Завершается 46-й киевский кинофестиваль "Молодость". И по "традиции" многие обрушили на него холодный град критики, причиной которой зачастую была небрежная организация. Но если не ограничиваться делами технологическими, а приподняться до вопросов идейных, то становится понятно: сама "Молодость" критикует общество еще беспощаднее.
Фестиваль напоминает столб с указателями, на котором значатся расстояния до разных городов. Вот только вместо табличек с мировыми столицами - здесь 200 фильмов, и в каждом из них - не только географические пункты, но и нравы, эпохи, идеи. А реакция украинской публики определяет нашу дистанцию от всего этого.
Например, от классики украинского и зарубежного кино наш зритель в этом году отдалился. На показах программ венгерских, американских и литовских ретро-фильмов, а также картин, снятых Юрием Ильенко, зрителей обидно мало. Хотя в прошлые годы подобные ретроспективы пользовались большим спросом.
А вот к картинам на ЛГБТ-тематику киевские киноманы, наоборот, заметно и массово приблизились. Каждый показ этой программы собирал переполненные залы.
Франко-бельгийский фильм-открытие "Жизнь" ознаменовал традиционный для "Молодости" уклон в сторону западноевропейского кино. Лента Стефана Бризе легко, словно вальсируя, пересказывает сюжет одноименного романа Ги де Мопассана. В центре картины - хрупкая 17-летняя Жанна, отрочество которой прошло в монастыре. Она возвращается в дом родителей, вскоре знакомится с молодым Жюльеном. Но супружескому счастью суждено длиться недолго. Семейную идиллию начинают подтачивать ссоры по мелочам, раздоры и в итоге - измены.
В фильме безукоризненно воспроизведена атмосфера XIX в. А из насыщенного событиями романа-первоисточника для двухчасового хронометража отобрали самое важное. Практически все это время камера под увеличительным стеклом изучает главную героиню. Предельно убедительно ее сыграла Жюдит Шемла, одна из самых многообещающих актрис Франции.
В финале картина подводит к настолько простой и мудрой, что кажется даже пошлой, мысли: "жизнь сначала дает человеку все, а затем забирает у него все".
Молодость показана в фильме периодом, когда не успеваешь удерживать все лучшее, что сваливается в руки.
Подобное чувство испытывали и зрители киевского феста, растерянно выбирая между несколькими проходящими параллельно показами.
"Среднестатистический" художественный уровень фильмов "Молодости", как и раньше, заметно выше иных украинских кинофестов. Однако добрая половина премьер стала разочарованием. Австрийская лента "Эгон Шиле: Смерть и девушка" сведена к скучному любованию богемой. Как, впрочем, и позерская норвежская "Вся красота".
Новое творение прославленного южнокорейского Ким Ки Дука "Сеть" актуально по замыслу и наивно по сюжету. От мозаичного швейцарского фильма "Родина", по сути, остается в памяти лишь одна символичная сцена, в которой меняются местами представители сытого западноевропейского мира и робкие беженцы.
Документальный фильм литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса "Мариуполис" приблизил украинского зрителя к одному из крупнейших наших южных городов. Еще недавно эта территория оставалась за горизонтом современного украинского кино. Обратить внимание на него заставила ситуация с АТО. Когда один из районов города оказался под обстрелом "града".
Картина показывает жизнь обычных людей. Разговоры о войне стали повседневностью, упадок и разруха - привычны, а сводки с фронта - главные новости. Каждый из персонажей достоин отдельного фильма. Сапожник, который размышляет о вере, ходит на рыбалку с дочерью. Молодая журналистка, которая снимает репортажи о бомбежках, но при этом аккуратно сооружает скромный "шик" на собственной свадьбе. Музыканты из дома культуры, мелодии которых фальшивые и искаженные, как и сама жизнь в Мариуполе. Безработный вечно пьяный рыбак, которого засудили за браконьерство. Харизматичные солдаты, которые строят баррикаду из холодильников и с лихим юморком вспоминают свои фронтовые подвиги.
