Февраль пролетел в расслабленном ритме праздников - то сентиментальный день святого Валентина, то ностальгическое 23 февраля. Вполне естественно поэтому, что галереи Киева не могли не включиться в процесс всеобщего празднования и романтических, и красных дней календаря.
Начиналось все со «Дня Ксении» (6. II-20. II), бурно отмечаемого в «Галерее 36». Уже четвертый, приуроченный ко дню Ксении веселый вернисажик постепенно превращается в национальную традицию. По какому-то загадочному стечению обстоятельств особо одаренные художницы носят преимущественно имена Ксений, или в украинской транскрипции Оксан. Видимо, это знак, такая у них эстетическая харизма. К незыблемому составу Ксений - Стратийчук, Ходаковская, Миловзорова, Кирпенко - присоединились новообращенные Оксана Селюк и Оксана Плисюк. На сей раз девушки решили продемонстрировать публике кто есть кто, избрав такую откровенную тему выставки, как «Автопортрет». И не просто так автопортрет, а автопортрет духовный или «мистический» (у О.Селюк). Пространство для фантазий в этой сфере не ограничено - в каких только странных персонификациях не воплощали они различные стороны своего противоречивого женского «я»…
Оксана Кирпенко как представительница этой симпатичной компании любезно согласилась рассказать о творческих достижениях подруг и более подробно - о своих собственных.
- Самой необязательной в этом году оказалась Оксана Миловзорова, она ни одной новой керамики на выставку не сделала. Мы на нее даже слегка обиделись - все старались, работали, а она гуляла. Оксана Стратийчук истолковала «Автопортрет» как портрет автомобиля. Ксения Ходаковская создала монументальное полотно «Автопортрет в виде змеи». Новые девочки мне не очень понравились. Не могу судить, как я выставилась, но меня-то уж точно никто не выгонит из этого коллектива.
Я сделала три новых автопортрета. Первый - портрет в моей манере с самыми родными и близкими мне мотивами зебры у Коломбины.
- Откуда у тебя возникло пристрастие к этим персонажам?
- Зебру много рисую и люблю за то, что она такая графичная. Она не ассоциируется у меня с полосатостью жизни, а скорее связана с принадлежностью к графике. В клоунах меня привлекает непонятная двойственность образов, веселых и печальных одновременно.
Еще один портрет моего «я» - это «я» в детстве. Был задуман диптих, но я успела сделать только одну его часть. Там изображен мальчик, но поскольку я девочка, пришлось назвать нейтрально - «Ребенок и море». Я вспоминала свои детские впечатления. Как приезжала на море - а там такие сокровища, нереальные, огромные ракушки, камешки.
«Красные скалы» - еще один автопортрет, портрет дамы в трех ипостасях. С одной стороны - эмансипированная деловая женщина, с другой - мечтательная девица не от мира сего, а третье лицо - самое обыкновенное, без претензий. Картина получилась очень жеманной, на грани стеба. Тем не менее это актуально для любого образа - человек различен в своих проявлениях.
Вслед за Ксениями в «Галерее 36» выставился львовянин Сергей Савченко (21. II-5. III). Городской пейзаж, женский портрет, натюрморт - мир Савченко раскрывается тремя гранями. Перечисление традиционных жанров звучит заунывно - но не в жанрах дело. Все это по большому счету лишь колористические импровизации, мерцанье цвета. Они красивы до неприличия. Хотя красивость - понятие относительное, и оценивать его можно с разных точек зрения. Тем, кто любит жесткое искусство, играющее в рискованные игры с разнообразными психическими аномалиями, Савченко вряд ли понравится. А кому-то нужен именно такой цветовой бальзам на душу. Бездумные ненапрягающие фантазии в персиково-розовых, медово-желтых, винно-красных, яблочно-зеленых вязких, насыщенных тонах. Сладкие фруктовые ассоциации далеко не случайны, Сергей - гурман не только в ощущении цвета, но и в выборе предмета живописания. Предпочитает экзотику и избыточность. Идеал прекрасной дамы довольно необычен - испанки, китаянки. Натюрморты - в манере «красиво жить не запретишь», над россыпями плодов возвышаются бокалы на тонких ножках с соблазнительными жидкостями и хрупкими дольками лимона.
У Савченко мы видели не супермодные нынче урбанистические пейзажи, с фотографической точностью скопированные с натуры. У него - расплывчато-нежный образ Вечного города. Ведь Львов все-таки Вечный город, город традиций. Пейзажи Савченко настолько органично дополняют мое личное видение облика Львова, что я увлеклась воспоминаниями - чего и вам желаю.
Самая, как оказалось, любвеобильная галерея - «Тадзио» - с большой помпой отпраздновала день святого Валентина. Сему событию была посвящена выставка на заданную тему, ярко отражающую своеобразный юмор ее хозяйки Елены Ягодовской. «Поцелуйчики» - так игриво и иронично она называется. Елена согласилась прояснить некоторые аспекты своего грандиозного замысла.
- В эпоху сексуальной революции в славянском мире очень серьезное отношение к поцелуям и СПИДу. И галерея «Тадзио» сделала свою антиспидовскую программу. Потому что мы гарантируем - через поцелуйчики СПИД не передается. Поцелуйчики предполагают ироничное отношение к объекту… или разным объектам. Поцелуйчики допускаются в ситуации присутствия большого количества народа. В галерее на открытии было очень много народа - и все занимались поцелуйчиками.
Это первая выставка на день Валентина, в следующем году мы сделаем другую часть - это будут уже поцелуи. Мы занимаемся маленькими такими ситуациями. Но я очень люблю Чехова, который замечал, что свет луны наиболее точно отражается на лезвии горлышка бутылки. Наши «Поцелуйчики» отражают наше отношение к миру, культуре.
Пытаясь поиграть сегодня в консервативную традицию, бытовавшую некогда в Академии художеств, я задала тему художникам, которых люблю. И все придумали какие-то ненормальные ситуации. Оказалось, что поцелуйчики для нашего общества - это абсолютно аномально. Мы серьезный народ, и поцелуйчики - это удел культуры.
- Расскажите, пожалуйста, о конкретных авторских интерпретациях темы.
- Забавно, что на такой небольшой территории существуют версии поцелуйчика между лисами, между растениями, более того - между женщинами, между мужчинами, восточные поцелуйчики, западные поцелуйчики, поцелуйчики вдвоем, втроем…
У Руслана Пушкаша нежный поцелуй. У Елисеева поцелуй в кабаре. Леся Пиша дала чувственный поцелуйчик, ее версия растительного и животного мира удивительна по своей чистоте и первооткрыванию. Ольга Петрова, как академик, представила версию страстного поцелуя. Это поцелуй-акт, она самая умудренная на нашей выставке. Боря Шматок - идеолог нетактильных отношений, внутренних, на очень глубоком духовном уровне - поэтому у него нет поцелуя вообще. У Романа Адамовича - поцелуйчики в космосе под теплыми одеялами. Эдик Бельский изобразил поцелуйчики весенние, ночные и групповые. Владик Шерешевский - версию-стилизацию рубежа века, поцелуйчики между юными и зрелыми парами. Андрюша Александрович вообразил будуарный групповой поцелуйчик. Витя Трубчаников представил изысканную версию поцелуя с приколом. Это настоящий прикол, он прикалывает языки людей. Версия Светы Лопуховой приурочена к юбилею Александра Сергеевича Пушкина, который, как известно, очень любил целоваться. Саша Прахова ориентировалась, я думаю, на восточную традицию поцелуя как лечения. И еще восточный поцелуй - одна из самых удачных работ Коли Есипенко. Влада Ралко сделала поцелуй при закате. И наконец, наша любовь, у которой все пронизано поцелуями - Валя Евмененко. Она фантазировала на тему поцелуев между обнаженными островитянами Таити, это пространство ей гораздо ближе, нежели сегодняшняя киевская зима.
Новый многоступенчатый проект «ВІН» (19. II-31. III) канадского художника Тараса Полатайко - «эстета, формалиста, полиглота в искусстве» (цитирую куратора Юрия Онуха) поразил меня своей замысловатостью. Детективность фабулы и некий сатанистский подтекст. «ВІН» - так в старых украинских письменных источниках звучала ссылка на черта.
Мне, как части украинской аудитории, очень польстило то обстоятельство, что проект реализуется специально для нее. Автор призывает свою благодарную аудиторию создать наиболее убедительный образ «ВІН»а - в виде фоторобота. Для этих целей в Министерстве внутренних дел были позаимствованы фотографии пропавших без вести людей. Затем среди наших сограждан будет подыскан реальный аналог наиболее понравившемуся Полатайко варианту зрительского творчества. Этому «ВІН»у будет предложена премия в размере 1000 гривен за роль объекта художественного наблюдения. Десять последних дней проекта он уединенно поживет в Центре Сороса с тем, чтобы желающие понаблюдать за «видеопроекцией его лица в реальном времени» смогли это сделать. Сам «ВІН» получит двойное удовольствие - он будет наблюдать за наблюдающими.
Я видела первую стадию проекта. Материально заинтересованные зрители энергично пытались «собрать» собственное лицо из частей лиц без вести пропавших - воображение у художника, конечно, мрачноватое, но свежее. Надеюсь, что и вторая стадия обоюдного соглядатайства будет столь же занимательной. Так что - спешите видеть.
«Emitare la natura» - подражание действительности - это не что иное, как выставка офортов Ксении Ходаковской в галерее «Персона» (3. III-31. III). Причем, подражания натуре у Ксении получается почти в натуральную величину. Такие большие офорты вы вряд ли где-нибудь еще увидите. Не говоря уже о том, что офорты сейчас вообще переходят в разряд раритетов. Благородно-красивая, но, увы, несовременная и дорогая графическая техника. В век новых технологий, упрощающих созидание произведений искусства (каких «произведений» - об этом не будем) трудоемкий офорт не популярен. Мужественных людей, занимающихся сейчас в Украине офортом, осталось немного - раз, два и обчелся. Но выставка Ходаковской вселяет надежду - возможно, у этого явления искусства и есть будущее.
Достоинств у офортов Ксении много, а главное - непринужденность и невымученность манеры. Несмотря на то, что офорт сковывает художницу необходимостью продумывать и предусматривать все до малейших деталей. А думать художникам вредно - добиться успеха можно только полагаясь на интуицию, что Ксения и делает.