Подходит к концу сентябрь, проникнутый ностальгией по лету и предчувствиями дождливого финала осени. Все еще кружат голову безоблачное небо, теплый ветер и прочие соблазны хорошей погоды. Но яркие краски листвы ненавязчиво напоминают о необходимости привыкать к напряженному ритму работы и развлечений. Завершился «мертвый сезон», и осенняя выставочная жизнь столицы вошла в обычное русло. Артистический бомонд, любители элитных художественных тусовок и просто скромные служители муз наконец-то могут удовлетворить свою жажду светского общения, а главное, общения с искусством.
Мой подход к освещению киевской художественной жизни будет весьма избирательным. Я буду писать о том, что действительно достойно вашего внимания. Итак, сентябрь на исходе - время подводить его выставочные итоги, что было, что будет и что сейчас выставляется интересного.
Культурный обмен, происходящий на официально-дипломатическом уровне, в этом месяце необычайно активен. Ту же цель помочь нам понять себя, понимая других, иной взгляд на мир и искусство, преследовали организаторы выставки произведений немецких художников г. Трира - галерея «Ирэна» в лице ее директора Ирины Осадчей и Культурная мастерская Трира, руководимая Хайнцем Крейлем (с 5 по 19 сентября). Представлены живопись Х.Доннека, А.Шнайдера, С.Бема, графика А.Ваннера и К.Массема, фотографии О.Рашке. Выставка, на мой взгляд, особых сюрпризов не преподнесла, но отсутствие сюрпризов - тоже результат. Общее впечатление - слишком рациональный, отстраненный, вторичный, чуждый нашему национальному активному темпераменту подход к творчеству. Поиски чистых сущностей в живописи, реминисценции экспрессионизма в графике. Но все же польза от такой культурной коммуникации несомненна.
Интересна идея выставки Марины Лидоговской «Звезды на голубом». Выставка как бы проходит одновременно на территории двух стран: Украины и США, но в пределах Киева - в галерее «Акварель» и в американском посольстве. Живопись Марины - чувства, настроение, эмоции, необыкновенное ощущение цвета - нужно смотреть.
И еще одна выставка, еще одна возможность заглянуть в лицо чужой культуре - японской керамической скульптуры в галерее «Дім Миколи» (с 4 по 24 сентября). Она была организована посольством Японии в Украине и стала запоминающимся событием недели японской культуры. Привлекает эта экспозиция тем, чем всегда привлекает японское искусство, - ярко выраженным национальным мироощущением. «Вступление к японскому вкусу» - так называется одна из работ Н.Кинпея, вся эта выставка служит вступлением к пониманию своеобразия японского вкуса. Керамическая скульптура - это неологизм, гибрид керамики и скульптуры, возникший недавно синтез современных идей в дизайне и национальной традиции керамического мастерства. Принцип экспозиции - разнообразие. Х.Сиро, С.Осаму, М.Рикици, Х.Ясуо и другие репрезентируют множество способов художественного выражения. Классическое японское понимание образа - предельной чистоте форм соответствует ясность смысла, соседствует с иллюзионистическими фокусами модернизма.
Но самое интересное - это не пустующие залы музеев, вызывающие в душе чувство метафизического одиночества или беспорядочная толчея на открытиях разрекламированных выставок. Приятно, спеша куда-то по делам, набрести на одну из киевских галерей, уютных и камерных, и на некоторое время забыть о своих проблемах. Галереи всегда очень гостеприимны, там ничего не помешает вам насладиться, как это ни банально звучит, встречей с искусством тет-а-тет. Четыре разные, но удачно дополняющие друг друга галереи делают погоду в киевском художественном процессе - «Ателье Карась», «Ирэна», «Галерея 36», «Тадзио». У каждой свой, особый имидж и стилистическая ориентация, определяемая вкусом и эстетическими пристрастиями их владельцев. Я загляну в каждую из них.
В галерее «Ирэна», признанной галерей года на нынешнем арт-фестивале, выставлялась чудесная скульптура (с 3 по 17 сентября). Удивительно, но произведения молодого киевского художника Евгения Деревянко - это новая волна модерна (извините за неизбежную тавтологию). Впрочем, вечное возвращение старого «нового» стиля на киевской почве, насквозь пропитанной модерном, скорее закономерно. Чувство пластической формы у Е.Деревянко зиждется на волнообразных, «органических» линиях модерна. Изящные фигурки его скульптур уподоблены струям воды, оплывающим свечам, колеблющимся языкам пламени, вьющимся стеблям растений - круг ассоциаций замкнуть очень сложно.
И еще одну экспозицию сентября стоит отметить: в «Галерее 36» выставлялась живопись Светланы Кондратенко (с 6 по 18 сентября). Это доброе и очень женственное искусство. Художница беседует со зрителем в интимно-доверительном тоне, раскрывая женскую душу, созидающую свой особый гармоничный мир - уютный эстетский, разукрашенный фантазией, кокетливый, трогательный. Вечные жизненные ценности - друзья, семья, дом и живопись для Светланы одно и то же.
Актуальны и непредсказуемы события, происходящие в галерее «Ателье Карась», неизменно оправдывающие ожидания новизны даже у достаточно пресыщенной публики. Удачей директора галереи Евгения Карася стал выбор выставочной стратегии - показать как можно больше, весь спектр многообразных явлений современного искусства. 16 сентября в «Ателье» открылась выставка живописцев Виктора Сидоренко (Харьков), Любомира Медвидя (Львов) и скульптора Александра Ридного (Харьков). Экспозиция, как было отмечено во вступительной речи, представляет достаточно нетрадиционное для этого выставочного пространства искусство - фигуративное, культивирующее традиционную изобразительность. Продуманным был и тот момент, что все репрезентируемые художники не киевляне, представители иной духовной среды, у них «все свое». Наиболее интересной мне показалась новая серия работ Виктора Сидоренко. В последние годы после идиллических «Женщин и цветов» художник последовательно перевоплощается в постмодерниста. В его новых произведениях на фоне древнеримских архитектурных фантазий-декораций бушуют роковые страсти, вероятно, художник творил, начитавшись Апулея. По-моему, это очень стильная живопись. Стильностью отличается и «абсурдистская» скульптура Ридного. Исследуя отношения между духом и вещью (как он предупреждает зрителя в своей экспликации), скульптор совершает много забавных открытий. Сюрреалистические метаморфозы материи у Ридного не воспринимаются как банальные - тут играет свою роль фактор хорошего вкуса. Более серьезная, пророческо-пессимистическая смысловая интонация у живописи Медвидя, немного настораживают претендующие на притчевость названия его работ. Но что касается его живописи как таковой, то она достаточно убедительна.
И еще несколько слов о выставке, которую настоятельно советую вам не пропустить. В галерее «Тадзио» с 1 октября будет выставляться винницкий живописец Игорь Ященко. Но не стоит утруждать себя, если вы жаждете экстремальных художественных ощущений. Живопись Ященко отнюдь не оригинальна, это, пользуясь постмодернистским сленгом, привычный уже ненарратив. Художник стремится не к оригинальности, а к гармонии. Это медитативная живопись, суть которой - в достижении внутренней просветленности. И.Ященко свойственен артистизм и аристократизм художественного языка, не допускающий ни малейшей вульгарности высказывания. Поэтому такая живопись благотворно влияет на формирование эстетического вкуса зрителей.