ОСЕННИЕ МОТИВЫ

Поделиться
Первая декада ноября в культурной жизни Киева должна быть уподоблена поистине вулканическому взрыву, столько неординарных событий происходило на этом коротком отрезке времени...

Первая декада ноября в культурной жизни Киева должна быть уподоблена поистине вулканическому взрыву, столько неординарных событий происходило на этом коротком отрезке времени. В этой взрывчатой ситуации вполне могли пройти незамеченными два концерта в Колонном зале им.Н.Лысенко, в которых гости Киева, камерный хор из Харькова, выступали совместно с хозяевами, самым молодым у нас Симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины. Однако и обе программы, и художественный уровень исполнения, и слаженный дуэт главных инициаторов и исполнителей данной творческой акции, представляющих известную в Украине музыкальную династию, - все вместе привлекло к этим филармоническим вечерам безусловный интерес публики и внимание музыкальной общественности. После окончания второго концерта, когда, наконец, утихли долго не смолкавшие аплодисменты и зал опустел, к участникам хора и к его руководителю профессору Вячеславу Палкину с теплым приветственным словом обратился ректор Национальной музыкальной академии Украины им.П.Чайковского профессор Олег Тимошенко, оценивший нынешнее выступление известного не только в Украине коллектива как новую творческую победу.

Программа первого вечера была рассчитана на то, чтоб удовлетворить вкусы меломанов классико-романтической ориентации. В нее вошли прозрачно-ясная Итальянская симфония Мендельсона и богатая образными контрастами увертюра к опере Верди «Сицилийская вечерня», исполненные оркестром с хорошим ощущением стиля, а также шедевр позднего Россини, одухотворенный симфонически-хоровой цикл «Stabat Mater». Это самое популярное из духовных произведений автора «Севильского цирюльника» справедливо считается пробным камнем для исполнителей. То, что камерный хор Харьковской филармонии начал гастрольные выступления в столице Украины именно этим опусом, говорит о многом. Ведь здесь демонстрируются такие качества хорового звучания, как ровность звуковедения, слаженность, чистота линий, идеальный характер тембровой окраски звука, имитирующего возвышенную неземную природу ангельского пения.

Для дирижера Игоря Палкина, рискнувшего в сжатые сроки подготовить с оркестром и хором столь непростой вечер, этот первый концерт совмещал в себе художественные и педагогические цели. Именно на таком классическом репертуаре может и должно формироваться собственное лицо и исполнительское мастерство недавно созданного филармонического оркестра. Еще на больший риск шел дирижер, когда решился посвятить второй концерт творчеству Альфреда Шнитке. Это была не просто ставка на имя, для Киева все еще сохраняющее след притягательной новизны. Из музыки Шнитке были выбраны два ранних, достаточно известных произведения, объединенные скорбной темой прощания и смерти. В первом отделении прозвучал цикл «In memoriam», авторский оркестровый вариант раннего фортепианного квинтета композитора. Во втором отделении хор и инструментальный ансамбль исполнили знаменитый, в свое время столь нашумевший, «Реквием», написанный Шнитке в обход всех идеологических барьеров и рогаток тотальной антирелигиозной пропаганды, обошедший эти барьеры благодаря спасительной оговорке: музыка к пьесе Ф.Шиллера «Дон Карлос».

Я хорошо помню Альфреда Шнитке периода, когда создавались эти произведения. Опальный советский авангардист-шестидесятник, он был кумиром тогдашней музыкальной молодежи. Находившийся на подозрении у официальных властей и у руководства тогдашнего Союза композиторов СССР во главе с незаменимым Тихоном Хренниковым, Шнитке умел вербовать себе поклонников среди самых талантливых, завоевавших мир музыкантов, режиссеров театра и кино, литераторов, представителей интеллектуальной элиты общества. С тех пор утекло много воды. Уже давно тяжело больной Альфред Шнитке живет в Германии. Остались позади годы борьбы, эпатажа, замешанной на внемузыкальных факторах популярности. Но осталось и главное, ради чего он жил и чему служил, - музыка. Эту Музыку, высокую и подлинную, Игорь Палкин помог нам услышать и воспринять, отрешившись от всего наносного и преходящего. Дирижер сплотил всех участников концерта своей верой, энергией, властной волей. Это было настоящее музицирование, живое и трепетное. Это был вместе с тем и своеобразный диалог поколений. Готовивший программу с хором отец Игоря Вячеслав Палкин - представитель той же эпохи, к которой принадлежат А.Шнитке, В.Сильвестров, А.Пярт, Э.Денисов, творчество которых так диссонировало с официальным искусством соцреализма. Игорь появился на свет, когда Шнитке переживал первые творческие успехи и неудачи. А для совсем молодых музыкантов, игравших в оркестре и сопровождавших звучание хора в «Реквиеме», с понятием злободневной музыкальной современности, возможно, связываются уже иные ценности и имена. Может быть, поэтому музыка Шнитке прозвучала в их интерпретации с такой естественной свободой, была ими так глубоко прочувствована. Ведь и в самой этой музыке - скорбной, жесткой, торжественно непреклонной, порой призрачно-ускользающей, мистически-таинственной или по-театральному грозной - сквозь пелену времени проступает нетленный образ Вечности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме