ПЕРЕКРЕСТКИ ФОТОГРАФИИ

29 ноября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 29 ноября-6 декабря 1996г.
Отправить
Отправить

Сравнительно новые средства изобразительности, давно захватившие выставочные залы Запада, сегодня занимают все большее место и в современном искусстве Украины...

Сравнительно новые средства изобразительности, давно захватившие выставочные залы Запада, сегодня занимают все большее место и в современном искусстве Украины. И в первую очередь - это фотография. Художники взяли в руки фотоаппарат, используя возможности фото в своих инсталляциях и арт-проектах, фотографы стали непременными участниками выставок, а их работы - привычным элементом экспозиций. Место, которое занимает фотография в современном художественном процессе, еще раз продемонстрировал блок акций, прошедших под эгидой Центра современного искусства Сороса в Украине: выставка произведений харьковского фотохудожника Бориса Михайлова и состоявшийся сразу после ее открытия международный симпозиум «Современные пути фотографии».

Как это привычно для нас, произведения Михайлова лучше известны за рубежом, чем в Украине - по выставкам в Нью-Йорке (1993 г.), Берлине (1994 г.), Мюнхене (1995 г.). Поэтому большая ретроспектива его работ была особенно интересна, тем более что в каком-то смысле творчество Бориса Михайлова можно назвать «зеркалом альтернативной фотографии», энциклопедией до- и постперестроечного художественного фото. Круг его тем необычайно широк, а серии работ весьма отличны друг от друга по концепции, технике, настроению. И каждая сама по себе обладает таким внутренним напряжением, что, кажется, должна быть единственной. Недаром американский соорганизатор его нью-йоркской выставки, не зная кириллицы и не умея прочесть подписи к фотографиям, не могла поверить, что автор всех этих работ - один человек. И было отчего усомниться. Судите сами: в сериях «У земли» и «Сумерки», проникнутых поэзией распада, по меткому определению американского критика В. Тупицына, запечатлена «хроника ментальной катастрофы» советского общества; серия «Люрики» демонстрирует клише тоталитарной эстетики - смеющихся комсомолок, славных солдат или бодрых ветеранов... Фотографии этой серии «приятно» раскрашены от руки - на манер открыток производства послевоенных артелей инвалидов, разве что цвета чуть резковаты. Словом, советский кич, фото-соц-арт, доводящий все до абсурда. Впрочем, Борис Михайлов и сам выступает «героем» своих произведений: в цикле «Я не Я», где он отдает искусству собственное обнаженное тело, и в иронической серии «Если бы я был немцем», в которой предстает в роли оккупанта.

Разнообразием тем отличался и симпозиум, на котором собрались критики и художники из Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Праги, Харькова, Одессы и Киева. Среди них - известные исследователи советского искусства Виктор и Маргарита Тупицыны, в свое время выпустившие русскоязычный номер американского журнала «Flash art», директор Bunny Yeager Gallery Вирджиния Рутледж, директор Центра современного искусства Сороса Марта Кузьма.

Симпозиум проходил не только на разных вербальных языках (здесь все проблемы разрешил синхронный перевод). Разными были культурологические, социальные языки его участников. Из «современных путей фотографии» каждый докладчик выбрал свой, а перекрестком, где «встретились» выступавшие, оказалось лишь творчество Бориса Михайлова. И здесь искусствоведами была отмечена проблема, актуальная и для фотоискусства, и для искусства вообще. Это проблема контекста - художественного, социального, этического, который не только изменяет восприятие произведения, но и часто рождает новые смыслы. Легко представить, скажем, сколь по-разному воспринималась михайловская серия «Если бы я был немцем» на выставке в Берлине (1994 г.), проходившей во время Дня Победы, и на арт-ярмарке в Киеве (1995 г.).

Потребность в культурном диалоге очевидна. Он дает возможность сопоставить свои, «внутренние», оценки со взглядом извне, что необходимо для полноценного существования искусства и его адекватного самоосознания.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК