Что есть демократия? Инструмент правопорядка или способ потакания гедонизму быдла? Эти не новые вопросы возникли в связи со шквалом трагических сообщений о 19-летних серийных убийцах из Днепропетровска. Эти недавние события потрясли страну. Много негодования и сочувствия жертвам. Но тревожит одна мысль: а ведь мало кто будет разбираться в скрытых причинах произошедшего. Это сложно. И никому невыгодно. Но есть то, что очевидно. То, что можно понять без особых усилий.
Молодые люди из Днепропетровска в течение месяца (начиная с 19 июня) убили 15 человек, совершив 19 нападений. На пресс-конференции по поводу задержания убийц представитель МВД сказал, что очевидных мотивов нет — похоже на развлечение или охоту». Кто-то говорит, что дети богатых родителей таким образом охотились на простолюдинов. Но это не совсем правда, потому что состав «стаи» вполне демократичный (был там и пэтэушник).
«Развлечение» — пожалуй, ключевое слово. Убийства снимали на видео мобильными телефонами. Мало того, некоторые из преступлений повторяли сценарные ходы просмотренных боевиков. И это должно заставить задуматься и сделать выводы. Поскольку отражает своего рода тенденцию. Чуть менее резонансные, но все же очень громкие криминальные дела: прилюдное избиение подростка в Ужгороде (парень спасся тем, что прыгнул с набережной в реку), которое также снимали на видео; массовые избиения подростков в Черновцах, которые организовывались специально для того, чтобы снимать их на видео. Причем принципиальной разницы между имитацией избиений и избиением подростки не видели. Они с равным удовольствием снимали и то, и другое. Напомню, это было несколько месяцев назад. И могло быть воспринято как своего рода предупреждение. Но, увы… И вот новое преступление с видео. Уже без тормозов, на всю катушку — точная копия кровавых фильмов и игр.
Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять: присутствие насилия на экранах телевизоров и мониторах компьютеров сыграли, может, не самую главную, но все же важную и зловещую роль в том, что произошло. Фильмы попали в резонанс с конкретным человеческим идиотизмом и социальной неадекватностью. Ибо главный обман такого кино в том, что он показывает убийство не реальным — то есть тупым, страшным, самоубийственным (кстати) занятием, а чем-то очень зажигательным и опасно-манящим. Развлекуха. И вот парни спасаются от скуки… И экранный кетчуп превращается в кровь конкретных людей — пенсионера, четырнадцатилетнего подростка, женщины.
Не так давно немецкое общество потрясло одно преступление. Школьник, переодевшись в костюм ниндзя, открывал дверь класса, стрелял в условного врага и шел к следующим дверям. Точная имитация компьютерных стрелялок! Преступник, покушавшийся на Рональда Рейгана, перед преступлением 15 раз просмотрел фильм Мартина Скорсезе «Таксист», где главный герой (в этой роли Роберт Де Ниро) решает свои проблемы таким же образом. Всем известно, что эстетские игры с жестокостью порой возвращаются бумерангом: жена знаменитого режиссера Романа Поланского, актриса Шэрон Тэйт (игравшая в фильме «Ребенок Розмари» главную роль), была убита маньяками. Широко обсуждались в российских СМИ преступления, совершенные подростками после просмотра нашумевших фильмов «Бригада» (режиссер Алексей Сидоров) и «Бумер» (режиссер Петр Буслов). Те реальные преступления точно имитировали некоторые сцены популярных картин.
Тем не менее, многие отстаивают право народа смотреть то, что ему хочется. Действует некая «презумпция невиновности» для подобных кинотворений различного художественного уровня. Якобы никто не доказал их реальный вред. На самом же деле в США, преже чем ввести запрет на демонстрацию сцен насилия на общедоступных телеканалах, провели серьезную исследовательскую работу. Наши противники цензуры похихикивали: вот, мол, до чего доводит цензура — американцы уже сцены насилия из «Тома и Джерри» вырезают! Но стоит ли хихикать? Они знают, что делают — если вырезают. Жизнь достала — вот и пустили в ход цензурные ножницы.
Жаль, что некоторые фильмы со слишком откровенными сценами насилия в США запретили показывать на широком экране, но не запретили их снимать. Ведь если заглянуть в исследования серьезных психологов, то обнаружим их мнение по этой проблеме. Чудовищное влияние таких вот «произведений» на подростков — в науке давно уж азбучная истина. Об этом знают все. Только наше общество никак не реагирует на это знание!
Все-таки действует упомянутая «презумпция»: мол, миллионы смотрят — и ничего. Вроде бы не существует, по мнению некоторых, слишком уж весомых аргументов против правового киновиртуального киллерства. Но стоит задуматься: а есть ли хоть какие-то аргументы за то, чтобы все это показывали на экранах практически круглосуточно? Кто проиграет от того, что подобные творения перестанут демонстрироваться? Уверен: родственники жертв вряд ли будут наслаждаться таким кино. Уверен: они проклянут их создателей. Не будут, скорее всего, все это смотреть и родственники убийц.
Проявляя сочувствие к пострадавшим (форумы переполнены размышлениями, что нужно сделать с убийцами: «отрубить руки и в таком виде посадить в тюрьму пожизненно»; «повесить на башенных кранах — и пусть висят, пока мясо не начнет отваливаться»), не логично ли и в Украине, по примеру США или Голландии, запретить демонстрировать фильмы со сценами насилия, пропагандирующие агрессию?
Разумеется, дело не в одних только фильмах и компьютерных играх. Подобные преступления, как правило, совершаются от ощущения никчемности и социальной неадекватности. Причин немало… Но экранные отражения, скорее всего, послужили катализатором, попали в резонанс. Эти «отражения» опасны для Украины. И именно сейчас, когда в зеркало самой жизни порою страшно вглядываться.