«ОРЛЫ», «ТРИУМФЫ» И «ГВОЗДИ» – И ВСЕ В ОДНУ НЕДЕЛЮ

06 февраля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 6 февраля-13 февраля 2004г.
Отправить
Отправить

Триумфальное начало Прошлая неделя, проведенная мной в Москве, началась привычным уже с 1992 года «действом» в Государственном музее изобразительных искусств им...

Инна Чурикова
Инна Чурикова
Инна Чурикова

Триумфальное начало

Прошлая неделя, проведенная мной в Москве, началась привычным уже с 1992 года «действом» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Пушкина – вручением одной из самых престижных премий, обладатели которой становятся триумфаторами при жизни. Крестной матерью «Триумфа» стала известная писательница Зоя Богуславская, а его финансовое обеспечение осуществил Борис Березовский. Он продолжает финансировать «Триумф», хотя уже год, как, получив политическое убежище в Великобритании, живет там под именем Платона Еленина, главного героя фильма «Олигарх», прототипом которого он стал.

Лауреатом этой премии теоретически может стать любой представитель любого из искусств, независимо от гражданства и места проживания. Да и члены жюри, выбирающие лауреатов тайным голосованием, достойнейшие из достойных, составляют цвет не только российской, но и мировой культуры. «Переходящее» ежегодно кресло председателя жюри в этом году занял Михаил Жванецкий. А вместе с ним лауреатов «Триумфа-2003» определяли Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Андрей Битов и Василий Аксенов, Инна Чурикова и Вадим Абдрашитов. Список можно продолжать долго, высокое жюри довольно обширно по своему составу, и каждое из имен достойно отдельного рассказа, не только беглого упоминания — Владимир Спиваков, Олег Меншиков, Андрей Вознесенский…

Лауреатами премии стали знаменитый музыкант, создатель и бессменный руководитель не менее известного джазового оркестра его имени, композитор Олег Лундстрем; дирижер Юрий Темирканов, который ввиду жесткого расписания на годы вперед на церемонии отсутствовал; любимец многих поколений зрителей, актер и профессор ВГИКа, отмеченный неувядаемым обаянием истинного интеллигента Алексей Баталов; краса и гордость классического балета, солист Большого театра, талантливый танцовщик, обладающий недюжинным драматическим дарованием Николай Цескаридзе, приехавший накануне из Франции после серьезной реабилитации после перелома ноги. А Андрей Вознесенский представил публике лауреата в области литературы, свою коллегу по поэтическому цеху, стихи которой переведены на 19 языков мира, Елену Шварц.

Если «взрослый» «Триумф» закрыл в этом году свою первую дюжину, то молодежный вручался лишь в четвертый раз. Из 19 молодых триумфаторов двое отсутствовали по уважительным причинам профессиональной занятости – солист балета Сергей Смирнов находится на гастролях, а актер Игорь Петренко, удостоенный Госпремии 2003 года за исполнение главной роли в фильме «Звезда», занят на съемках. Среди остальных кумир молодых киноманов режиссер Петр Буслов («Бумер»). Режиссер Нина Чусова, удостоенный «Триумфа» спектакль которой «Мамапапасынсобака» киевляне посмотрели в конце прошлого года во время гастролей театра «Современник». Актер и драматург Иван Вырыпаев. Востребованные сегодня режиссерами самых разных стилей и направлений актеры Марат Башаров и Виктория Толстоганова. Читаемый и почитаемый поэт Павел Чечеткин и его собратья по цеху Инна Кузнецова и Линор Горалик. Балерина Кристина Кретова и вокалистка Шура Шерлинг. Целая обойма музыкантов, среди которых гобоист Дмитрий Булгаков (он принимал участие в авторском концерте Гии Канчелли вместе с Юрием Башметом, состоявшемся в Киеве в рамках программы «Гранды искусства»), и совсем юная пианистка Александра Соломина (внучка актера и художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина). Премию получила певица Земфира, что подчеркивает разноплановость интересов жюри и заявленную изначально концепцию.

Вручение наград завершает традиционный фестиваль искусств, который пройдет на лучших сценах Москвы в феврале и марте. В его программе традиционно участвуют и лауреаты «Триумфа», и члены жюри: сольный концерт Земфиры и концерт «Триумф джаза», авторский вечер Михаила Жванецкого и спектакли «Белые ночи» у П.Фоменко и «Оскар» в Театре эстрады, «До и после» Ю. Любимова на Таганке и «Последняя жертва» во МХАТе им. А. Чехова.

Игры с серебряным гвоздем

«Гвоздь сезона» – традиционная премия Союза театральных деятелей. Это огромный серебряный гвоздь, которым отмечают лучший спектакль прошедшего московского театрального сезона. По процедуре, эксперты выбирают из всех премьер десять спектаклей-лауреатов. На церемонии все они удостаиваются упоминания, а его создатели, как правило, присутствуют в зале Культурного центра СТД. В завершение вечера лучший из десяти избранных, получая приз, становится «Гвоздем сезона».

