Плавно продолжая тему о срывах, переносах сроков и туманном будущем различных украинских фестивалей, широко освещавшуюся в предыдущих номерах «ЗН», расскажем еще об одном - международном антивоенном блюзовом фестивале «MAKE BLUES NOT WAR». В первоначальном варианте он должен был состояться 20-22 июня с.г. в виде грандиозного бесплатного шоу на Певческом поле в Киеве (более подробно - «ЗН» от 5.05.97). Однако все вписалось в распространенную сейчас формулу: «Организаторы предполагают, а спонсоры располагают...» Но первые проявили настойчивость, и от претворения своих планов в жизнь не отказались, поскольку работа по подготовке мероприятия была начата в ноябре прошлого года. Итак, слово президенту фестиваля Олегу САРТАКОВУ:
- Очень жаль, что пришлось перенести сроки проведения нашего фестиваля, ведь те исторические июньские дни как нельзя больше подходили к его антивоенной идее. Однако помощь властей сегодня идет не дальше устного одобрения, а для людей, способных взять на себя финансовую сторону, лето - «мертвый» сезон, и с этим ничего не поделаешь. Тем не менее, фестиваль состоится с 1 по 3 сентября, проводить его будут Фонд материальной помощи ветеранам эстрады «Вдячність» совместно с «Eastern Bridge International Club». Концерты будут проходить на большой сцене Международного центра культуры и искусств, причем каждый концерт будет длиться с 17.00 до 23.00. Конечно, количество людей, которое может вместить этот зал, не сравнимо с крупнейшими столичными площадками. Но как человек, умудренный опытом, на все стараюсь смотреть философски: акустика для исполнения блюза будет превосходной.
- Возможно, этот зал будет удобней еще и потому, что поклонников блюза у нас значительно меньше, чем попсы?
- Категорически не согласен! Конечно, сравнение, например, с Москвой в плане популярности блюза будет не в нашу пользу. Ведь там работает больше двадцати блюз-бэндов, есть даже «Арбат блюз-клуб» и «Би Би Кинг бар», где звучит исключительно блюз. Но, согласитесь, на наших многочисленных фестивалях редко услышишь «живую» музыку, которая, собственно, и представляет интерес для истинных меломанов. К тому же на участие в нашем фестивале уже дали согласие блюзмены из Америки и Европы: «PROCOL HARUM», Мик Тэйлор («Rolling Stones»), «The Road Band» (Литва), «Лига блюза» (Москва) и многие другие.
Стоп... На этом месте мне захотелось сделать паузу. Парадоксально, но факт: несмотря на то, что российские гастролеры у нас практически не переводятся, знаменитейшая «Лига блюза» никогда не выступала в Киеве. Что подтвердил бессменный лидер группы Николай Арутюнов, будучи проездом в Киеве несколько дней назад, в небольшом интервью специально для «ЗН».
- С нетерпением жду этот фестиваль, просто не верится, насколько затянулся наш дебют в Киеве. Мы были здесь дважды, но выступать не довелось. Особенно интересно будет играть на одной сцене с легендарными «Procol Harum» и Миком Тэйлором, ведь в репертуаре «Лиги блюза» есть несколько их песен. К Мику Тэйлору и «Rolling Stones» вообще отношение у меня крайне трепетное. До создания «Лиги блюза» я почти 10 лет играл в разных никому не известных ансамблях. И везде сталкивался с одной и той же проблемой - все они хотели быть «битлами», а я - однозначно «роллингом». Лишь эпизодически большинство позволяло мне после сплошного «Let it be» немного «Let it bleed».
- Николай, вы начинали играть блюз более 18 лет тому назад, когда, по вашему же выражению, на Западе блюз-бум 60-х давно закончился, а блюз-ренессанс 80-х еще не начался». Как это вообще могло произойти, тем более в тогдашнем СССР?
- Старт «Лиги блюза» совпал с приездом в Москву Би Би Кинга в 1979 году. Хотя по реакции публики на его выступление стало ясно, что играть блюз в нашей стране будет делом тяжелым и неблагодарным. Вместе с тем, Би Би Кинг своей музыкой подсказал, как сделать блюз доступнее - добавить в него что-то еще! Он, будучи черным, использовал элементы музыки соул. Мне же - понял я тогда - как певцу посветлее больше подойдет сочетать блюз с роком. Спустя 15 лет Би Би Кинг снова приехал в Москву. Получается, его появления совпали и с рождением «Лиги блюза», и с ее юбилеем. Конечно, это случайности, но для меня символичные, и я счастлив, что смог рассказать ему об этом.
- Однако до вашего первого появления в радиоэфире в 1988 году прошло долгих девять лет...
- Действительно, когда вспоминаешь то время, то все, происходившее с нами, больше смахивает на анекдот. Я начал поиски музыкантов, знакомых со стилем, и базу для репетиций. Наконец музыканты нашлись и нашлись люди, рискнувшие приютить у себя «чуждый элемент». Это были комсомольцы нефтегазового НИИ. В обмен на возможность репетировать в их помещении мы должны были играть там по «красным датам». Первый такой опыт не заставил себя долго ждать. Первомай!.. Мы сыграли всего четыре или пять «произведений на тему», но и этого оказалось достаточно, чтобы ансамбль понял «радужность» перспектив блюза на Руси. Обстановка вокруг нас накалялась. Нефтяники и газовики никак не хотели проникаться идеями Howin' Wolf'a и заветами Robert Johnson'a, а охранники и уборщицы не упускали случая напомнить нам, кто тут (и в институте, и в стране) главный.
В 1982 году мой друг и «крестный» «Лиги блюза» Сергей Мнацаканов «пробил» почти нереальную тогда вещь. В ДК завода «Калибр» он организовал Молодежный клуб современной музыки «Колизей». Туда-то наш бэнд и перебрался на целых четыре года.
Тем временем перестройка, в том числе и в нашем роке, шла полным ходом. Заграница перестала быть миражом. В мае 1988 года мы поехали в Швецию, в июле - в Колумбию и Перу. Особенно запомнилась поездка в Латинскую Америку - бурная реакция зрителей очень укрепила нашу веру в себя. А осенью этого же года мы дебютировали на советском ТВ. Новый 1989 год «Лига блюза» встретила в достаточно забавном для себя качестве ансамбля Северо-Осетинской филармонии. В общем, интересного было много...
- Что бы вы хотели сказать своим киевским поклонникам?
- Знаю, что в Киеве их очень много, и передаю всем огромный привет. Всех прошу прийти на концерт и увидеть, что мы по-прежнему на уровне. «Лига блюза» вас не подведет! Приезд в Украину, в Киев - это дополнительный творческий стимул для нашего коллектива. Обещаю настоящий, стопроцентный ритм'н'блюз.
Об остальных участниках первого благотворительного антивоенного фестиваля блюзовой музыки мы расскажем в последующих номерах.