По прочтении этого материала читатель, наверное, в праве будет упрекнуть нас в мистификации, стремлении к оккультизму и прочих страшных в позитивистскую эпоху вещах. Впрочем, здравомыслящий читатель также согласится и с тем, что ради прикосновения к вершинам мудрости все средства хороши, независимо от того, вписываются они в каноны официально признанной науки или нет. Поэтому мы все же возьмем на себя смелость предложить читателю серию необычных эксклюзивных интервью с мыслителями, говорить с которыми мы теперь можем только посредством чтения их книг или обращения к иным мирам. Но очень уж хочется узнать, что бы они могли сказать о дне сегодняшнем. Ведь мудрость никогда не бывает несовременной.
Эту серию откроет выдающийся философ Украины, России, Европы, профессор Киевской духовной академии и Московского университета Памфил Данилович Юркевич. Оскорбленный столетним замалчиванием, христианский мыслитель все же вошел в отечественную историю не только со своей человечной и божественной «философией сердца», но и как отважнейший полемист с самим Н.Чернышевским, впервые представленный им как воинствующий примитивист во всех заблуждениях своей малонаучной материалистической философии.
Сам дух философствования и трагическую судьбу Памфила Даниловича Юркевича я постарался показать в своей предыдущей статье в «ЗН» - «Бери и читай. П.Юркевич против Н.Чернышевского».Однако, при ее подготовке случились странные неожиданности, свидетельствующие о том, что и в наши переходные времена есть место мистике и чертовщине.
В вышедшем номере газеты не оказалось... первой строчки материала, а уникальная и единственная фотография П.Юркевича - вовсе не получилась. Я уже успел смирить свое авторские возмущение, успокоился и даже стал думать, что причины подобных чудес лежат далеко за пределами редакции. Однако же, хочу уже в этом материале восполнить недостачу пропавшей строчки и исчезнувшего фото. В духе возможных чудес первая строчка звучала вопросом: нужны ли нам мудрецы и философы?
Фотографию же и небольшую историю к ней я даю сейчас.
Пристойного и подлинного изображения П.Юркевича для потомков не осталось. Или существует несколько новейших и весьма сомнительных «портретов» благопристойного и гладковыбритого господина. Однако же существовала и нашлась не только подлинная фотография профессора со своими студентами, но и свидетельства одного из снимавшихся. В своих воспоминаниях протоиерей Кл.Фоменко доводит до нашего сведения, как в конце сентября 1861 г. ему довелось, по поручению студентов, приглашать на прощальную съемку любимого профессора, отбывающего в Москву, организовывать «фотографирование большой группы» киевским фотографом (теперь ставим под снимком обычное - фото Кордыша, первая публикация в массовой печати), а также определять место съемки...
«Мы снимались под открытым небом. Фон фотографии изображает угол колокольни братского монастыря с одной стороны, а с другой - студенческий корпус. Виднеются стволы деревьев Братского погоста за нами»... Трагичная судьба была уготована и самому П.Юркевичу, и месту этой съемки. И Братский монастырь, и другие здания Киевской духовной (Могилянской) академии будут уничтожены в 30-х Братский погост с могилой гетмана Сагайдачного укатают асфальтом сравнительно недавно, расширяя плац для маршировки курсантов военно-политического училища.
Не все бесследно исчезает, если сохранилось фото. «...И вот мы все, с профессором в центре, снялись на небольшом негативе». Здесь снялись замечательные люди-студенты П.Юркевича. Это И.Экземплярский, архиепископ Варшавский (отец знаменитого киевского профессора В.Экземплярского). Помните его уникальное собрание изображений Христа...Потрясающий Николай Иванович Петров, впоследствии заслуженный профессор академии, выдающийся исследователь украинской культуры, создатель замечательного церковно-археологического музея с его бесценными памятниками древностей и старого искусства Украины. Здесь стоит «известный местный беллетрист И.Левицкий», который станет И.Нечуем-Левицким, напишет роман «Хмари», где представит в образе Дашковича всеми почитаемого профессора П.Юркевича.
...Редкое в своей документальности фото переходит наплывом в мистику интервью с мыслителем.
Пытаясь постичь запредельное, профессор П.Юркевич, как человек любознательный, грешил и спиритизмом, участвовал в медиумических сеансах. (См.Аксаков А.Н. «Медиумизм и философия. Воспоминания о профессоре Московского университета Юркевиче. 1876 г.») Его любимый ученик Вл.Соловьев тоже имел огромный медиумический опыт и даже вызывал «на разговор» дух покойного Памфила Даниловича. Поговорить с великим мудрецом захотели и мы.
- Спешим вас порадовать, многоуважаемый профессор. Через 116 лет после вашей кончины в Москве и Киеве благодаря стараниям философской братии наконец-то опубликованы книги ваших основных философских и педагогических работ. Вы стали известны и почитаемы с конца уже нашего века.
