Владимир Лобанов живет в Нью-Йорке. Его сын, Антон Лобанов - в Киеве. Выставка, открывшаяся в субботу, 5 августа, в бостонской галерее «Этуаль», собрала работы двух художников под одну крышу. Здесь, на фешенебельной и богемной Ньюбери-стрит благодаря усилиям артдилеров Дайан Братсос и Дэвида Боша выставлены картины и графика двух оригинальных мастеров, несмотря на столь близкое родство заметно далеких друг от друга по стилю и мироощущению.
64-летний Владимир Лобанов четыре года назад приехал из Украины в Нью-Йорк и как-то по-юношески влюбился в его задымленные улицы, разрисованные брандмауэры, пеструю, динамичную толпу, а заодно и в американку Соню, киевлянку с 18-летним нью-йоркским стажем, которая стала его женой. Уличные ритмы «Большого Яблока» определили мотивы одной из серий, представленной на выставке двумя работами: «Джаз» и «Задорная девчонка».
Но видишь другие серии Лобанова-отца, и, кажется, это совсем другая рука, другой глаз. Античные образы густо насыщают помпейский цикл, навеянный посещением древних руин Италии. Образцы античного искусства преломлены в изящные стилизации, ласкающие взгляд своей праздничной декоративностью. Бросаешь взгляд на картины следующего, крымского цикла и видишь иную ипостась художественного темперамента автора. Здесь царство плоти и здоровья, дионисийское ликование Природы, дарящей и спелую лозу, и улыбку полногрудой сборщицы винограда, и ликующие краски крымского лета.
- Я не боялся меняться, - говорит Владимир Лобанов, - сомневаться в уже сделанном, искать и находить новое. Это сложный процесс, галерейщики не привыкли в одном художнике видеть столько метаморфоз. Если кто-то рисует мух, то, не дай Бог, ему переключиться на бабочек. Зацикленность художника на фирменном стиле удобна для рекламы и коммерции, но для творчества это часто тормоз.
Но никакого торможения, похоже, не испытывает 37-летний Антон, учившийся живописи и керамике во Львове, Миргороде и Киеве, а сегодня, не в пример отцу, последовательный в приверженности избранному стилю.
Лобанова-младшего явно вдохновляет искусство модерна, «ар нуво», Густав Климт и Пюви де Шаванн. Он создает образы театральные, условные, плоскостно-декоратив-ные. Дух театра воплощают причудливо вытянутые фигуры его персонажей, каждый из которых есть застывшая маска, а все вместе они создают изысканный, фантасмагорический орнамент, которым, кажется, можно любоваться часами.
Антон Лобанов влюблен в театр, и любовь эта, по счастию, взаимна. Он работает с таким своеобразным и парадоксальным мастером, как Роман Виктюк, делает для него сценографию «Аиды», нового грандиозного проекта режиссера. Антон оформляет спектакли для молодежного Духовного театра во Львове, о котором сегодня много говорят в театральном мире.
Отец и сын не могут пожаловаться на невнимание просвещенной публики. Они выставлялись в Украине, России, Польше, Голландии, Дании, Израиле, Франции, Германии. У Лобанова-старшего в прошлом году прошла персональная выставка в Джавитс-центре в Нью-Йорке. Их работы приобретают известные галереи и частные коллекционеры.