Этот важный дробленный, размашистый фильм вмещает в себя слишком много, чтобы выглядеть цельно…
Фильм Саболча Хайду "Бывало и лучше" ("Семейное счастье") стал одним из главных событий первых дней фестиваля. Эта лента лишний раз подтвердила, что венгерский кинематограф сейчас на подъеме. Картина наших западных соседей "Сын Саула" в этом году, например, получила "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. А параллельно с "Молодостью" в кинотеатрах продолжается прокат сразу двух успешных кинохитов, снятых в копродукции с Венгрией: "Инферно" и "Детство лидера".
В свою очередь фильм завоевал главную и актерскую награды кинофестиваля класса "А" в Карловых Варах. Картину роднит с театром единство места и времени: весь сюжет вмещается приблизительно в сутки и не выходит за порог квартиры. В этом пространстве встречаются две семьи, представляющие разные социальные классы, мировоззрения и вкусы.
Буквально с первых кадров на зрителя направляется густой поток диалогов о верности, семейном
счастье, взрослении, эмиграции, отцовстве. По своей лаконичности и точности эти диалоги иногда не уступают Чехову. А неспешный ход сюжета постоянно приободряет интригующая пропажа конверта с деньгами, какая-то очередная проказа балованного сына, увлеченный рассказ о горящем доме или костюмированное детское шоу.
Есть мнение, что наш зритель не особо жалует вниманием фильмы, у героев которых… другой цвет кожи. Якобы это мешает ассоциировать себя с персонажами на экране. Правда, бред? Кинопрокатчики якобы объясняют это "скрытым расизмом". Но судя по полным залам на японской ленте "Гармония" и американском "Рождении нации" - зритель в порядке!
Пронзительная и беспощадная картина Кодзи Фукады "Гармония" была отмечена призом жюри программы "Особый взгляд" Каннского кинофеста. Эталонно продуманный сценарий рассказывает о жизни провинциальной японской семьи. Неожиданно на пороге дома появляется старый приятель главы семейства. Гость принимает приглашение пожить с ними некоторое время. Вскоре становится известно, что он только что вышел из тюрьмы. Затем всплывают детали преступления, закручивается адюльтер, и в итоге едва не погибает дочь. Каждый из героев ломается под грузом былых грехов.
"Рождение нации" Нэйта Паркера повествует о крупнейшем восстании чернокожих рабов в
1831 г. Это патетическое жанровое кино очерчено ореолом скандальной славы лишь потому, что оказалось в нужное время и в нужном месте. В начале года вокруг церемонии "Оскаров" разразился скандал из-за того, что среди номинантов не было чернокожих кинематографистов. Приблизительно в то же время проходил оппозиционный кинофестиваль "Санденс". И на почве этого скандала "Рождению нации" вручили не только главную награду, но и приз зрительских симпатий. Когда страсти улеглись, рейтинг картины моментально сдулся до позорных 5,8 на IMDb.
Ленту обещают в украинском прокате в январе. В ней подробно раскрыта судьба Нэта Тёрнера, он был одним из немногих чернокожих рабов начала ХIХ в, которые умели читать. Это и дало ему возможность выучить Библию и проповедовать…
"Молодость" - один из немногих культурных форумов Украины, который держит зеркало перед современностью. Смело обнажая его черную и белую стороны, а также сотни оттенков серого между ними.
Вместе с последним киносеансом отображенная картина мира навсегда растворится в таинственной тьме кинотеатров. Пройдет время, и осколки зеркала-фестиваля (в виде отдельных фильмов) встретятся на онлайн-платформах. Посмотревшись в них, вы, скорее всего, уже не узнаете ни себя, ни сегодняшний мир. И в обоих случаях подумается: "Хорошо, что все осталось в прошлом".