- Как всегда говорили, лучше поздно… Заболев, я сильно беспокоился о судьбе своих рукописей, дневников. Что с ними?..
- Разысканы многие рукописи, и ваши молодые коллеги-философы, хотя и жалуются на ваш страшный почерк и издательские трудности, выпускают в этом году том - «Памфил Юркевич. З рукописної спадщини». И знаете где? В издательстве вашей родной академии - теперь снова Киево-Могилянской. А немецкий профессор Р.Пич издал в Германии один из ваших дневников, тот, который вы вели на немецком.
- Приятно слышать. С преподавания немецкого я начинал свою академическую карьеру, а полюбил этот язык великих философов и поэтов еще в юности. Вы меня действительно порадовали. Как там у вас: уже не надо бороться за истину с малограмотными философами и пещерным «материализмом»?..
- Увы, ваша полемика с Чернышевским, кроме забвения и запрета на вас, имела зловещее продолжение.
- Но я не сомневался, что после меня далеко пойдет мой гениальный ученик Владимир Соловьев, я всегда верил в него...
- И не ошиблись. В.Соловьев и целая плеяда религиозных философов - творцов духовного ренессанса нашего века - это ветвь вашего дерева. Но есть и другая.
- Неужели от моего оппонента?
- Именно. Вы, конечно, не забыли свою полемику с Чернышевским по поводу «закона перехода количества в качество».
- Я занимался естественными науками и всегда приветствовал материализм, эксперимент. Но ведь природа имеет свою логику. Бог создал ее мерой, числом и весом. Я показал Чернышевскому, что выражения типа «количественное отличие переходит в качественное» не имеет никакого разумного смысла. Разве не так?
- Одна из ленинских интерпретаций знаменитого «перехода» заключалась в его цитате: «Мы всех переварим... Чем больше мы духовенства расстреляем - тем лучше»...
- Я предчувствовал последствия безапелляционности, непрофессионализма, пренебрежения к людям и к Богу еще в своей полемике с Чернышевским, в философских работах. Но чтобы до такой степени все это выросло!
- Да, один из ваших наследников, крупный философ Евгений Трубецкой сказал точно: «Большевизм возник и вырос в мировую величину на почве духовного падения народов. Поэтому и освобождаться от него можно только путем духовного подъема».
- Только дух человека с его стремлением к истине, добру и Богоподобности есть цель...
- Извините, Памфил Данилович, но наши общественные и государственные деятели с вами не согласятся - у них иное целеполагание. Сперва, мол, надо поднять экономику, снизить инфляцию, укрепить государство, собрать налоги, накормить народ, а потом уже мораль, дух, культура...
- Извините господа, но еще в мои времена было известно, что устремление исключительной эмпирии с ее ликвидацией ценностных ориентаций могут далеко завести... Человеческий род давно бы исчез с лица земли, если бы человек не находил в науке, искусстве и в своих моральных требованиях оберегателей своего земного существования. Можно ли ставить усилия производства впереди моральности. Ведь наша моральная суть - любовь и чувство человечности.
- Памфил Данилович, в нашей сегодняшней моральной сути больше усиливается злоба, нетерпимость.
- Когда животные обнаруживают противоположные желания, они необходимо приходят во взаимную вражду. Человек, как нравственная личность, не подчинен этой необходимости... Кто убежден, что истина не есть ни его собственность, ни его привилегия, а дар Божий, тот не станет защищать эту истину и это дело враждою и ненавистью: эти орудия годятся только для защиты того, что исключает нас из союза людей.
- Но у нас сейчас в обществе и государстве героями становятся непримиримые антагонисты...
- Иная воля Божья. Законодатель, который мудрыми учреждениями и постановлениями успокаивает волнующееся общество, правитель, который силою доброй воли и светлым умом пресекает злоупотребления, отец семейства, умеющий связывать детей своих узами взаимной дружбы и любви, служитель церкви Христовой, прекращающий словом живого убеждения зачинающуюся вражду между людьми, - именно они совершают дело благотворное.
- Как утверждал вам знакомый Писарев, «человек есть то, что он ест?» Что же такое современный человек у ворот храма?
- «И не дал вам Господь разума, чтобы понять», - так бы я ответил словами Писания. С новой заповедью любви будет дана и вам необходимость обновления человека. И если вы хотите выйти из вашего так называемого кризиса, следует прежде всего в этом обновлении измениться духовно.
- ?..
- Мы умеем быть умными без убеждения, также хотим быть нравственными без подвига. Только разум, опирающийся на сердце, - плодотворен и силен.
- Какое значение вы придаете образованию?
- Первостепенное. Воспитание молодого поколения есть домом общественным и предметом общего внимания всех: семьи, церкви, общества, государства. Народы образованные и свободные умеют делать школу местом, которое окружает их моральной атмосферой свободы. Неоспорима линия христианства в воспитании морального человека.