Папороть Станковича: возвращение легенды - Культура - останні новини театру, кіно, музики і мистецтва - zn.ua

"Папороть" Станковича: возвращение легенды

8 декабря, 2017, 18:02 Распечатать

40 лет назад это произведение попало под негласное "табу", и с тех пор с большим трудом пробивалось на сцены.

© Елена Храмова

15 декабря на сцене Львовской Национальной оперы состоится премьера многострадального музыкального произведения Евгения Станковича "Коли цвіте папороть". 

40 лет назад это произведение попало под негласное "табу". И с тех пор с большим трудом пробивалось на сцены и в концертные залы. 

Поскольку в основе фольк-оперы Евгения Станковича "Коли цвіте папороть" — гоголевские мотивы, то неудивительно, что это произведение долгие годы окутывал мистический туман. То о нем забывали на десятилетия, то резко вспоминали, но до до премьеры дело так и не доходило. 

Довести дело до премьеры твердо решил художественный руководитель Львовской оперы режиссер Василий Вовкун. Объединяя творческих единомышленников — среди которых дирижер Владимир Сиренко, композитор Евгений Станкович, певица Нина Матвиенко, художник Тадей Риндзак, — худрук оперы явно видит в будущем спектакле некое знаковое событие. Ведь до этого "все хотели, но не все смогли", как шутил один известный политик. 

История рождения, а впоследствии и запрета произведения "Коли цвіте папороть" уходит в середину 70-х ХХ века. Фольк-опера была написана по заказу французской концертной фирмы "Алитепа", премьера предполагалась на Всемирной выставке в Париже. 

В Украине также предполагали показать премьеру в 1978-м на сцене Дворца "Украина". И даже пригласили на спектакль французских дипломатов и бизнесменов. Однако вмешались — политика, Гоголь, международные отношения, борьба с украинским национализмом. 

Композитор Евгений Станкович, вспоминая те времена и обстоятельства, говорит, что французы заказывали музыкальное произведение по мотивам Гоголя через Госконцерт СССР и все расчеты тогда проходили через Москву. 

Станкович_6
Василий Артюшенко, ZN.UA
Евгений Станкович

"Место для показа "Папороті" французы выбрали прекрасное — престижный зал Гранд-опера, — вспоминает композитор. — Предполагалось 25 спектаклей! Об этом мне сообщил представитель французской стороны. После показа украинской фольк-оперы в Гранд-опера планировали дальнейшие большие гастроли по Франции. Все это очень воодушевляло французов — Гоголь, хор Веревки, украинский фольклор. К тому же и французов, и других именитых импресарио всегда восхищали уникальные украинские природные грудные голоса. Это то, что чаще всего можно услышать в нашей Центральной Украине, это специфическая манера пения. 

Если помните, известную песню "Степом, степом" грудным голосом когда-то замечательно пела солистка Черкасского народного хора Ольга Павловская. У Нины Матвиенко, нашей легендарной певицы, несколько иная и по-своему уникальная манера… К сожалению, подобная высокая культура народного пения практически исчезает — голоса остаются, а вот традиции — нет. 

Хор имени Григория Веревки был задействован в фольк-опере. В чем была его сила? В том, что Веревка коллекционировал уникальные народные голоса, собирая их по селам". 

В свое время журнал "Музыка" писал, что причина запрета фольк-оперы Станковича — в "желании табуировать любое проявление этнической самобытности". Сам композитор отчетливо помнит ту ситуацию. Правда, уточняет, что далеко не все запреты шли из "центра", многие карательные идеологические спецоперации совершались на местах. 

Исходил ли запрет лично от тогдашнего главного идеолога СССР Суслова? Подобное не исключено, однако и местных цензоров было достаточно. 

Они-то и "посоветовали" Евгению Станковичу и руководителю хора имени Григория Веревки Анатолию Авдиевскому воздержаться от подписания каких-либо документов, предполагавших юридические обязательства перед французской стороной в плане проката фольк-оперы за рубежом. 

Но почему именно Гоголь, почему именно его творчество вдохновило Станковича на "Папороть"? 

Композитор говорит: "Гоголь — уникальный писатель, который принадлежит и Украине, и всему миру. Его "Вечера на хуторе близ Диканьки" раскрывают характер, душу, фолькор украинцев. Творчество Гоголя всегда предполагает некие параллельные миры. Повторюсь, он — создатель уникальной мифологии, понятной всему миру и родной для нас. 

Во время работы над "Цвітом папороті" я постоянно был на репетициях во Дворце "Украина". Это была и моя прямая работа, и счастье сотворчества с прекрасными музыкантами. 

Естественно, я за эту работу и деньги получил — причем немалые. Так что рождение фольк-оперы в 70-е на сцене "Украины" мне памятно от первой до последней ноты. 

Дирижером тогда был выдающийся Федор Глущенко (родом с Кубани). Поначалу он не знал украинского языка, впоследствии овладел им прекрасно. Предполагалась ли уже тогда какая-то мистика вокруг фольк-оперы "Коли цвіте папороть"? Все возможно. Это же Гоголь!" 

Львовский музыкальный спектакль композитор Евгений Станкович оценит только в день премьеры. В этом плане он доверяет режиссеру, дирижеру, художнику и исполнителям. 

Станкович говорит: "В свое время я был надломлен этой работой и не верил, что ее когда-нибудь удастся заново реализовать. И если бы не энтузиасты во Львове, как знать, когда бы эта "Папороть" снова расцвела на украинской сцене! Тогда было одно, сейчас — все абсолютно по-другому: сегодняшний современный музыкальный театр — это новые технологии и новый взгляд на древнее язычество. Так что надеюсь на успех". 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №6, 17 февраля-23 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно