Они его любили ("его" — театр)

22 июня, 16:05 Распечатать Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля

Репетиционный процесс в одесском театре безо всяких преувеличений "бурлит".

Стас Жирков © opinion.biz.ua

В контексте нашего нынешнего театрального бума ZN.UA продолжает славную летопись не только киевских премьер, но и проектов в других украинских городах. В частности, в Одессе, в Украинском театре им. В.Василько, в конце июня выходит довольно ажиотажный спектакль "Она его любила". Жанр — "жизнь в двух действиях", режиссер — Стас Жирков, в основе — пьеса Андрея Иванова. 

 

В мае-июне репетиционный процесс в этом одесском театре безо всяких преувеличений "бурлит": репетиции едва ли не в каждом углу, несмотря на срочную потребность ремонта самих этих углов. 

В одном углу разыгрывают "Конотопскую ведьму" Г.Квитки-Основьяненко; в другом углу обсуждают детали сверхсовременной "Энеиды" В.Ченского на основе поэмы И.Котляревского. 

И уже на большую сцену вышли участники премьерного проекта "Вона його любила". 

вона його любила
ukrteatr.odessa.ua

Это современная история, новый текст. Эдакая дразнящая любовная шарада, в которой задействованы некоторые герои нашего времени: такие, какие уж они есть. Есть Таня, которая любит. Есть Сергей, которого любят. Есть мама Сергея, которая мечтает побыстрее женить этого сына. Есть некий неугомонный Славик, которому, по словам режиссера, недостает адреналина в собственной жизни. Есть даже папа Тани, который любит водку. И есть еще французский бульдог Джон Сноу. 

Вот такой джентльменский набор, такой пряный социальный пасьянс. 

Причем, место действия не Белоруссия, хотя драматург и мотивы пьесы вроде бы оттуда (первоначальная версия названия "Из училища"). Условное место действия — Одесса-мама.

Для местного театра подобный остросовременный репертуарный поворот — в какой-то степени вызов, возможно, даже испытание. Формат "Зритель на сцене" — также разговор со публикой на ее языке. А это часто язык улицы, когда не подбирают слова, а в самих словах — соль жизни. 

Впрочем, любовь приемлет любые языки, даже арго! 

Режиссер Стас Жирков говорит после репетиции, что идея этой пьесы возникла под Минском, в рамках режиссерской лаборатории. И когда драматург Андрей Иванов уже прислал ему готовый текст, то эта версия впитала их общие идеи, находки, даже озарения. Собственно, премьерный одесский спектакль сохраняет фабулу, но многое в ней и дополняет. 

— Мне интересен текст о сегодняшнем дне, о нынешних молодых людях, — говорит режиссер. — Возможно, кто-то увидит в этой истории — страсть ученицы к своему учителю, эдакую Лолиту. Но это вовсе не Лолита! И здесь не надо искать никаких аналогий. На мой взгляд, все в нашей истории — острее, даже страшнее, и… смешнее. 

Мне как раз важно, что действие спектакля предполагает Одессу, Украину. Хотя, собственно, такой поворот событий мог состояться в любом уголке Земли. 

Отрадно, что сегодня Украинский театр в Одессе начал "перезагрузку", обновление. Новый директор — художественный руководитель Юлия Пивоварова, как мне кажется, нацелена на создание интересного репертуара, украинского репертуара. Здесь всегда были (и есть!) замечательные актеры. Некоторые из них задействованы и в нашей премьере — Марина Климова, Вадим Головко, Константин Кириленко, Владимир Романко, Ирина Охотниченко, Игорь Геращенко. Сегодня театр открывает дверь молодым украинским режиссерам. Которые, уверен, сделают интересным — и новый сезон, и все последующие. 

— Уходящий сезон в твоем театре "Золотые Ворота" был броско назван #Безвиз. Оправдало себя такое название? 

— На мой взгляд, более чем оправдало. В "Золотых…" вышло четыре премьеры по линии #Безвиз на основе интересных текстов зарубежных авторов, были яркие режиссеры из-за рубежа. В частности, французский режиссер Жюль Одри поставил у нас успешный спектакль "Сьогодні вечері не буде", который пользуется большой популярностью у зрителей. Белорусский режиссер Юрий Диваков поставил "Город Богов" по пьесе словенского автора. Я ставил немецкую пьесу "Калеки", и белорусскую — "Тихий шорох уходящих шагов", у нас она идет под названием "Тату, ти мене любив?".

Каждый из этих спектаклей сезона #Безвиз — особый. Эти постановки отличают и индивидуальный режиссерский почерк, и какая-то "специальная" сценическая энергетика. Во всяком случае, их точно не перепутаешь! 

Для меня особенность уходящего сезона не только в названиях, режиссерах, спектаклях, но еще и в наших активных фестивальных, гастрольных поездках — в разные страны: Мюнхен, Прага, Могилев, Минск, другие города. Это тоже наш #Безвиз. И как раз этот сезон доказал, что украинский театр может успешно контактировать с театрами разных стран, с международными фестивалями.

— Недавно наша газета подробно информировала народ о киевских премьерах уже грядущего сезона, в таком случае — какие дополнения можешь внести к уже анонсированным названиям? 

— "Золотые Ворота" любят разные слоганы. Один из таких слоганов, который и будет отражать будущий сезон, — "Завжди відкриті для тебе!" 

— То есть "Ворота" открыты всегда?

— Естественно! Впереди не только премьеры, но и специальные события в театре — вокруг спектаклей, актуальных театральных тем. Это и встречи с драматургами, критиками, актерами, и другие форматы.

Помимо классической пьесы Августа Стринберга "Фрекен Юлия", которую сейчас в театре репетирует Иван Урывский, в новом сезоне также выйдут новые спектакли Тамары Труновой, Влады Белозоренко. 

В "Золотых Воротах" поставит спектакль немецкий режиссер Корнелия Кронбольц, она из Магдебурга. 

Уже в начале 2019-го я собираюсь приступить к "Братьям Карамазовым" Ф.Достоевского, над новой сценической версией романа работает белорусский драматург Дмитрий Богославский. 

Если раньше наш театр форматировал свое направление как активную работу с молодыми режиссерами, то впоследствии это направление расширилось — до серьезных международных творческих контактов. И поэтому принцип — "Завжди відкриті для тебе!" — предполагает не только конкретные двери конкретного театра, но и целый театральный мир. Он и должен быть открытым — для актеров, зрителей. 

— Если заглядывать в недалекое будущее большого мира, какие совместные проекты и какие твои постановки предполагаются на других параллелях и меридианах?

— Фактически сразу после премьеры в Одессе — в августе — участие в Международной театральной школе в Мюнхене. В октябре — премьера "Утиной охоты" А.Вампилова в Минске; в декабре — "В ожидании Годо" С.Беккета в Магдебурге. А в Театре на Подоле в новом сезоне стартует работа над "Ревизором" Гоголя с Вячеславом Довженко в главной роли.

 

P.S. В июле-августе — в ZN.UA — новые сюжеты "театрального гида" из других украинских городов: премьерные сценические проекты во Львове, Ивано-Франковске, Херсоне, Харькове, Днепропетровске, других городах. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно