы можете апеллировать к другим телекомпаниям, с заданной целью как бы «приватизировать» главные политпрограммы для УТ-1?

— Это нормальный коммерческий подход. Мы же тратим свой ресурс: работают наши люди, реально задействована наша техника. Конечно, будем работать в данном направлении. Только надо посчитать, что выгодней: по какой-то фиксированной цене продавать или же зарабатывать на рекламе.

— Есть мнение, что на УТ-1 новости стали человечней и объективней. Без «паркета» и торчащих ушей заказух.

— Объективность новостей на Первом национальном — одна из главных задач. Вернуть доверие зрителя к каналу в целом невозможно без достоверной, сбалансированной, непредвзятой информации. Просто соблюдаем европейские принципы вещания. Помимо всего, надо помнить, что статусно мы — главная кнопка страны, поэтому не имеем права ни на желтизну, ни на другие сомнительные источники.

— Ближе к телесезону. Что за «ширмой»?

— На самом деле у меня иное внутреннее ощущение старта телесезона — 31 декабря, на Новый год.

— Но ведь вроде уже привыкли соизмерять телепроцесс с хронотопами театральных сезонов: с осени до лета.

— В общем да. Но душа сопротивляется. Думаю, нужно ломать стереотипы. Тогда эффект от новой сетки вещания и нового телесезона будет лучше. Впрочем, если честно, то на Первом национальном индивидуальная сезонность. В зависимости от смены руководства НТКУ. Так вот, наш новый сезон начался в ноябре прошлого года, и без ложной скромности его можно считать успешным. Это замена телевизионной заставки, отвечающей концепции НТКУ. Это девять новых программ собственного производства. Это создание творческого объединения документальных фильмов. Относительно новых проектов… НТКУ выступила инициатором участия Украины в «Детском Евровидении-2006», и в данный момент впервые проводим национальный отбор участника в песенном конкурсе, финал которого состоится 2 декабря в Бухаресте. Любопытный нюанс: в Евровидении участвуют дети, которые не имели коммерческих релизов, — им не писали профессиональных фонограмм, они не работали на профессиональной сцене. Но то, как исполняют песни, поражает воображение. В планах участие в классических версиях Евровидения. Ну, и как только заканчиваем детский отборочный конкурс (а победителя определят зрители 23 сентября в прямом эфире) — сразу начинаем обсуждать нюансы взрослого шоу-бизнесового Евровидения.

— Не проще ли в будущем обойтись без длинных туров-отборов, а подобно России, узким составом жюри найти определенную кандидатуру, яркую песню — меньше затрат на производство и больше времени у конкурсантов на подготовку.

— Мы действительно слегка «загнали» исполнителей, потому что они долго жили в «Звездном доме» хотя в целом результатами довольны — Тина Кароль достойно представила Украину. Ряд стран вообще не проводит отборочных туров. И после недавней победы «монстров», полагаю, можно говорить о любом потенциальном участнике. Даже о Сердючке.

— Значит, ее рекомендуете?

— Рекомендовать буду точно не я. Но не сомневаюсь, что эксцентрический и гротескный номер может взорвать и «Евровидение-2007».

— Одна из болезненных точек вашей сетки — кинопоказ.

— Мы сделали одну линейку только украинского кинематографа. Если кино праймовое, как «За двумя зайцями» Виктора Иванова, то фильм свободно «прогремит» в эфире, в каком бы году он не был снят. А источники? Минкульт. У него права на украинские фильмы. Есть еще ситуация психологическая. Люди должны привыкнуть к тому, что на Первом национальном можно посмотреть хоть что-нибудь интересное. Идет, если хотите, этап приучения лояльной аудитории к тому, что и у нас на канале есть адекватный продукт. Дальше, надеюсь, будут последующие шаги.

Недавно решились на съемки первого украинского ситкома «Родственники». Сюжетная линия незамысловата: киевская семья — папа, мама, сын, дочка выигрывают в лотерею миллион евро... Из российских актеров не будет никого — только украинские звезды.

— Судя по именам, этих «звезд» еще только предстоит зажигать.

— Значит, зажгутся. В первом павильоне построена огромная декорация квартиры, парадного подъезда. Премьера — в конце октября.