Славную десятку составили: балетный спектакль Большого театра «Светлый ручей» и работа Русского камерного балета «Весна священная», «Похождения повесы» (ГАБТ) и «Средство Мактопулоса» («Геликон-опера»). «Правда хорошо, а счастье лучше» Малого театра и «Египетские ночи» мастерской Петра Фоменко, «Король-олень» вахтанговцев и МХАТовский «Копенгаген», «Сатирикон» представил «Доходное место», а «Современник» – «Мамапапасынсобака». Среди претендентов на «Гвоздь» также: «Кислород» (Театр. doc), «Двенадцатая ночь (Международная конфедерация театральных союзов), «Анатомический театр инженера Евно Азефа» («Эрмитаж»), «Последняя лента Краппа» ( театр Николая Калягина Et Cetera), «Предпоследний концерт Алисы в стране чудес» (Театр около Дома Станиславского) и «Сны изгнания» МТЮЗ).

Самым остроумным и удачным в церемонии, которую ее ведущий, председатель СТД Александр Калягин, предварил, на мой взгляд, мало подходящей, бесконечно грустной цитатой из книги Анатолия Эфроса об утрате смысла театрального высказывания, был великолепно разыгранный спектакль студентов Театральной академии (актерско-режиссерский курс С. Голомазова). В его основе — сцены из пушкинского «Моцарта и Сальери», разыгранные в стиле пародии на приемы режиссеров-лауреатов. Ах, как великолепно узнаваемы были творческий почерк не только мэтров Петра Фоменко или Романа Виктюка, но и приемы молодых и перспективных – Нины Чусовой и Константина Серебренникова. Высокий профессионализм студентов ничуть не уступал высокому профессиональному уровню спектаклей-лауреатов.

Гвоздем же сезона стал спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше», поставленный Сергеем Женовачем как современная пьеса на сцене Малого театра. Зритель на него ходит с удовольствием.

Размах крыльев «Орла»

Завершало премиальную неделю вручение премий Академии кинематографических искусств, основанную Никитой Михалковым. Надеюсь, никто не спутает «Золотого Орла» с кинопремией Национальной киноакадемии «Ника», тем более что на этот раз уже не чувствовалось такого антагонизма между киноакадемиями.

Церемония вновь проходила в знаменитом, помнящем съемки бала Наташи Ростовой для фильма «Война и мир», первом павильоне «Мосфильма». Церемонию вел сам Никита Сергеевич Михалков, который больше всех и актерски органично радовался как за победителей, так и «вставным» номерам. А их было достаточно: от рефренных экстренных выпусков передачи «Кино не тонет» с в меру пошлыми шутками «горожан» Олейникова и Стоянова до виртуозной Татьяны Гринденко, сладкоголосого «белого Кая» – Николая Баскова и королевы нашего джаза Ларисы Долиной.

Первого «Орла» вручили лучшему анимационному фильму. Его обладателем стала картина Андрея Хржановского «Полтора кота». Получавший награду сын мэтра сказал, что отец собирается передать ее денежный эквивалент в фонд студии «Шар», что, безусловно, поможет молодым аниматорам в создании их первых работ.

Как было предварительно объявлено, самым «плодовитым» номинантом стал фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». И хотя не признан «лучшим режиссером» Виталий Мельников, не получил награду актер Виктор Сухоруков и не выдержала конкуренции звукорежиссер Ася Зверева, картина все же собрала довольно внушительную «стаю» «Орлов». Получили награду художник по костюмам Лариса Конникова, художник-постановщик Александр Загоскин, композитор Андрей Петров – «за лучшую музыку» и, наконец, как всегда великолепный Олег Янковский – «за лучшую мужскую роль второго плана».

Зато номинированный семь раз фильм Вадима Абдрашитова «Магнитные бури», не став лучшей игровой картиной, оставив за кадром сценариста Александра Миндадзе, художника-постановщика Владимира Ермакова и актрису Викторию Толстоганову, увел «Орлов», как почтовых голубей, в номинациях «лучший монтаж» (Лидия Милиоти) и «лучшая режиссерская работа» (уже названный выше Вадим Абдрашитов).

Не все из пяти номинаций получила и картина «Возвращение» дебютанта, покорителя Венецианских «Золотых львов» Андрея Звягинцева. Вокруг него явно сгустились тучи недоброжелательства коллег из-за особого внимания, проявленного к нему (а, может, к кино?..) президентом страны. Но ведь и лишить его премии нельзя – и из-за вышесказанного, да и кино-то он сделал хорошее. Посему награду получили звукорежиссер Андрей Худяков, оператор Михаил Кричман. А президент Академии кинематографических искусств Владимир Наумов под сдержанные аплодисменты зала вручил Андрею Звягинцеву «Орла» «за лучший игровой фильм».

Ирина Пегова, сыгравшая главную роль в «Прогулке» Алексея Учителя, совершенно неожиданно стала лидером гонки в номинации «лучшая женская роль», обойдя Ренату Литвинову и Викторию Толстоганову.

«Золотой Орел» не обходит своим вниманием и телевизионное кино. И здесь, на мой взгляд, академики были справедливы и единодушны – лучшей телекиноработой был признан фильм «Идиот» Владимира Бортко, а актеры Инна Чурикова и Евгений Миронов получили соответственно награды за «лучшую женскую роль второго плана» и «лучшую мужскую роль».

«Свадебным генералом» на церемонии был приехавший по приглашению Галины Волчек в Москву для постановки «Бесов» в театре «Современник» Анжей Вайда. Он и вручил виртуально премию за лучший зарубежный фильм Роману Поланскому («Пианист»).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК