В то время как десять молодых виртуозов из восьми стран мира, выступив в рамках Международного музыкального фестиваля «Виртуозы планеты», который недавно завершился в Киеве, отправились в гастрольное турне, у нас есть возможность осмыслить значение этого события.
Название фестиваля говорит само за себя. «Виртуозность» в нашем сознании связывается прежде всего с мастерством исполнителя музыки, хотя она может быть достигнута и в любой иной сфере деятельности. «Планетарность» проявляется в достаточно широкой географии фестиваля: странами-участницами в этом году стали Бельгия, Франция, Китай, Финляндия, Италия, Корея, Россия и Украина.
Организатор фестиваля «Виртуозы планеты» — Международный благотворительный фонд конкурса пианистов памяти Владимира Горовица — заботился не об имидже того или другого виртуоза и не только о высоком уровне исполнения участников (это и так понятно, учитывая то, что все они, по концепции фестиваля, — лауреаты первых премий самых престижных музыкальных конкурсов мира). Главная цель — утвердить в Киеве так называемый музыкальный транзит, приобщившись к международной музыкальной системе культурного обмена.
Между прочим, на рубеже ХІХ и ХХ веков наш город действительно можно было назвать одной из музыкальных и культурных столиц мира. С ним связаны такие имена, как Горовиц, Лифар, Булгаков... А именно на культурные традиции обычно ориентируется в своих художественных проектах генеральный директор фестиваля Юрий Зильберман. Благодаря «Виртуозам» столица Украины снова оказалась в эпицентре культурной жизни планеты.
Следует заметить, что механизм международного музыкального менеджмента был налажен и запущен еще во время организации конкурса пианистов памяти Горовица, который с 2004 года входит в состав Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов. Он стал своеобразным фундаментом для организации «Виртуозов». Многие участники фестиваля закалялись именно на этом конкурсе. Сейчас они выступают на равных с победителями таких прославленных исполнительских соревнований, как, например, Международный конкурс пианистов в Лидсе (Великобритания), конкурс скрипачей им. Родольфо Липицера (Италия), музыкальный конкурс «Пражская весна» (Чехия), конкурс им. Марии Каллас (Греция) и других. Среди десяти солистов фестиваля нынешнего года — победительница конкурса Горовица китаянка Вон Вай Инь.
Кроме того, стратегическая задача фестиваля — содействие карьере молодых исполнителей — уже была поставлена и выполнена именно на конкурсе Горовица. Ведь, кроме участия и денежной премии, участникам предоставлялась возможность прослушать бесплатные международные мастер-классы, выступить в престижных концертных залах мира, стажироваться у признанных мастеров за границей.
Фестиваль организовать легче, чем конкурс. К тому же исполнители чувствуют себя свободней — ведь здесь не нужно соревноваться, доказывать, что твое имя чего-то стоит. На фестиваль приезжают уже признанными артистами.
«Киев более гостеприимный, тут чувствуешь себя спокойнее»
Тарас Штонда |
— Я постоянно сравниваю Киев с Москвой. И знаете, по-моему, ваш город более гостеприимный. Здесь чувствуешь себя спокойнее. И люди приятнее, легко идут на контакт.
— Концерт Ибера, который вы исполняли в Киеве, очевидно, ваше любимое произведение?
— Да, одно из самых любимых.
— Кто для вас является кумиром?
— Я начала заниматься музыкой после того, как побывала на концерте Джеймса Гавела — одного из известнейших флейтистов мира. Он довольно долго был для меня авторитетом номер один. Но теперь от этого концерта остались только замечательные воспоминания. Очевидно, сегодня кумиров у меня нет.
Антонио ПОМПА-БАЛДИ (Италия), лауреат I премии Международного конкурса пианистов в Кливленде (США)
— Почему именно Первый фортепьянный концерт Чайковского? Любовь к славянской музыке?
— Недавно исполнял его в Карнеги-холле в Нью-Йорке. А вообще для таких мероприятий, как этот фестиваль, больше всего подходит Чайковский: виртуозный, блестящий, эффектный.
— Есть ли у вас любимые композиторы среди русских классиков?
— Кого-то выделить сложно. И вообще к славянам у меня особые чувства.
Тарас ШТОНДА (Украина), лауреат І премии Международного конкурса им. Марии Каллас (Греция):
— Равняетесь на кого-то из прославленных соотечественников?
— Люблю Бориса Гмырю, Пирогова. Но именно в «Борисе Годунове» и «Фаусте» для меня авторитетом остается Шаляпин. Поэтому я, хотя и подсознательно, ему подражаю. Однако не боюсь этого — Шаляпин остается для меня идеалом.
— Вам ближе драматические или буффонадные роли?
— Больше люблю драму и трагедию. Хотя с удовольствием исполняю, например, арию Базилио, и в ней полностью самовыражаюсь. Там даже есть что-то дьявольское — клевета, владеющая миром. Но, как это ни странно звучит, я люблю умирать на сцене. Борис Годунов — одна из моих самых любимых партий.