— Спонсоров подтянули? Водочных или пивоваренных?

— Здесь уже ситуация доверия. Вначале должен появиться продукт. Потом на него должен отреагировать спонсор. К примеру, у нас родилась детская программа «Индиго», и после месяца ее присутствия в эфире появился спонсор. В эфир вышла программа «Ваш выход» — после двух месяцев и на нее отреагировал спонсор. Что же касается «Родни», пока запланировано 12 стартовых серий — на каждый день. А вообще в планах 250. Мы пришли к идее, что в Украине должен родиться свой оригинальный сериал. Подготовительный период продолжался более месяца. Мы ведь тяжелая на подъем организация. У нас существуют, так называемые адские круги — это сбор подписей под документами.

— В кабинет, который вы занимаете, неоднократно звонил Сам — Леонид Кучма. Говорят, искренне благодарил г-на Савенко и ведущую Вороненко за передачу о селе. Вас часто благодарят или отчитывают «оттуда»?

— Непосредственно в этом кабинете редко сижу. Общаюсь в основном по мобильному телефону. Что касается звонков «туда» или «оттуда» — это нормальный производственный диалог. Надо учитывать, что Первый национальный — государственный телеканал, и количество телетрансляций, которые мы обеспечиваем, требует координации и с пресс-службой секретариата, и с пресс-службой Кабмина. Особого рвения возглавить Первый национальный у меня не было. На «Тонисе» было спокойно и комфортно. Но в свое время громко возмущался тем, что происходит с НТКУ, утверждая, что этот телеканал может быть успешным. И судьба бросила вызов. Прежде всего профессиональный. Хочу, чтобы этот канал был не последним общенациональным украинским каналом. На канале много единомышленников. Уверен — прорвемся.

— Это же не «Тонис»: природа, погода, истории мумий.

— Переформатирование «Тониса» проходило с моим непосредственным участием. Правда, заметные изменения произошли только через год.

— Вы в эфире Первого национального намеренно дразните, например, Павла Мовчана сериалами наподобие «Вечный зов» — или это от недостатка продукта?

— Есть и «Вечный зов», есть и «Тени исчезают в полдень». Есть история, пусть неоднозначная. К ней надо спокойно относиться, как и к фильмам, которые снимались в СССР. Тогда была киношкола, и киношкола хорошая. И не нужно искать во всем только идеологию.

— Говорят, на канале в скором времени планируется сериал о композиторе Березовском, произведенном «Просвітой»? Когда?

— Впервые слышу. Причем от вас.

— Ну как? Многосерийный фильм. И в СМИ его адресно относят к продукции Первого национального.

— У нас с «Просвітой», правда, интересные взаимоотношения. Мы всегда в творческом споре… Порою даже ругаемся. Потом снова созваниваемся. Но если говорить о национальной культуре и о традициях, как об этом делать кино, то проекты, на мой взгляд, должны быть принципиально другими. И многое мы пытаемся производить сами. Снято свыше 35 фильмов. Совсем недавно прошел фильм о Беларуси, где расследуется тема — к чему привело двуязычие в этой стране.

— К чему оно привело, судя по вашему фильму?

— К потере национальности. Аналогия вымирающих зубров и отмирающего языка. Следующий проект, за который, надеюсь, не будет стыдно — «Дети Варшавы», — документальный фильм о гетто. Недавно прошел фильм о Косово. Туда ездил наш корреспондент и наблюдал, как живет в этой точке украинский батальон. Это единственный батальон, к которому есть доверие у местного населения. Вот и мы хотим, чтобы Первый национальный был телеканалом, к которому есть доверие.

— У вас в компании необъятный коллектив. Последние известия: вроде бы вы десятки сотрудников отправили в творческие отпуска сочинять «прожекты проектов». Любопытно, что из этих сочинений будет реализовано? Или это просто обходной маневр с целью избавиться от лишних людей?

— Выстраивание взаимоотношений с таким большим творческим коллективом — процесс сложный, не терпящий спонтанных кардинальных решений. Часть работников взращены некачественной системой. Часть утратили веру в возможность собственной реализации. Часть в свое время очень много сделали для развития отечественного телевидения. Все это необходимо учитывать. Поэтому стараемся действовать последовательно. У каждого есть право и возможность проявиться и доказать состоятельность.

Я считаю, реформы не жесткие: часть коллектива вошла в творческие объединения, получив возможность писать новые проекты в системе. Есть, условно, три попытки так называемых творческих поисков. Потом — разговор конкретный: можно будет писать, но уже в другом месте.

— Несмотря на то что они «пишут в системе», должно быть, за время вашего руководства написано и много жалоб, доносов?

— Меня увольняют отсюда каждые две недели. Мне кажется, что одно из интернет-изданий уже просто специализируется по производству и распространению явно преувеличенных слухов. Просто не понимаю, зачем расшатывать ситуацию, пытаясь дестабилизировать работу телекомпании? Да и законы надо внимательно читать. А недовольные будут всегда. И это прежде всего те, кто хочет прикрыть свой непрофессионализм. Еще иногда узнаю, что, видите ли, получаю какие-то сумасшедшие взятки, в частности 4 млн. долл. за подписание контракта только с рекламным агентством «Приоритет», с которым недавно начали работать! Но это уже вопрос журналистской этики…

— Как скоро вы можете рассчитывать на эффект от работы с «Приоритетом»?

— Эффект, надеюсь, будет осенью, когда попадем в реальное рекламное планирование на 2007 год. А пока что, по сравнению с прошлым годом, прирост лишь 83%.

— А когда можно ждать другого эффекта — заметного зрительского внимания к Первому национальному?

— Если осенью выйдем на 4—6% доли аудитории, это уже предварительный результат. В 2007-м при достаточном финансировании у нас могут быть выгодные позиции.

— О финансировании. Насколько оно сегодня соизмеримо с вашими запросами, затратами и т.д.?

— Конкурировать тяжело. Бюджет канала сильно не дотягивает до бюджетов двух лидеров. Но не привыкать, потому что есть пример того же «Тониса», где экономика была выстроена так, что канал мог быть и интересным, и собирать приемлемую долю аудитории. Здесь ресурс большой, поскольку ставка прежде всего на свой продукт. Многое еще надо ломать — особенно стереотипы восприятия Первого национального. Ведь пятнадцать лет недоверия и негатива за семь месяцев не ломаются. Это не один год работы.

— Как вы отреагировали на «сетевые» маневры «Интера», когда их «Подробности» появились в одно время с вашими вечерними вестями?

— Позитивно. Если «Интер» меняет сетку вещания, исходя из сетки вещания Первого национального, — это о чем-то говорит. Видимо, для «Интера» ситуация стала непростая — зашли в наше поле и поставили там новости. Конечно, в связи с этим, мы частично потеряли. У нас новости «росли» по рейтингу до 2, 5%, а теперь есть над чем думать. У них кипит мозг и нет комбинаторики.

— Вы представляете свою аудиторию в некоем собирательном образе: кто в основном смотрит сегодня УТ-1?

— Важно сформировать эту аудиторию. Хотя базовая история сейчас не очень хорошая: возраст нашего постоянного зрителя был в среднем 65 лет. Но ситуация меняется. Тот же пляжный футбол днем смотрят юноши до 18 лет и бабушки после 60! При этом обновление аудитории происходит по мере запуска нового продукта. Полагаю, многие спортивные программы, на которые эксклюзив у Первого национального, привлекут зрителей. Хотя с ЧМ по футболу ситуация сложилась не в нашу пользу из-за нечеловеческих расценок на трансляцию. Однако мы посмотрели, как прошел в эфире фестиваль Олега Скрипки «Країна мрій» — и это порадовало. Вот и новогоднюю ночь хотим сделать в фольк-стиле: это международный проект, где разные страны представляют по два ярких номера. Планируем в новом телесезоне показать и лучшие концерты «Славянского базара-2006», этот фестиваль в Украине ни на одном канале не транслировался. Неоднократно обсуждали, как подавать в эфире нашу национальную культуру. Надо осознать, что мы — современные европейские люди. И это надо делать на ином технологическом и художественном уровне. Яркий пример тому — недавний фильм о Параджанове в нашем эфире. Показателен и подход Александра Ткаченко к теме Батурина в его документальном фильме. Это уровень, который должен обязывать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме