Этот проект называется "Гала-концерт украинских звезд мировой оперной сцены", и приурочен он ко Дню Европы. Поэтому в третий уикенд мая на киевских улицах звучало все разнообразие музыкальных жанров и стилей.
В вечерней прохладе над площадью у подножия храма возвысилась временная сцена. Ее задник украсил огромный летящий аист, сложенный школьницей Александрой Шпильфогель из нот записей украинских песен - как символ возвращения украинцев к своим истокам.
Концерт на Софийской площади был составлен из вокальных, хоровых и оркестровых оперных хитов. Аккомпанировал симфонический оркестр Национальной филармонии. За пультом стояли Николай Дядюра и приглашенный из Днепра гость - Дмитрий Логвин. В концерте также участвовала прославленная хоровая капелла "Думка", отметившая в этом сезоне 100-летие.
Концерт предварила краткая речь министра культуры Евгения Нищука, поскольку этот проект - одно из удачных детищ его ведомства.
Открыли программу увертюрой к "Тарасу Бульбе" Миколы Лысенко. Это очень известное произведение, каждый его - звук на слуху почитателя академической музыки.
К сожалению, работа звукорежиссеров гала-концерта оставляла желать лучшего, и было обидно за композитора и оркестр.
Тарас Штонда - яркий, артистичный, богатый бас - спел арию Тараса Бульбы, продолжив мотив украинского патриотизма.
На контрасте молодой талантливый тенор Валентин Дытюк исполнил знаменитый романс Неморино Una furtiva lagrimа ("Потаенная слеза"). Замечательная лирическая страница из "Любовного напитка" Гаэтано Доницетти любима публикой, и выступление получило горячее одобрение слушателей.
В столичной опере Дытюк поет со студенческой скамьи, его творческая судьба складывается удачно, тем более что в Киеве мало отличных теноров, поэтому выступление этого певца - заслуженный успех.
Настало время Моцарта. Дмитрий Логвин продирижировал увертюрой к "Женитьбе Фигаро", а затем наш Андрей Бондаренко, ангажированный лучшими театрами Европы и США, исполнил Non più andrai, farfallone amoroso ("Мальчик резвый") - арию Фигаро. Возможно, баритон, недавно покоривший киевских слушателей в "Богеме" Джакомо Пуччини, был не в голосе: он откровенно несколько раз "не достал верхушек" (хотя тембр у Андрея прекрасный, и артистизма ему не занимать).
Арию Леоноры D'amor sull'ali rosee из "Трубадура" Дж. Верди Людмила Монастырская под баттутой Николая Дядюры спела отлично. Опыт, зрелость, безошибочность каждого мелодического поворота, безукоризненные фиоритуры и тонкие нюансы принесли отраду взыскательному уху.
Напомню, что 18 мая Украина, кроме Дня Европы, отмечала еще и День борьбы за права крымскотатарского народа, а 19-го - День памяти и траура по жертвам, погибшим или пострадавшим в Украине вследствие политических репрессий. Поэтому, когда на сцену вышел хор "Думка" (художественный руководитель Евген Савчук), то в сопровождении оркестра прозвучала траурная, сосредоточенно-скорбная Lacrimosa из моцартовского Реквиема, уместная в этот день.
Режиссер Анатолий Соловьяненко построил концерт "по нарастающей", в следующем номере вновь прозвучали печальные мотивы. Знаменитый хор рабов-иудеев из вердиевской оперы "Набукко" Va pensiero летел над цветущими киевскими каштанами к берегам седого Днепра.
После него, как и в опере Верди, на сцену вышел Сергей Магера. По сюжету, иудейский первосвященник Захария призывает соплеменников не впадать в отчаяние, ведь эта ария, известная как пророчество, символизирует надежду на будущее: правильно избранный путь и вера обязательно приведут к спасению. Партия написана для баса, в ней немало очень низких, "рокочущих" нот, которые не всегда удавались солисту.
Андрей Бондаренко отлично спел Арию Дон Жуана из одноименной оперы Моцарта (дирижировал Дмитрий Логвин). Под управлением гостя из Днепра оркестр исполнил симфонический Антракт к IV действию "Кармен" Жоржа Бизе.
Далее украинский бас Тарас Штонда выразительно и технично "выплеснул" сатанинский негатив Куплетов Мефистофеля из оперы Шарля Гуно "Фауст".
Прозвучала увертюра к опере Д.Верди "Сила судьбы". Из-за плохой "озвучки" музыка, очень популярная и яркая, не оказывала должного эмоционального воздействия, поскольку терялся баланс оркестровых групп и партий. Печально, что технические причины не дают возможности донести подлинную звуковую картину, безукоризненное звучание.
Людмила Монастырская спела Каватину Тасеа la notte placida и Кабалетту Di tale amor из "Трубадура" Верди. Партия Леоноры из "Трубадура" высоко оценивается в исполнении выдающихся звездных сопрано ХХ века Леонтины Прайс, Монсеррат Кабалье. Наша Людмила Викторовна - очень хорошая певица. Недаром ее голосом и игрой наслаждаются слушатели Метрополитен опера, Ла Скала. На следующий день после концерта примадонна улетела в Барселону. В театре Liceu в июне она споет восемь спектаклей в партии Тоски в одноименной партитуре Джакомо Пуччини. Ее партнерами выступят звезды первой величины: бас-баритон Эрвин Шротт (барон Скарпиа) и тенор Джонатан Тетельман (Марио Каварадосси).
А вот "Кодой" концерта стали три последние номера. Сергей Магера пророкотал знаменитую и актуальную в наше время арию "О клевете" из "Севильского цирюльника".
Очень приветливо поклонники оперы приняли игривую Песенку Герцога из "Риголетто" Джузеппе Верди. Валентин Дытюк был в хорошей форме, спел на подъеме и в характере.
Заключил open-air фрагмент Финала 9-й симфонии Бетховена - гимн современной Европы, Ода "К радости" на стихи Фридриха Шиллера. Хор "Думка" позади оркестра и пятеро солистов на авансцене торжественно и бодро пророчили мирное будущее нашей страны. Публика на Софийской площади провожала артистов овациями и неохотно расходилась, наслаждаясь свежей прохладой весеннего вечера.